Яндекс.Метрика

Личная и общественная безопасность в контексте конфликтологии

Личная и общественная безопасность в контексте конфликтологии

безопасность   

 Цой Л. Н. 

Глобальные изменения современного мира бросили вызов концепциям безопасности социальных систем стран с тоталитарным режимом управления, в частности странам бывшего СССР, а ныне СНГ. Эти изменения в первую очередь связаны с процессами формирования постиндустриального общества, с  процессами глобализации.  Идеология и общественное мнение о безопасности в сфере информационно-коммуникативных процессов, направленных на сохранение, как  деятельности, так и   субъекта деятельности     находятся на стадии формирования.

В эпоху глобализации философия социальных систем должна быть ориентирована на ценности и смыслы, включенные в широкий социальный контекст, предопределяющие разную деятельность с целью защиты   жизни каждого человека  и безопасности государства. Идеи, которые являются привлекательными для большинства людей в мире, обеспокоенных своей безопасностью и безопасностью своего дела, сконцентрированы в философии ненасилия, идеях сотрудничества, консенсуса, договоренностей, партиципативности и партнерства. В них насилие рассматривается как узурпация свободной воли и посягательство на свободу человеческой воли. В имеющейся социологической литературе недостаточно раскрываются проблемы безопасности, которые   напрямую связаны   с социальной ответственностью каждого человека.  Каждый человек испытывает страх перед другим человеком, если знает, что другой сильнее и имеет в своем распоряжении средства (оружие, власть, силу и пр.)    Каждый человек хочет обезопасить себя от возможности применения к нему насилия и тотального контроля,   всеми возможными способами, в случае, если государство не выполняет  этой  функции..

О безопасности можно говорить только в контексте угроз и рисков, которые бывают: мнимыми, реальными (объективными), прогнозируемыми. Существует множество аспектов безопасности: личная, национальная, экономическая, социальная, политическая, экологическая, информационная, военная, международная и т.п.

 В контексте конфликтологии предлагается придерживаться определения безопасности, как состояния общественных отношений, при котором личность, социальная группа, народ, страна (государство) может самостоятельно, суверенно, без вмешательства и давления извне свободно выбирать и осуществлять свою стратегию   поведения.  В постиндустриальную эпоху современные мыслители предлагают  глобализирующемуся миру новую этическую матрицу  (глокалэтику),  в которой, с одной стороны,  отвергается высокомерие современной морали по отношению к нравам и традициям (т.е. право морали на господство над обычаем), а с другой стороны  предлагает осмыслить традиции в контексте безопасности каждого человека независимо от традиций, которых  он придерживается.

 Однако, когда такие моральные ценности, как достоинство, доброжелательность, честность и скромность, уходят  из общественной жизни,  роль  государства как инструмента принуждения  и ограничения насильственных действий со стороны граждан-насильников,  должна  повышаться. В противном случае человек  вынужден  защищать самого себя, переходя все дозволенные границы ( превращаясь в варвара),  не находя поддержки у государства.   Чем больше людей защищает самих себя от насилия,  тем выше вероятность того, что государство не выполняет своих функций и общество находится на пороге социального взрыва. 

Этой статьей утверждается, что  между государством и человеком существует потенциальный конфликт и для его актуализации необходим  ясный, понятный и принятый обществом  социально-экономический и политико/правовой   механизм его регулирования, предусматривающий  ограничение насилия, вражду,   ненависть и агрессивно-разрушительные действия,  как со  стороны государства, так и со стороны граждан.

Цой Л.Н.  — Фрагменты из статьи   Личная и общественная  безопасность:  в контексте формирования глокалэтики. //Материалы II международного научного конгресса «Глобалистика-2011» Пути стратегической стабильности и проблема глобального управления.- Москва, МГУ, 18-22 мая 2011 г.   С.186-192.