Глобальные изменения современного мира бросили вызов концепциям безопасности социальных систем стран с тоталитарным режимом управления, в частности странам бывшего СССР, а ныне СНГ. Эти изменения в первую очередь связаны с процессами формирования постиндустриального общества, с процессами глобализации. Идеология и общественное мнение о безопасности в сфере информационно-коммуникативных процессов, направленных на сохранение, как деятельности, так и субъекта деятельности — находятся на стадии формирования.
В эпоху глобализации философия социальных систем должна быть ориентирована на ценности и смыслы, включенные в широкий социальный контекст, предопределяющие разную деятельность с целью защиты жизни каждого человека и безопасности государства. Идеи, которые являются привлекательными для большинства людей в мире, обеспокоенных своей безопасностью и безопасностью своего дела, сконцентрированы в философии ненасилия, идеях сотрудничества, консенсуса, договоренностей, партиципативности и партнерства. В них насилие рассматривается как узурпация свободной воли и посягательство на свободу человеческой воли. В имеющейся социологической литературе недостаточно раскрываются проблемы безопасности, которые напрямую связаны с социальной ответственностью каждого человека. Каждый человек испытывает страх перед другим человеком, если знает, что другой сильнее и имеет в своем распоряжении средства (оружие, власть, силу и пр.) Каждый человек хочет обезопасить себя от возможности применения к нему насилия и тотального контроля, всеми возможными способами, в случае, если государство не выполняет этой функции..
О безопасности можно говорить только в контексте угроз и рисков, которые бывают: мнимыми, реальными (объективными), прогнозируемыми. Существует множество аспектов безопасности: личная, национальная, экономическая, социальная, политическая, экологическая, информационная, военная, международная и т.п.
В контексте конфликтологии предлагается придерживаться определения безопасности, как состояния общественных отношений, при котором личность, социальная группа, народ, страна (государство) может самостоятельно, суверенно, без вмешательства и давления извне свободно выбирать и осуществлять свою стратегию поведения. В постиндустриальную эпоху современные мыслители предлагают глобализирующемуся миру новую этическую матрицу (глокалэтику), в которой, с одной стороны, отвергается высокомерие современной морали по отношению к нравам и традициям (т.е. право морали на господство над обычаем), а с другой стороны предлагает осмыслить традиции в контексте безопасности каждого человека независимо от традиций, которых он придерживается.
Однако, когда такие моральные ценности, как достоинство, доброжелательность, честность и скромность, уходят из общественной жизни, роль государства как инструмента принуждения и ограничения насильственных действий со стороны граждан-насильников, должна повышаться. В противном случае человек вынужден защищать самого себя, переходя все дозволенные границы ( превращаясь в варвара), не находя поддержки у государства. Чем больше людей защищает самих себя от насилия, тем выше вероятность того, что государство не выполняет своих функций и общество находится на пороге социального взрыва.
Этой статьей утверждается, что между государством и человеком существует потенциальный конфликт и для его актуализации необходим ясный, понятный и принятый обществом социально-экономический и политико/правовой механизм его регулирования, предусматривающий ограничение насилия, вражду, ненависть и агрессивно-разрушительные действия, как со стороны государства, так и со стороны граждан.
Цой Л.Н. — Фрагменты из статьи Личная и общественная безопасность: в контексте формирования глокалэтики. //Материалы II международного научного конгресса «Глобалистика-2011» Пути стратегической стабильности и проблема глобального управления.- Москва, МГУ, 18-22 мая 2011 г. С.186-192.