В рамках инновационных игр и в продолжение разработок темы самоопределения Московская школа конфликтологии обсуждает тезисы:
1) Самоопределение бывает рефлексивное и нерефлексивное.
2) В основании самоопределения лежат позиция и выбор.
3) Составляющие САМОоопределения: САМОограничение, САМОорганизация, САМОуправление, САМОпредъявление.
4) Виды самоопределения: личное, профессиональное, социальное, экзистенциальное.
5) Самоопределение в позиции, ситуации и в деятельности.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (англ. self-determination) — процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы.
Философская идея самоопределения возникла в XVIII в. в связи с интересом к свободе и примату воли личности. Понятие употреблялось применительно к любой группе, которая, как полагали, обладала коллективной волей.
Самоопределение — это установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе. Самоопределение — активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни. Самоопределение — это сложный, многоступенчатый процесс развития человека.
«Поколенческий дискурс в практиках самоопределения»
Алексеев Н.Г. Использование ОДИ в системе педагогического образования. — Пермь: Пермский политехнический институт, 1992.
Анисимов О.С. Педагогическая концепция последипломного образования. Вып. 14. – М.: РАМА, 1994. С. 47-48.
Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. (Серия «Мир психологии»). С. 714.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — В кн.: Исследование мышления в советской психологии. М., Наука, 1966, с. 236-277.
Громыко Ю.В. Труд самоопределения в современном мире: Учебная книга для управленцев и педагогов. — М.: Пушкинский институт, 2009. — 544 с. — Серия «Мыследеятельностная педагогика».
Зарецкий В., Коменский Р. Концептуальная схема самоопределения. // Кентавр. — 1995. — № 2. — с. 10-12.
Зарецкий В.К., Каменский Р.Г., Краснов С.И. Самоопределение как психолого-педагогическая проблема. //Тезисы Российской научно-практической конференции “Человек в педагогической системе К.Д.Ушинского”, Курск, 22-24 февраля 1995 г. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. /Деятельность. Сознание. Личность. Т.2, М.: Педагогика.,1983.С.141.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М.: Сов. энциклопедия, 1975.С. 17.
Пряжников Н. С. — Активные методы профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 2001.
Рубинштей С.Л. Направленность личности // Хрестоматия по психологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов /Сост. В.В. Мироненко; Под. Ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1987. С.154.
Соловьев В. С. Сочинения в двух томах., т. 1.,М., “Мысль”., 1990. С. 191.
Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1)./Из архива Г.П.Щедровицкого. Т.9 (1). –М.: Наследие ММК. 2004. (С. 267 – 268;273- 274)
ПЕДАГОГИКА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ГУМАНИТАРНЫЕ ПРАКТИКИ
Для философствующих конфликтологов
Конфликтология и конфликты