(Фрагмент из книги « Теория и практика инноватики»)
(Николай Иванович Лапин (1931 г. р., Москва) — доктор философских наук, член-корреспондент РАН, профессор, специалист в области социологии инноваций, социологии организации и управления, социологии культуры).
Мотивацию индивидов к социальным действиям можно интерпретировать, как желание достичь некоторого результата. Согласно М.Веберу, такое желание включает цель, ценности и аффекты.
Один из основателей чикагской школы социологии, В.Томас выделил четыре группы желаемых результатов: Новый опыт, Безопасность, Ответную реакцию, Признание.
Предпринимая то или иное действие, индивид соотносит свои желания с ценностями , теми нравственными нормами, которые исходят из общества, т.е. определяет ситуацию, в рамках которой он делает свой выбор.[1] То, как это делает конкретный индивид, зависит от типа его деятельностной ориентации, или от деятельностного типа личности. В начале ХХ века исследователи выделил три таких идеальных типа:[2]
- филистерский (мещанский, обывательский) — его характер установился до обнаружения творческих возможностей индивида, поэтому исключает возникновение какой-либо новой установки и при определении ситуации придерживает раз и навсегда установленной схемы;
- богемный (вальяжный, цыганский) – его характер не завершен, нестабилен, открыт для всевозможных влияний, творческие возможности не закрыты, но не концентрируются из-за множества вариаций жизненных планов;
- творческий – его характер завершен и организован на основе творческой эволюции, поэтому ему свойственно устойчивое стремление изменить и расширить организацию своей жизни в соответствии с некоторыми целями.
Исследуя взаимовлияния индивида и его среды, чикагские социологи предложили четкие и реалистичные формулировки: «Эволюция личности – это всегда борьба между индивидом и обществом – борьба за самовыражение со стороны индивида и борьба за его подчинение со стороны общества. И именно в ходе этой борьбы личность – не как статичная сущность, но как динамичный, постоянно развивающийся сгусток активности – проявляет и создает себя».[3] Эта борьба по–разному складывается для различных типов личности. Филистерская и богемная личности уступают давлению общества – оно подавляет в характере индивида те возможности, которые представляются прямо или косвенно опасными данному обществу. Конечным продуктом такой социализации оказываются или ограниченная личность филистера, или неустойчивый, нонконформистский богемный тип. Напротив, богатый возможностями и цельный характер, следуя принципу различения ситуаций и принципу сублимации социально-запретных установок, сохраняет установки своего темперамента и превращается в творческий тип личности. Если мы соотнесем эту типологию личности с разделением деятельности на продуктивную, инновационную и рутинную, то для филистерской и богемной личностей характерна репродуктивная, рутинная деятельность, а для творческой личности – продуктивная. Но не любая продуктивная деятельность является инновационной, а лишь практически направленная. Осуществление такой деятельности предполагает наличие у творческих людей некоторых особых, собственно инновационных качеств. Присутствие таких качеств и делает творческую личность инновационной, отличая ее от других творческих личностей и противопоставляя традиционной личности. (68) У Э. Хагена инновационная личность сопоставлена с авторитарной как склонной к подчинению авторитарной власти (такой смысл авторитарной личности заложен в работах ряда западных авторов, в первую очередь у Адорно). Однако в русском языке термин «авторитарный» относится, прежде всего, к субъекту власти, а не к ее объекту. Э. Хагена построил следующую сопоставительную таблицу инновационной и традиционной личности. (57):
Таблица №1 Инновационная и традиционная личности.
Важнейшие характеристики | Инновационная личность | Традиционная личность |
Отношение к действительности | Отношение к миру характеризуется любознательностью и стремлением управлять (манипулировать) им. Что выражается в упорном потоке его основных регуляторов с целью воздействовать на различные явления и контролировать их. | Согласие с образцами жизни, диктуемыми традицией и авторитетами, которые обосновываются их предположительно вечной природой и сверхъестественным происхождением. |
Понимание роли индивида в мире | Принятие на себя ответственности за плохие стороны жизни, сопряженное с потоком лучших решений и попытками внести изменения. | Покорность, послушание, стремление избегать ответственности и потребность в зависимости. |
Стиль лидерства | Откровенность и терпимость к подчиненным, одобрительное отношение к их оригинальности и стремление к инновациям. | Твердость (жесткость, непреклонность), возвышенные надежды и строгие требования к подчиненным. Отсутствие (недостаток) стремления к соз0иданию, инновациям. |
Степень склонности к созиданию и инновациям | Творчество, стимулирующее самобытность и стремлении к новизне, неукротимая любознательность. |
Инновационная личность возникает и получает в обществе широкое распространение в особых исторических обстоятельствах, которые он именует выходом за переделы статуса. Это наблюдается когда рушатся предписанные статусы, характерные для закрытого общества. Анна смену им приходят интенсивная социальная мобильность, открытые классовые и социальные стратификации. Трансформация российского общества обозначила выход множества людей за пределы прежних своих статусов. За это заплачена дорогая цена. Но в итоге можно ожидать подъема инновационной активности, появления и широкого распространения в хозяйственной жизни. Таким образом, деятельностная концепция инноваций означает, что субъект, осуществляя инновационную деятельность, меняет не только ее предмет, но и ее цели и средства, тем самым – самого себя, развивает себя как инновационную личность. Интеллектуальный ресурс представляет собой «системообразующее качество инновационной личности».[4] Можно сказать, что инновации – это родной дом для инновационных личностей, воспринимающих мотивацию достижительности. В организационно-управленческом отношении инновационный проект – это временная формально-целевая структура, включенная в боле широкую организационную систему с матричной структурой управления.
[1]Томас В. Четыре желания и определение ситуации //Общая социология: Хрестоматия /Сост. А.Г.Здравомыслов, Н.И.Лапин. М.: Высшая школа, 2006.
[2] Томас В., Знанецкий Ф. Польский крестьянин в Европе и Америке (1918-1920)
[3] Томас В., Знанецкий Ф. Три типа личности. //Четыре желания и определение ситуации //Общая социология: Хрестоматия /Сост. А.Г.Здравомыслов, Н.И.Лапин. М.: Высшая школа, 2006. С. 18
[4] Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. – СПб.: Питер, 2004. С. 79
( Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: учеб. пособие /Н.И.Лапин. – М.: Университетская книга: Логос, 2008. С.55.)