07.02.15 — Утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области медиации (медиатор)»
Стандарт утвержден приказом № 104/н Министра труда и социальной защиты РФ М.А. Топилина от 15 декабря 2014 г.
Стандарт определяет основные трудовые функции (функциональные карты профессиональной деятельности медиатора общего профиля и супервизора в специализированной сфере медиации), требования к образованию и обучению, уровень квалификации, необходимые умения и знания, особые условия допуска к работе (возраст не менее 25 лет).
Ответственная организация-разработчик: АНО «Центр медиации и права», г. Москва.
Организации-разработчики:
- АНО «Центр медиации и альтернативного разрешения споров при Федеральной палате адвокатов», город Москва
- ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», факультет юридической психологии, кафедра медиации в социальной сфере, город Москва
- НП «Национальная организация медиаторов», город Москва
- ООР «Российский союз промышленников и предпринимателей», город Москва
- ФГБУ «Федеральный институт медиации», город Москва
- ФГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», факультет политологии, город Москва
- ФГОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина» (МГЮА), город Москва.
В ситуации, когда конфликтующие стороны осознают необходимость разрешить конфликт в досудебном порядке, с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны, им нужен медиатор, который может помочь обеим сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Различия между медиатором и консультантом-советником
Медиатор |
Консультант- советник |
— ориентирован на достижение чётких соглашений между участниками спора о том, как они будут решать конкретные вопросы | — ориентирован на то, чтобы стороны конфликта лучше осознали своё поведение |
— будучи осведомлён о человеческих чувствах, не учитывает их | — будучи осведомлен человеческих чувствах, принципиально обеспокоен тем, что стороны чувствуют в соответствии со своим опытом |
— сосредоточен на том, как стороны хотели бы видеть будущее, а не на подробном анализе прошедших событий | — сосредоточен на необходимости исследовать прошлое, подробно выявить происхождение и закономерности убеждений и поведения сторон |
— контролирует процесс, но не стремится открыто влиять на участников или результат | — контролирует процесс, но часто имеет некоторое намерение повлиять на стороны в принятии решений или рассмотрении части вопросов |
— организует переговоры между сторонами лицом к лицу, и лично присутствует при этом | — организует переговоры между сторонами, но иногда без своего прямого, то есть не обязательно видеть обе стороны одновременно |
— обязан быть нейтральным | — может помогать более активно советами и консультацией, если это потребуется. |
— требует от обеих сторон готовности к переговорам | — может работать с одной из сторон, даже если вторая сторона не готова или не желает этого |
— структурированный процесс, который обычно ограничен одной или несколькими сессиями | — требует долгого времени, что зависит от потребностей клиента и от его прогресса в процессе |
Конфликтология и конфликты