В России созданы все предпосылки для развития медиации. [1] Многие люди ищут ответа на вопросы: «Почему мир такой несправедливый ко мне?», «Как это произошло со мной», «Повторится ли это?», «Не я ли виноват в этом?», «Что я сделал этому миру, который так бесчеловечен ко мне?». «Как выиграть в конфликте?»
Болезненные переживания – страх, горе, беззащитность, недоверие к людям, самообвинение – могут много лет беспокоить человека. Оказание помощи в конфликтных ситуациях, досудебное разрешение конфликтов – это задача медиаторов.
В Законе о медиации сказано, что деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Медиация – это не профессия, это незаменимое дополнение к основному виду деятельности.
Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, установленным статьей 16 настоящего Федерального закона.
Требуется большая многолетняя работа по подготовке медиаторов в России, способствующих цивилизованному разрешению конфликтов во всех сферах жизнедеятельности: в школах, в семьях, вузах, общественных организаций и т.д. Каждому человеку предстоит когда-нибудь сделать сознательный выбор, как действовать в конфликтах. Обычно человек осуществляет этот выбор бессознательно: одни выбирают жертвенный компромисс, другие – жертвенную конфронтацию.
Небольшое отступление.
Представим себе игрушечный замок, в котором живет бумажный человечек со своими друзьями.
Внезапно, огнедышащий дракон «с человеческим лицом» появляется перед замком, грозя сжечь его вместе со всеми обитателями. Маленький бумажный человечек бесстрашно выходит из замка, протягивая дракону руку дружбы и пытаясь пробудить в нем человеческие чувства. Дракон изрыгает пламя, и человечек превращается в горстку пепла. После этого дракон теряет к замку интерес и уходит.
Через некоторое время тот же дракон подходит к другому замку, где живет другой бумажный человечек со своими друзьями. Этот человечек ведет себя иначе. Он выходит из замка с крохотной шпагой в руке, готовый, несмотря на различие сил, к смертельной схватке. Дракон опять изрыгает пламя, маленький человечек гибнет в огне, после чего дракон уходит, не тронув замка.
Итак, дракон убивает двух человечков из разных замков (разных социальных систем). Проходят столетия, жители замков обнаруживают существование друг друга и сразу же вступают в идеологическую конфронтацию.
Жители первого замка (назовем замок «первой этической системой») считают своего человечка истинным героем, а другого — слабым, потому что у него не хватило мужества выйти к дракону без оружия. Жители второго замка (назовем замок «второй этической системой») считают героем именно своего человечка и полагают, что первый человечек побоялся взять в руки шпагу и заискивал перед драконом. Каждый замок канонизирует собственного героя.
Герой первой системы склонен к жертвенному компромиссу, а герой второй — к жертвенной борьбе. В первой этической системе, достойный человек поднимается в собственных глазах, если идет на компромисс с другим человеком: «Даже если он мне глубоко неприятен, но я должен протянуть ему руку».
Во второй системе достойный человек, ищущий компромисса, падает в собственных глазах: «Он мне глубоко неприятен, я ему сейчас покажу свою силу и сделаю-ка ему что-нибудь выразительно-агрессивное».
В.А.Лефевр[2] писал, что в СССР во взаимодействии между конфликтующими сторонами доминировала вторая этическая система.
Критерий, позволяющий выделить человека с высокой моралью — это готовность к жертве «идеального индивида» данной культуры.
Признаком того, что общество потеряло свои моральные ценности, является отсутствие в нем на ведущих ролях лиц, склонных к жертвенному поведению. Если же такие люди существуют, это значит, что моральные ценности не исчезли; они могли только измениться, потому что готовность к жертве несовместима с их отсутствием.