Случай из практики конфликтолога
Ко мне, как к конфликтологу, обратился мужчина в возрасте около 40 лет.
— У меня есть проблема, — сказал он, — которую я не в состоянии решить вот уже более двадцати лет, Вам покажется, что это мелочь, для меня же эта мелочь превратилась в невыносимые условия существования. У меня напряженная работа, я руководитель. Живу я с мамой. Я привык пить кофе по утрам, как только проснусь. Каждое утро мама приносит мне кофе. Он такой горячий, что я каждый раз обжигаюсь. Я ругаюсь, смягчая, как только могу, форму выражения. Мама расстраивается, плачет. Я выскакиваю из дому и, как ошпаренный, спешу на работу. По дороге я успеваю придраться к водителю. На работе в это время сотрудники стараются не попадаться мне на глаза. Целый день проходит под разрушительным эмоционально-психологическим напряжением, которым я зарядился утром, выпив горячий кофе. К вечеру я, благодаря работе, немного успокаиваюсь, забываюсь. Так продолжается более двадцати лет. Я уже много раз говорил с мамой, просил ее не подавать мне кофе или готовить его вечером или разбавлять холодной водой. Но она упорно и заботливо продолжает ухаживать за мной. И подает мне утром горячий кофе в постель. Я вижу, что она не выжила из ума. Это проявление ее любви и заботы обо мне. Я ее тоже очень люблю. Но вероятнее всего я скоро сам сойду с ума. Неужели надо ждать смерти матери, чтобы избавиться от этой ситуации? Помогите мне, тогда я поверю, что вы действительно профессионал в области практической конфликтологии.
Опережая ситуацию, сразу скажу, что на следующий день он мне сообщил, что впервые за двадцать лет, он не обжегся кофе, не поругался с мамой и пришел на работу в бодром и энергичном состоянии.
— Правда, — сказал он, — мама была в шоке, а сотрудники в смятении, так как заподозрили что-то неладное с моей психикой и здоровьем. Что мне теперь с ними делать, ума не приложу. Но в вашем профессионализме я теперь не сомневаюсь.
Честно говоря, я и сама в своем профессионализме не сомневаюсь и уже достаточно много лет никому ничего не доказываю. Когда я рассказываю этот случай, у многих возникает вопрос, как это у меня получилось? Что я сделала с этим человеком? Осознаю ли я ответственность за те новые отношения, которые он создал в окружающей среде и к которым другие люди не готовы? А я задаю себе вопрос: когда же у него было «нормальное» состояние? Когда он нервно-возбужденный выскакивал из дому двадцать лет подряд, ругался с матерью и сотрудниками? Или когда он спокойно начал выходить из дому и, сохраняя положительную энергетику, включался в работу, не вызывая страха у окружающих? То, что я задаю себе вопросы, вовсе не означает, что я буду на них на них отвечать. Я не политик, который обязан отвечать на вопросы, дабы создать себе имидж и поднимать рейтинг. Вопросы задаются не только для того, чтобы на них отвечать. В данный момент они необходимы для того, чтобы поразмышлять и, может быть, наметить некоторые пути поиска ответов на них. Однако на некоторые из них можно ответить. Например, как удалось получить такой результат. По факту, действия человека и его отношение к ситуации изменились. Не изменилась ситуация и действия матери. Она так же подает каждое утро горячий кофе. Значит, предмета противоречия вроде бы и не было, — это был ложный конфликт. Однако страдания и дискомфорт были настоящими.
Профессиональный метод работы с ложным конфликтом
Итак, было ясно, что предмета противоречия между сторонами не существовало. Существовали устойчивые стереотипы действий и реакций на них. В этой конфликтной ситуации было ясно, что менять действия матери – бесполезно. В любой конфликтной ситуации существует два полярных выхода.
1. Изменить действия других, то есть изменить среду. Конфликт как момент обострения противоречия здесь играет существенную роль. Но еще существеннее то, что необходимо иметь силу, средства, организацию людей, чтобы обострить конфликт и заставить других делать то, что необходимо с точки зрения разрешения противоречия и достижения собственных целей и задач. Здесь важно рациональное и идеологическое обеспечение действий того, кто хочет изменить другого или окружающую среду.
2. В случае если человек осознает, что не имеет сил, средств, власти и возможности изменить другого, окружающую среду, ему необходимо попытаться изменить свое отношение к ситуации и действиям другого. Почему необходимо? Да хотя бы исходя из элементарного чувства самосохранения.
Ситуация, описанная выше, представляла собой второй случай, для которого существует много разнообразных психотехнических приемов, средств, методов снятия ложного конфликта, в частности «онтосинтез без конфликта».
Онтосинтез без конфликта
Чтобы начать синтезировать реальность без конфликта, необходимо для начала четко описать материал реальности. Но описать не один раз, а несколько, — в нескольких ракурсах:
— описать ситуацию «как она есть» («объективно»);
— поразмышлять над ситуацией как над трагедией;
— представить ее как комедию;
— как философский трактат;
— как научный отчет;
— как эротически-сексуальную историю;
— как рассказ человека в последний день его жизни – завтра он умрет.
Обратите внимание, что этот подход в корне отличается от психологического: в нем предлагается рассмотреть ситуацию не с акцентом на своих мотивах или интересах другой стороны, а с точки зрения разных подходов и знаний.
Дальше я приведу магнитофонную запись рассказов обратившегося ко мне человека.
«Объективное» описание ситуации
– Каждое утро мама подает мне в постель кофе. Я выпиваю его и обжигаюсь. Ругая ее последними словами, я выскакиваю из дому. На работе состояние дискомфорта и нервного срыва на сотрудников. Я не могу переубедить маму, она все равно делает это каждое утро. Это продолжается в течение двадцати лет. Я уже сделал все, что мог, никто мне не может помочь. Мне кажется, что скоро я буду ее ненавидеть или сойду с ума. Неужели надо ждать смерти мамы, чтобы ситуация не повторялась?
Это трагедия моей жизни
– Каждое утро мать подает мне в постель кофе. Она подает мне его с немым укором материнского долга, напоминая мне, что, когда она будет немощная, мой долг — заботиться о ней. Эти долговые обязательства «висят» на мне как гири. Они не дают мне спокойно жить. Иногда мелькает мысль, когда же она не сможет встать с постели? Тогда я подам ей в постель кофе и обязательно горячий, как кипяток. Глухая ненависть тотально захватывает весь мой организм, когда я обжигаюсь горячим кофе. Господи! Да за что же мне такое наказание! Так жить нельзя! Если я не сойду с ума, то что-то с ней или с собой сделаю. Но я не могу так жить дальше!
Это комедия в моей жизни
— Каждое утро мать подает мне в постель кофе. Если бы вы видели, как она мне его подает! Представьте себе каракатицу, которая старается удержаться на своих тоненьких ножках, виртуозно исполняя танец маленьких лебедей, показывая тем самым свою любовь. Меня разбирает смех, но чтобы его не показать, я начинаю сердиться и топать ногами, потому что кофе горячий. Я ее оскорбляю и вижу, что ей это нравится. Она плачет от радости общения с единственным сыном. Без смеха на эту картину смотреть невозможно. О, если бы вы видели в тот момент мое лицо — это лицо дауна с примесью Мефистофеля. Это единственные минуты в течение дня, когда здоровый смех, со слезами на глазах, дает мне энергию на весь день. Господи! Как здорово, что у меня есть мама — каракатица, исполняющая каждое утро танец маленьких лебедей, которая радуется, глядя на меня, своего ненаглядного дауна — Мефистофеля.
Философский взгляд на ситуацию
—Каждое утро мать подает мне в постель кофе. Да, в этом мире все так устроено, что кто-то работает, а кто-то пользуется его трудами. Ибо для того, чтобы человечество развивалось, необходимы гении, мыслители. А они не могут появиться среди тех, кто трудится, для этого нужно свободное время. История развития человечества показывает, что среди гениев женщин нет. Их удел – растить гениев и мыслителей. Что можно спросить с женщины? Она даже не может подумать, для чего подает мне горячий кофе в постель. Так, родовой инстинкт, направленный на продолжение и сохранение человеческой популяции. Надо же, судьба дала мне такую мать, которая ничего не смыслит в кофе. Интересно, а о чем она может мыслить вообще? Однако пора уходить в другую жизненную ситуацию, которая называется работой. Жизнь — интересная вещь!
Научный взгляд на ситуацию
— Каждое утро мать подает мне в постель кофе, так как ее интересы полностью сконцентрированы на мне. С точки зрения концептуальной модели семьи, моя семья представляет неполную семью. Такие семьи относятся к проблемным семьям. Мне уже сорок лет, а я еще не женат. По статистике, не женатые мужчины уходят из жизни раньше, нежели одинокие женщины. Одинокие мужчины в большей степени подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, чем женатые. У моей матери, как у представителя старшего поколения, кроме меня, никого нет. Семья может прекратить свое существование, так как нет наследников. Таким семьям необходима какая-то помощь государства, пока не могу сказать, какая. Но то, что на демографические показатели такие семьи оказывают влияние, это несомненно.
Эротически-сексуальная история
– Утром мать заходит ко мне в комнату и подает мне в постель кофе. Ночью спал плохо. Эротические сны замучили. Мышцы ниже пояса напряжены до предела. Как хочется женщину, любую! Но где ее взять? Небрежно накинутый халат, обнажает часть бедра женщины, которая подает мне кофе. Ее грудь еще волнует мое воображение, несмотря на ее возраст. Интересно, сколько ей можно дать лет, если пристально не разглядывать? Я беру чашечку кофе из женских рук, как эротический символ женской принадлежности. Мое сексуальное воображение доходит до предела. Я нежно прикасаюсь губами к краю чашечки, кончиком языка касаюсь ее, представляя себе, что это самое интимное место, которое есть на женском теле. Я вдыхаю аромат и ненасытно наслаждаюсь им, делаю глоток кофе и … Горячий кофе обжигает небо, но не это взрывает весь мой организм. Представьте себе, что вы находитесь с женщиной в постели. Наступает состояние наивысшего блаженства, экстаза, оргазма, но все вдруг резко прерывается. Вспомните ваше состояние!!! (Далее следует непереводимая игра слов, передаваемых мужчинами из поколения в поколение, которые вырываются из мужчины, когда его ударяют дубиной по фаллосу.) Это испытание преследует меня в течение двадцати лет, когда я пью горячий кофе, который мне подает каждое утро мать. Судорожно одеваясь, я выскакиваю из дому и спешу на работу. В каждой сотруднице я вижу предмет своей неудовлетворенной сексуальной потребности. Я понимаю, что не могу ими всеми овладеть, тогда я нахожу причины для того, чтобы сделать им больно, делая замечания, раздавая пошлые комплименты, цинично окидывая их взглядом сексуально озабоченного руководителя. И все это из-за чашечки кофе, который каждое утро подает мне мать в постель.
Сегодня — последний день жизни. Завтра я умру.
— Сегодня, как обычно, в течение двадцати лет, мать подала мне в постель кофе. Кофе горячий, я это знаю. Я беру его из рук матери и осознаю, что это последний раз, больше ни она, ни я эту ситуацию не увидим. Я никогда не увижу этих дорогих и добрых рук, материнских рук. Сколько сил, труда и заботы она вложила в меня, воспитывая в одиночестве. Она не видела радости и была всю жизнь в заботе и тревогах обо мне. Двадцать лет подряд, каждое утро, я ругал ее, конечно, незаслуженно. У меня нет времени искупить свою вину перед ней, так как завтра я умру. Господи! Продли эти минуты жизни, чтобы моя любимая мама подавала мне каждую секунду горячий кофе утром в постель.
А теперь мои размышления.
В этой ситуации сознание человека изменилось, но ситуация пока оставалась прежней. Конфликта не было. Появилась ли иная реальность? Несомненно, это очевидно, — и для него самого, и для окружающих. Появляются два пространства: реальность ситуации и идеальная реальность. В реальности ситуации — вещи, поведение, произносимые слова. В идеальной реальности — мысль о вещах, поведении, фактах, содержащая одновременно отношение к ним. Изменение содержания и направленности мыслительных процессов (то есть идеальной реальности) становится началом и доминантой изменения реальности ситуации.
К чему я пришла, таким образом, в своих размышлениях? Да к тому, о чем размышляли философы всех времен. Значит, нового поворота мысли не получилось. А что же у меня есть? Есть стремление осознать, что я делаю в данный момент как профессионал в области конфликтов, применяя теоретическую конструкцию онтосинтеза, и как я это делаю. В этой конструкции предполагается, что поиск и переход в иную реальность возможен. Практика подтверждает эту возможность и показывает, что синтез отдельных элементов реальности является тем звеном, которое позволяет начать переход в иную реальность. В числе практических случаев есть и такие в которых конфликт занимает центральное место.
________________
Цой Л.Н.Механизмы перехода в иную реальность.//ОНТОСИНТЕЗ: автобиографические признания. Коллективная монография /О-46 Институт эвристики // Ред. В.С.Дудченко. – М.: Из-во «Институт социологии РАН», 1999г. – 256 с. (Страницы статьи в издании 115-141)
Статьи и фрагменты из книг
Глоссарий
Литература для курса «Организационный конфликтменеджмент»