Козлова Т.З. — доктор социологических наук, институт социологии РАН.
Семья является тем институтом, где тесно переплетаются межпоколенные отношения. Ранее исследователи рассматривали межпоколенные отношения «в понятиях контракта и солидарности. Идея солидарности базируется на чувстве единения, основанного на тесных семейных связях, что создаёт базу для формирования коллективных идентичностей и практик взаимопомощи»1. Эта модель межпоколенных отношений «работала» в семьях до 90-х годов. За последние десятилетия межпоколенные отношения в семье претерпели такие изменения, что «исследователи говорят о необходимости «переписывния» внутрисемейного контракта»2 .
Результатом межпоколенных отношений являются не только процессы трансмиссии культуры старшего поколения младшему (преемственность поколений), но и некоторые отклонения от общепринятых социальных норм и ценностей поколения, идущего на смену прежнего. Задачами старшего поколения является передача своим детям духовных ценностей, обучение социальным нормам и профессии. По мнению классика социологии Габриэля Тарда, дети подражают своим родителям, перенимают у них образцы поведения и становятся членами общества3.
В России в 90-е годы прошлого века произошла смена (ломка) прежних ценностных ориентаций, что в свою очередь привело к отрицанию молодым поколением нравственных ориентиров старшего поколения. «Переходное» и «постпереходное» состояние общества обострили противоречия как между поколениями в целом, так и в важнейшем институте общества –семье. В результате этих процессов у среднего поколения сформировались ценности, отличные от родительских. Исследования социологов показали, что противоречия в ценностных ориентациях являются основной причиной межпоколенных конфликтов4.
Кризис семьи в значительной степени связан с нарушением традиционных межпоколенных отношений. Молодёжь стала строить новую постсовременную семью. Появилось значительное число гражданских браков, которые после непродолжительного существования распадались, имея уже детей. Как следствие кризиса семьи в стране увеличилось численность детей-сирот. Большинство из них — социальные сирот, т.е. сироты при живых родителях. К ним относятся дети, оставленные в роддомах; взятые из неблагополучных семей, где родители лишены родительских прав.
В России развивается институт замещающей семьи, т.е. семьи принявшей ребёнка-сироту на воспитание. Цель замещающей семьи – обеспечить успешную социализацию ребёнка, сформировать у него вторичную привязанность к приёмным родителям на месте исходной (вследствие разлуки с матерью). «Вторичной привязанностью» психологи называют отношения, развиваемые ребёнком с другими людьми. Агрессивность ребёнка, лишённого родительской заботы, направлена на поиск повторного объекта привязанности для установления вторичной связи. Такой объект привязанности ребёнок находит в замещающей семье. Воспитание в замещающей семье имеет четыре формы: опека, приёмная семья, патронатная семья и семейная воспитательная группа.
Автор этих тезисов провела исследование среди опекунов (бабушек, дедушек) своих внуков. Цель исследования — выявить факторы формирования личности людей, лишённых родительских прав. Дети этих родителей — социальные сироты.
Люди, лишённые родительских прав, недоступны для исследования по разным причинам (сидят в тюрьме, ушли в секту и т.д.). Опрашивались их родители (опекуны их детей-сирот). Предмет исследования – “первичная” (кровная) семья, в которой формировались будущие родители детей-сирот.
Исследование было проведено в восьми регионах страны: Москва, Фрязино (Московская область), Нижний Новгород, Киров, Улан-Удэ, Иваново, Кинешма (Ивановская область), Чудово (Новгородская область). Метод исследования – интервью с опекунами по единой методике “Формализованное интервью”, разработанной автором монографии 5. Методика состоит из трёх частей: 1. Первая часть вопросов позволяет получить информацию о респонденте (опекуне) и его семье (“первичной”); 2. Вторая часть – о детях опекунов (родителей детей-сирот) и их семье; 3. Третья часть – сведения о семье опекуна с внуком-сиротой.
В каждом регионе было проведено по 20 интервью. В исследовании приняли участие, кроме автора монографии, такие известные учёные, как З.М. Саралиева, С.С. Балабанов, М.Н. Бородатая, Б.Л. Цветкова, Т.П. Белова и другие.
Результаты исследования показали, что будущие родители детей-сирот формируются не только в неблагополучных семьях. Как показало исследование, и в благополучных семьях вырастают будущие родители детей-сирот. Такие случаи — не исключение и не единицы. Большинство родителей, лишённых родительских прав, воспитывалось в полных благополучных семьях. Как личную драму воспринимают такие родители лишение своих детей родительских прав. Они по-разному объясняют их безнравственное поведение. Одни считают, что они слишком баловали своих детей, не отказывали им ни в чём, т.е. растили эгоистов и незакалённых к неожиданным ситуациям людей. Отсюда или их несерьёзное отношение к своим детям (внукам опекунов), или срывы (алкоголизм) в связи с уходом мужа. Другие родители (опекуны) слишком жёстко и требовательно относились к дочерям, запрещали тем самостоятельно делать выбор мужа. Иногда, такое поведение родителей заканчивалось трагически для детей.
Утверждение, что благополучный родительский сценарий в преобладающем большинстве определяет благополучную судьбу человека, — верно частично, т.к. родительская семья не является замкнутым социумом. Её жизнь тесно переплетена с жизнью общества. Драматичные истории людей, лишённых родительских прав, связаны с судьбой страны. 90-е годы прошлого столетия внесли большой негативный вклад в жизнь многих молодых людей, которые, не имея определённой нравственной ориентации, ломались в предложенных (сложных) обстоятельствах. Как негативные последствия кризисной ситуации в нашем обществе можно считать развитие сект, куда уходили некоторые родители, бросая детей.
На наш взгляд, тема социализация личности в семье в связи с увеличением социального сиротства требует дальнейшей разработки и исследований.
28 октября 2013 г.
1 Социальная динамика поколений: проблема и реальность./ В.В.Семёнова.-М.: Российская политическая энциклопедия. 2009.С.63.
2 Там же. С.68.
3 Габриэль Тард. Социальные законы: личное творчество среди законов природы и
общества.-Санкт-Петербург, 2-е издание, 1908.]
4 М.В.Вдовина. Регулирование межпоколенческого конфликта в российской семье.-М., 2009.
5 Методика “Формализованное интервью” опубликована в книге “Социальное сиротство в современной России: истоки и предотвращение, судьбы родителдей детей-сирот / Под ред. Т.З.Козловой. М.: РИОР: ИНФРА, 2010”.
(Козлова Т.З. Межпоколенный конфликт как маркёр кризиса семьи на постсоветском пространстве //Сборник статей XV международной научно-практической конференции 21 ноября 2013 г. — Москва, Академия управления МВД России, 2013 г. С.120-121)