Яндекс.Метрика

Мировой город как пространство развития: право жителей и борьба за будущее города.

Мировой город как пространство развития: право жителей и борьба за будущее города.

Агломерация

Мировой город как пространство развития: право жителей и   борьба за будущее города.

Цой Л.Н.

«Главная проблема развития российских городов — отсутствие цивилизованных практик переговоров между разными группами интересов. Это — принципиальный момент». (Глазычев В.Л.)[1]

В  начале 2012 года  Московское Правительство объявило Международный конкурс «Большая Москва».   Заявки на участие прислали 67 команд из 19 стран мира.   Жюри (президент Союза архитекторов России Андрей Боков, декан Высшей школы урбанистики университета «Высшая школа экономики» Александр Высоковский, испанский урбанист Алфонсо Вегара, куратор проекта «Большой Париж» Морис Леруа, советник министра транспорта США Вукан Вучик, член Берлинской палаты архитекторов Хильдебранд Махляйдт) выбрали в феврале несколько команд, которым ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» заказало разработку концепций по трем направлениям развития:

  • Московского региона;
  • Москвы с присоединенными к ней территориями на юго-западе Подмосковья»
  • нового федерального центра («города чиновников»).

Цель конкурса состояла в том, чтобы собрать идеи, попутно обозначив существующие проблемы. К середине октября были названы лучшие из девяти представленных предложений. На вопрос, что будет реализовано, ответ был очевиден: — «Реализовано будет то, что будет востребовано временем,  имеющимися ресурсами города и поддержано москвичами»   Предполагаемый срок реализации представленных концепций, примерно  — 30-50 лет

Было проведено шесть международных семинаров, приняло участие десять  команд лучших архитекторов со всего мира. В финал  вышли  девять команд.    Разрабатываемая  концепция  Московской агломерации   должна отвечать  современным глобальным  вызовам   технического, социального, коммуникативного, управленческого  и правового характера.  Одним из вызовов является ПРАВО на участие в разработке  жизненно важных проектов  всех активных субъектов градостроительной деятельности. Международные требования  по привлечению горожан в  процесс городского планирования отражены в «Принципах Валлетты»:[2]

«процедуры городского планирования и сохранения исторических городов должны включать возможность предоставления достаточной информации и времени для жителей, чтобы сделать возможным ее осознание».

«Участие и вовлечение жителей — и всех местных заинтересованных групп — имеет важное значение для успеха программы сохранения и должно поощряться. Сохранение историческихгородов и урбанизированных территорий касается в первую очередь его жителей». (Вашингтонская хартия, ст. 3).

— «В дополнение к информации, представленной органами местного самоуправления и должностными лицами, к результатам полевых исследований и подробной документации, план должен включать, в качестве приложения, выводы из обсуждений заинтересованных сторон и анализ конфликтов, возникающих в этих противоречивых по своей сути дискуссиях».

Уже в процессе обсуждения  работ,  были обозначены   не только разные взгляды   команд,  но  и  сложно  согласующиеся между собой, аспекты видения развития Московской агломерации.[3]

Схема №1. Подход к Московской агломерации  разных групп.

Схема5

На вопрос: — «Что значит заниматься развитием агломерации?», ответил Глазычев В.Л.: — «Это просто схема чёткого, внятного и обоюдоинтересного заключения договоров, всё остальное — от лукавого».[4]

Интересы разных социальных  групп  — формируют конфликтный потенциал в городе, а потому локальные конфликты в зоне массовой застройки неизбежны. Было ясно, что необходима   организация профессиональной  коммуникация по согласованию видений и представлений о  развития московской агломерации,  а также необходимо будет  выстраивать   процесс привлечения  человеческого капитала москвичей и использования  социального ресурса каждого округа, района,  квартала дома в Москве.

Точечные градостроительные проекты  и линейные (общегородские) проекты  —  потребуют разных принципов вмешательства в градостроительные  конфликты. В целях минимизации разрушительных последствий  от городских конфликтов,  потребуется  новый стандарт публичных слушаний на принципах максимально широкого качественного информирования жителей и вовлечение в процесс публичных слушаний  выгодоприобретателей.

Если новая философия управления городом раскрывается в признании города  как пространства  столкновения (конфликтов) интересов разных социальных групп, то  необходимы новые подходы к управлению и коммуникации,  нестандартные  инструменты общественного контроля и формирование  доверия к власти.

5 -7 декабря 2013 года на  Третьем  Московском  урбанистическом  форуме, две  сессии были   организованы   Аппаратом  Мэра и Правительства Москвы:

  • «Осознавшие себя горожане: как вовлечь их в активное участие в делах города»
  • «Власть и граждане: от отчуждения к сотрудничеству. Практики Москвы».

Руководителем Аппарата Мэра и Правительства, зам. Мэра Москвы,  Москвы (Ракова А.В.) был  сделан доклад  «Власть и граждане: от отчуждения к сотрудничеству. Практики Москвы». В докладе  сформулированы  принципы новой  философии управления городом:

  •  определять/выявлять  жителей/группы, готовых к сотрудничеству,
  •  адекватность в  выявлении общественного мнения,
  •  сбор предложений от территориальных групп,
  •  все группы важны, но главные те, которые  действительно хотят решать проблемы города и территории.

Власти необходимо  СЛЫШАТЬ и СЛУШАТЬ, отделять пустую критику от содержательной, учитывать  предложения по улучшению.

Общественное пространство – это зона конфликта,  широкие протесты связаны с политической повесткой страны.   Интересы разных социальных  групп, разные представления о городе — формируют конфликтный потенциал в городе. Локальные конфликты в зоне массовой застройки неизбежны.

Конфликтогенность города увеличивается в ситуации:

  • отсутствия публичных пространств для диалога,
  • есть проблемы, но нет лидеров.

Проблемы:

  • Слабая готовность чиновников к взаимодействию с жителями.
  • Существует нехватка каналов коммуникации в процессе принятия управленческих решений.
  • Недостаточно  также каналов коммуникации между властью и жителями.
  • Чиновники и жители по разные стороны  (МЫ-ОНИ)

Таким образом, содержанием  коммуникации с жителями  должно стать —  будущее города Москвы, организация   процесса обсуждения и реализации Проекта  развития  г.Москвы, должна формировать пространство диалога между разными субъектами градостроительной деятельности,  формировать  демократический механизм правового обеспечения защиты горожан и города. Принятие управленческих решений возможно в диалоге и взаимном уважении.  Необходимо:

  • развивать местное самоуправление,
  • повысить качество проведения публичных слушаний,
  • использовать СМИ для публичности и открытости информации о деятельности власти,
  • развивать краудсорсинг, активно опираться на советы и общественные организации.

Согласно градостроительному кодексу г.Москвы, механизм и  процедуры публичных слушаний способствуют активизации гражданской активность и  создают условия для социального участия жителей, способствуют  формированию доверия к власти.

[1] Глазычев В.Л.  (1940 -2012) — Президент Института развития территорий, профессор МАРХИ,  Генеральный директор издательства «Европа», член Общественной палаты РФ,  доктор искусствоведения; автор дюжины книг и свыше четырехсот статей по теории и истории проектной культуры, проблемам урбанизации и развития городов; активно занимался общественной деятельностью.

[2] Принципы Валлетты по сохранению и управлению историческими городами и урбанизированными территориями  (Приняты 17-й Генеральной Ассамблеей ИКОМОС 28 ноября 2011 г.)  https://culture.ivanovoobl.ru/upload/culture/princ_val.pdf

[3] Агломерация  (от лат. Agglomerare — присоединять, накоплять) — компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в пространственном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями.   Конурбация (от лат. con — вместе и urbs — город) — городская агломерация полицентрического типа, имеющая в качестве ядер несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов или городских территорий при отсутствии явно доминирующего города.

[4]   Глазычев В.Л. Агломерация — это договор.  «Эксперт Юг» №30-32 (171) 15 авг 2011.

__________________

 Город как пространство развития

 

Конфликтология и конфликты