Яндекс.Метрика

Мудрость старейшин в разрешении конфликтов

Мудрость старейшин в разрешении конфликтов

Мудрость старейшин в разрешении конфликтов

( не территории проживания абхазов, адыгов  (кабардинцы, абазины) черкесов, адыгейцев и государстве, которое было в границах нынешней Абхазии, части Кавказа и черноморского побережья).

(Альтернативой демократии является более глубокая демократия. Мудрость в разрешении личных и общественных конфликтов в изложении Старейшины Уорк Хабзэ Мурата Ягана).

примирение

 ДЕВЯТЬ ШАГОВ К МИРУ

Принимая участие в разрешении конфликтов на протяжении тысячелетий, институт Старейшин достиг больших успехов в этой области. Метод разрешения конфликтов, известный как посредничество или арбитраж, применяемый в сегодня в цивилизованном мире, практиковался и в древности, показав себя самым успешным вариантом умиротворения сторон. Я попытаюсь схематично описать его, исходя из собственного жизненного опыта.

Когда возникает потребность в разрешении конфликта, вовлеченные стороны и/или их родственники, обращаются к Старейшинам с просьбой принять дело на рассмотрение. Главный Старейшина созывает комитет из Старейшин, доступных на данный момент. Назначается председатель, который сообщает вовлеченным сторонам информацию о составе Старейшин, узнает, согласны ли стороны принять такой состав в качестве посредника. Если одна или обе стороны возражают против присутствия кого-либо из Старейшин, происходит его замена. В процессе дискуссии формируется такой состав, который безусловно признается и одобряется обеими сторонами конфликта. Если Старейшина, включенный в состав комитета, намерен отказаться от своего участия в разрешении данного конфликта, он должен представить убедительные на то обоснования. В противном случае он обязан принять участие в разрешении конфликта. После того как комитет сформирован должным образом, он приступает к работе. Старейшин не принято просить о клятве в честности или о чем-либо подобном, поскольку это было бы воспринято как оскорбление и повод для выхода из состава комитета. Согласно Традиции, Старейшины и Уорки дают клятву лишь однажды — во время ритуала посвящения.

Когда Комитет приступает к действию, вопросы рассматриваются последовательно, в строго определенном порядке.

1. Устанавливаются стороны конфликта.

2. Устанавливаются причины и инициаторы конфликта, а также их поведение согласно этическим канонам Хабзэ.

3. Устанавливается характер конфликта (оскорбление, телесное повреждение, несчастный случай, имущественный ущерб, преступное намерение, неуважение к правам человека, насилие, денежные потери, любой вид несправедливого отношения, агрессивность, имущественный спор, супружеские или клановые разногласия).

4. Четко обозначаются:

А) Правонарушитель, обидчик, виновный.

Б). Жертва, потерпевшая ущерб.

В) Человек (сторона), начавшие конфликт.

Г) Подстрекатели, если таковые имеются.

Пока не будет определен виновный, разрешение, даже удовлетворившее обе стороны, не будет полным, законченным, так как потерпевший не будет чувствовать себя успокоенным. Потерпевший, как правило, испытывает непреодолимое желание убедиться в том, что все осознают вину обидчика, вне зависимости от размеров полученной компенсации — это неизменная психология жертвы. В случае обидчика, спасение репутации, которое ему необходимо, будет достигнуто подробным объяснением того, что признать свою ошибку — значит поступить достойно и благородно. Это жест благородной души, знающей, что никто не совершенен и пока мы живем в человеческом теле, мы склонны ошибаться. Признание ошибки — признак мудрости.

5. Разрешение конфликта может идти с использованием четырех приемов:

1. Переговоры между посредником и вовлеченными сторонами.

2. Примирение через общение миротворца с каждой из сторон конфликта, поиск справедливого решения, удовлетворяющего обе стороны.

3. Посредничество, которое осуществляется между посредником и двумя вовлеченными сторонами.

4. Арбитраж, осуществляемый одним арбитром после слушания обеих сторон и оценки справедливости претензий. Различие между арбитром и третейским судьей состоит в том, что арбитр не назначается, а признается и выбирается вовлеченными в конфликт сторонами.

6. Обращение комитета Старейшин к стороне, начавшей конфликт или ставшей его причиной:

1. Объяснение виновной стороне причины конфликта.

2. Ободрение виновного тем, что никто не совершенен, а признание своей ошибки — акт достоинства и благородства.

3. Напоминание, что стремление к примирению — это проявление великодушия.

7. Обращение комитета Старейшин к потерпевшей стороне:

1. Поскольку виновная сторона признала свою ошибку, акт примирения теперь зависит от благородства потерпевшего.

2. Конфликт не стоит вражды, поскольку любой ущерб может быть справедливо возмещен.

3. Ни одна из сторон не должна потерять достоинство и свое лицо. Благородство души – главный принцип этики Апсуара и Адыгаго. Люди должны любить друг друга и жить в гармонии. Конфликты возникают, разрешаются, а жизнь общины продолжается и имеет значение, будем ли мы жить в мире или вражде. Мудрые выбирают мир, а не вражду.

4. Подумайте о том, что скажут люди, наблюдая за поведением обеих сторон во время разрешения конфликта.

8. Обращение комитета Старейшин к обеим сторонам.

1. Еще раз подчеркивается необходимость сохранения мира и гармонии в обществе. Альтернативой примирения является изгнание виновной стороны из общины. Старейшины призывают каждой стороне представить себя таким изгнанником и почувствовать всю трагедию изгоя на чужбине.

2. Напоминается источник и причина конфликта, а также право на ошибку, мудрость ее признания и понимания.

3. Когда обидчик признает свою вину, прощение — это не слабость, а благородство, великодушие и достоинство.

9. Возмещение убытков или ущерба

1. С целью восстановления положительных отношений, необходимо подчеркнуть, что принадлежащее одному сегодня, завтра может принадлежать другому.

2. Возмещение ущерба или убытков осуществляется за счет взыскания соответствующей платы с виновной стороны.

3. Если виновная сторона не в состоянии возместить ущерб полностью, она должна заплатить столько, сколько может. Недостающая сумма вносится самой общиной и оформляется в виде долга обвиняемого с указанием способа его погашения».

(Мурат Яган.  Роль Старейшин в разрешении конфликтов.)

____________

 КАК ВОЗМОЖНО МЫСЛИТЬ КОНФЛИКТ И КАКИЕ ЕСТЬ РЕСУРСЫ ДЛЯ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ

Конфликтология  и конфликты