Яндекс.Метрика

Насилие, сила и бессилие, как конфликтологические факторы безопасности личности, общества и государства.

Насилие, сила и бессилие, как конфликтологические факторы безопасности личности, общества и государства.

насилие

 Цой Л.Н.

«Есть две мирные формы насилия: закон и приличия». 

(Иоганн Вольфганг фон Гете)

  1. В эпоху глобализации любое управленческое решение   должно быть ориентировано на ценности и смыслы, включенные в широкий социальный контекст, предопределяющие кооперацию разных  деятельностей,  с целью защиты   жизни и безопасности каждого человека, общества   и  государства. Одним из современных  вызовов глобализации  является    простой перенос рабочих мест в менее развитые страны и миграция  рабочей силы из стран, в которых  отсутствуют  рабочие места,  в   страны, с развитой промышленной и социально-экономической  инфраструктуры, могущей  обеспечить рабочие места и   заработок. Эта  тенденция  достигла уже  своего предела.   Однако глобальное разделение труда будет усложняться,  независимо от ограничений  государственных  и языковых  барьеров,   роль которых,   с каждым годом  будет всё меньше.
  2. Нет никакого различия между тем, что происходит в России и тем, что происходит во всем мире.  От  давления глобализации  одни институты разрушаются,    становятся банкротами, другие становятся конкурентоспособными. На передний край выходят    совершенно новые  технологии управления,  к которым    не готовы ни   территории, ни политики, ни  организации.     Процессы глобализации  проходят по  регионам,  по социальным институтам/ структурам/организациям,  в конце концов,   посреди каждого из нас.  Конечной инстанцией, которая испытывает давление процессов глобализации, является каждый гражданин, который задает себе вопросы  о  будущем своей семьи и детей.
  3. Протестные события в разных регионах  России (г.Сагра, г. Пугачево, беспорядки в Бирюлево г.Москвы) имеют много общих черт, связанных с миграционными процессами глобального уровня и спецификой  территориальной локальности.  На фоне недоверия к органам исполнительной власти и внутренних дел, в условиях информационной доступности и открытости (интернет), любое неправильное действие или бездействие представителей  органов власти, становится достоянием гласности большего числа людей.  Объединяющим   в  протестных  событиях   являются   не только  проблемы безопасности  граждан, которые вынуждены сами себя защищать,  но и  проявление  таких феноменов  как вражда,  ненависть и  насилие.
  4. Катализаторами развития насильственных действий, вражды и ненависти на территории  конфликта,  являются несколько основных  факторов:
  • бездействие институтов  муниципальной власти и органов безопасности  на территории;
  • отсутствие гарантии защиты граждан   со стороны институтов муниципальной и городской власти, что вынуждает граждан    защищать себя всеми доступными средствами;
  • неспособность  институтов  власти и общественных объединений создавать  социальное пространство для   конструктивного диалога между разными социальными группами;
  • деструктивная  роль СМИ в освещении событий;
  • самоорганизация групп в социальных  сетях (интернет) на основе вражды и ненависти.

5. Самые уязвимые места в любой деятельности  — это те, о которых не говорят, которые вне поля зрения профессионального, общественного и государственного  контроля.  Более того, как только какой-либо разрыв (провал)  в  системе деятельности  становится невидимым, мы, разумеется, значительно пристальней смотрим на успешные результаты.  Однако, современный  управленец знает, что  многосторонний, профессиональный анализ провалов, может   иметь гораздо большее значение для стратегии будущего, чем  фиксация успехов сегодня.

6. Из поля зрения системного  анализа конфликтных ситуаций зачастую выпадают такие феномены  как   « вражда» и «ненависть»,  действие которых  определяется  наличием  «силы»,  проявлением «насилия» и  «бессилия.     Все свои действия человек совершает, в конечном счете, для удовлетворения тех или иных потребностей, а потому, как  это ни странно звучит, но   насилие , сила и бессилие,  связаны с потребностью  в безопасности  и в  защите.

7. Самая большая сложность заключается  в том, чтобы  принять тот факт, что насилие, сила и бессилие сосуществуют рядом и не могут быть рассмотрены отдельно друг от друга.  Насилие коренится в бессилии и апатии. Агрессия так часто перерастала в насилие, что общее отвращение и страх перед ней — закономерны

8. С одной стороны, сила необходима всему живому. Чтобы выжить, человек вынужден прибегать к силе, сопротивляться враждебным силам в своей борьбе за свои интересы, ценности, потребности. Если пренебречь фактором силы, что зачастую и происходит в наше время, как реакция на разрушительные эффекты, злоупотребление ею, то мы упустим из виду ценности, чрезвычайно важные для нашего человеческого существования. С другой — применение силы причинило колоссальный вред человечеству и миру.

9. Значительную часть человеческой жизни можно рассматривать как КОНФЛИКТ между силой[1]  (что есть способностью эффективно влиять на других, обретать в отношениях с другими людьми чувство собственной значимости) с одной стороны, и бессилием – с другой. В этом конфликте очень ярков проявляется тот  о факт, что мы отторгаем и то и другое: первое – из-за негативной окраски «силы»,  связанной с «жаждой власти», второе – из-за страха признать собственное бессилие.

10. Признать чувство собственного бессилия того, что мы неспособны влиять на других, что мы значим мало, что ценности, которым наши родители посвящали свою  жизнь —  для нас утратили   важность, что мы ощущаем себя безразличными для окружающих нас людей и никчемными и, тем самым никчемными для самих себя, — действительно чрезвычайно сложно. Из виду упускается то, что состояние бессилия, которое приводит к апатии и может быть обострено упомянутыми выше планами искоренения агрессии, является источником насилия. Лишая людей силы, мы способствуем проявлению агрессии, а не ее обузданию. Акты насилия над собой ли над другими совершается зачастую теми, кто стремится укрепить свою самооценку, защитить свой собственный «образ себя», продемонстрировать свою значимость. Насилие происходит не от избытка силы, а от бессилия. Насилие есть выражение бессилия. Эдгар Фриденбер писал, что «Любая слабость способна развратить, а бессилие развращает абсолютно».

11. Насилие можно классифицировать:  внутригосударственное и межгосударственное; государственное и негосударственное; стихийное и организованное; индивидуальное, коллективное и массовое; оборонительное и наступательное; социально — классовое и этническое; реформистское, радикальное и консервативное; демонстративное и инструментальное; вооруженное и невооруженное. Внутригосударственное насилие  может быть в виде бунта, восстания, гражданской войны, партизанской войны, переворота, терроризма, репрессий и др.[2]

12. Насилия можно классифицировать по основанию видимости/проявленности: субъективное, символическое и  системное (объективное) насилие.  Субъективное насилие — это те проявления социального насилия, которые «лежат на поверхности», легко различимы и признаваемы большинством людей (и уголовным законом): убийства, теракты, войны и т.п. «Это лишь наиболее зримая вершина треугольника, который включает два других вида насилия».   Символическое насилие, воплощенное в языке, речи. Но это не только очевидные случаи речи-ненависти (оскорбления, угрозы и т.п.), «есть еще более фундаментальная форма насилия,  которая принадлежит языку как таковому, насаждаемой им определенной смысловой вселенной». В качестве примера С. Жижек приводит массовые вспышки насилия в мусульманском мире в связи с опубликованием в одной из датских газет карикатур на Мухаммеда. Большинство участников волнений в глаза не видели ни этой датской газеты, ни самих карикатур. Но эта публикация, ставшая в принципе известной благодаря глобализации СМИ и «всемирной паутине», затронула привычные символы, установки, враждебные мусульманскому миру: Запад, империализм, безбожие, гедонизм. Самое «скрытое», незаметное, но постоянно присутствующим в человеческом обществе (и тем более опасным) является «системное (объективное) насилие». Это — «нередко катастрофические последствия спокойной работы наших экономических и политических систем».

 13. Если мы признаем диалектическую  взаимосвязь силой, насилием и бессилием, то необходимо учиться управлять силой, что изначально предполагает  признание границ, того, что отделяет  человека  от окружающего мира, от общества и от государства.  Насилие — это патология, которая является конечным результатом вытесненной злобы и ярости, сочетающейся с постоянным страхом и бессилием человека. А патология не может быть нормой или исключением, она есть и ее надо лечить, учиться управлять силой, чтобы не расцвело насилие.

14. Чтобы не расцвело насилие, необходимо формировать понимание о «здоровых»  границах, которые  позволяют человеку,     охранять свое «Я» или впускать в свое пространство тех, кому он захотел «дать визу». Иными словами, он становится суверенным государством,  он учится видеть Других, осознает и принимает свою отдельность от них, понимает границы своих возможностей , обозначает зоны своей ответственности и контроля, в рамках   Конституции РФ.  Человек с размытыми или чрезмерно жесткими границами так поступать не может, так как даже не в состоянии осознать, где он нарушает границы и какие.

15. В связи с тем, что в России преобладают  неинституализированные формы  конфликтного взаимодействия, с применением насилия, вражды и ненависти,  когда  такие моральные ценности, как достоинство, доброжелательность, честность и скромность, уходят  из общественной жизни,  роль  государства как инструмента принуждения  и ограничения насильственных действий    должна  повышаться. В противном случае человек  вынужден  защищать самого себя, переходя все дозволенные границы (превращаясь в варвара),  не находя поддержки у государства.   Чем больше людей защищает самих себя от насилия,  тем выше вероятность того, что государство не выполняет своих функций и общество находится на пороге социального взрыва.

Резюме.

Конфликты – это свойство развития социальной системы и форма столкновения и защиты интересов разные субъектов жизнедеятельности.  Построение гражданского общества в эпоху глобализации, напрямую связано с  институализацией  конфликтов, в которых агрессия и насилие – во всех странах являются наказуемыми действиями. Между государством и человеком существует потенциальный конфликт и для его актуализации необходим  ясный, понятный и принятый обществом  социально-экономический и политико/правовой   механизм его регулирования и ограничения насилия, как со  стороны государства, так и со стороны граждан. Насилие,  силу и бессилие важно рассматривать как  конфликтологические  факторы  безопасности личности, общества и государства.

Конфликты  испытывают  каждого человека и общество в целом  на человечность,  это очередной вызов  органам власти  на готовность защищать нормы и принципы, которые близки каждому гражданину РФ. Именно в конфликте ярко проявляются ценности, ради которых человек готов пойти на любые жертвы.  Перспектива защиты своей собственности и своих семей — не так уж и плоха, вопрос  в другом: — «Насколько институты власти могут  создать условия для такой защиты», а потому конфликты в гражданском обществе должны быть институализированы и развиваться по правилам.   Предотвращать нужно не конфликты, как столкновение интересов, потребностей и ценностей сторон предотвращать и ограничивать необходимо  физическое насилие, вражду, ненависть и разрушительную агрессию в конфликтах.  В целях понимания природы конфликта, выявления их причин и ограничения насилия и агрессии, необходимо формировать культуру конфликтования у детей начиная с семьи, детского садика, со школьной скамьи, а в вузах формировать конфликтологическую компетентность будущих специалистов и управленцев.  Необходимо  учиться владеть силой в процессе образования, обучения и  воспитания. Судя по тому, как действует человек в конфликте, создается впечатление, что мысли покидают человека, и он превращается в недочеловека.

Чтобы приблизиться к решению проблемы ограничения насилия, вражды и ненависти,  необходимо со школьной скамьи, в вузах  формировать  культуру  конфликтования, конфликтологическую компетентность, что   означает, уметь согласовывать интересы, вести переговоры, быть терпимым к иной культуре и традициям, ограничивая собственные эмоционально-агрессивные всплески, не поддаваясь на провокации вражды, ненависти и  насилия.

Цой Л.Н. 28 октября 2013 г.

 [1] Английское слово power (сила, власть) происходит от латинского posse, означающее «быть способным».

[2] Гилинский Я.И. Социальное насилие:Монография / Я.И. Гилинский. – ООО Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2013. СПб. С. 15-28.

(Цой Л.Н. Насилие, сила и бессилие, как конфликтологические факторы безопасности личности, общества и государства//Сборник статей XV международной научно-практической конференции 21 ноября 2013 г.-  Москва, Академия управления МВД России, 2013 г.   С.257-259)

_____

Телепередача «Перестрелка на Думской или агрессия — норма жизни…»

Цой Л.Н. Статьи и размышления о конфликтах

Библиотека