Яндекс.Метрика

Нравственность

Нравственность

   (Фрагменты из книги Кропоткина П.А. Этика: избранные труды. — М.: Политиздат, 1991).

 этика260      В начале 1888 г.  в Оксфордском университете проф. Гексли прочел свою лекцию, которая удивила  всех его коллег и друзей, так как он доказывал, что нравственность в человеке не может иметь  естественного происхождения: что природа учит человека только злу. Его доказательства:

263  «В  мире совершается два разряда явлений, происходят два процесса: космический процесс природы и этический, т.е. нравственный процесс, проявляющийся только в человеке с известного момента его развития».

Природный процесс — это процесс «кровавой схватки зубами и когтями, это отчаянная борьба за существование, отрицающая всякие нравственные начала. Страдание есть удел всей семьи одаренных чувствами существ — оно составляет существенную часть космического процесса. Методы борьбы, свойственные тигру и обезьяне, суть подлинные, характерные черты этого процесса. Урок, получаемый нами от природы, есть, сл-но, «урок органического зла».

Природу даже нельзя назвать а-моральной, т.е.  не знающей нравственности, и не дающей никакого  ответа на нравственные вопросы. Космическая природа определено,  безнравственна, а потому из природы ни в каком случае нельзя почерпнуть указания, что же есть ЗЛО».

254 Исторический  обзор различных учений о нравственности  показывает наличие двух главных направлений:

  • одни моралисты признавали, что этические понятия внушены человеку свыше, и поэтому они связывали нравственность с религией;
  • другие мыслители видели источник нравственности в самом человеке и стремились освободить этику от религиозной санкции и создать реалистическую нравственность.

Вполне убедительно звучит логика доказательства о том, что нравственность человека не из природы, и начала развиваться  путем закона и обычаев, этот путь поддерживается цивилизацией, и в ней вырабатывается наша нравственность.

Одни утверждали (Эпикур — гедонизм), что главным двигателем человека во всех его действиях является то, что одни называют наслаждением, другие — блаженством, счастьем — словом, то, что доставляет человеку наибольшую сумму удовольствия и радости. Ради  этого делается все другое. Человек может  удовлетворения самых низменных влечений или же самых возвышенных, но ООН всегда ищет того, что дает ему ощущение счастья, удовлетворение или, по крайней мере, надежду на счастье и удовлетворение в будущем. Мыслитель-гедонист может сказать, что  вся нравственность сводится к исканию каждым того, что ему приятнее и что приносит наибольшее удовлетворение.

Другие (Платон и стоики) искали поддержки в религии и обращались к сочувствию, симпатии, как противодействие против эгоистических стремлений

Но удовлетворение может принести как  наибольшее собственное счастье, так и  борьба за  наибольшее счастье общества.

Третьи (Гобсс Спиноза) считали, что двигателем человека является «самосохранение» и проведение своей воли, свободы разумного  «Я» в истинном мышлении,  гармоническое развитие и проявление высших сил совершенства».

Главный вечный вопрос, на который не найден ответ ни в одном учении, ответ который ищет  каждый человек САМ — это вопрос о СОВЕСТИ. По совести ли я поступаю или против совести? Так как мучения совести НИЧТО по сравнению с осуждением человека со стороны общества.

269     Кропоткин доказывает, что «этический процесс»  зарождается  в  животном мире, и именно он способствует выделению человека, как рода из природы, благодаря преданиям, искусству, поэзии, в которых воспевались лучшие образцы и подвиги героев, готовность отдать свою жизнь на пользу своих собратьев, готовность жертвовать ради других и т.д. Так зарождались нравственные понятия в природе вообще и затем в человечестве.

278  Кропоткин П.А. выделяет  три основных элемента, три составных части нравственности:

  • инстинкт общительности, из которого развиваются дальнейшие привычки и нравы, это высокие чувства и порывы, сознание человеком своей силы, избытка энергии и стремление поделиться с другими тем, что имеешь;
  • понятие о справедливости (признание равноценности всех членов данного сообщества, их равноправия, равенства в требованиях, отказ от претензии ставить себя выше других). Эти понятия были написаны на знамени Великой французской революции (Равенство, Братство и Свобода);
  • нравственное чувство (чувство, подтверждаемое разумом — готовность к  самопожертвованию, великодушию, самоотверженность, альтруизм, чувство долга). Если чувство оправдывается разумом, оно уже не требует никакой иной санкции, никакого одобрения свыше и никакого обязательства и так поступать, наложенного извне)[1].

Нравственность есть сложная система чувств и понятий, медленно развивавшихся в человеческом сообществе и оно состоит из трех составных частей:

  • Инстинкт, т.е. унаследованную привычку общительности;
  • Понятие нашего разума — справедливость;
  • Чувство, одобряемое разумом, которое можно было бы назвать самоотвержением или самопожертвованием, великодушием к другим и   с высокой критической  оценкой своих поступков.

283 Чем  больше люди подрывают основы  ходячей нравственности (или вернее лицемерия, заступающего место нравственности), тем выше подымается нравственный уровень общества: именно в те годы, когда больше всего критикуют  и отрицают нравственное чувство, оно делает самые быстрые свои успехи: оно растет, возвышается, утончается.

312   Потребность помочь чем-нибудь — так велика, что она есть у всех общественных животных, на какой бы стадии развития они не стояли.

…плодовитость ума, если она не сопровождается высокоразвитой чувствительностью, дает пустоцветы — тех ученых, например, которые только задерживают прогресс науки.

Чувствительность, не руководимая  обширным умом, дает, например, женщину, готовую всем пожертвовать  всем какому-то негодяю, на которого она изливает свою любовь.

Чтобы быть действительно плодотворной, жизнь должна изобиловать одновременно умом, чувством и волей.

Тот, у кого нет этого изобилия жизни, тот — существо, состарившееся раньше времени, расслабленное; засыхающее, нерасветши, растение.

313       Откуда является идеал?  Как вырабатывается он — преемственностью, с одной стороны, и суммой впечатлений жизни — с другой? Мы едва знаем, КАК идет эта выработка.

Но жизнь только тогда бывает мощная, плодотворная, богатая сильными ощущениями, когда она отвечает этому чувству идеала. Поступайте наперекор ему, и вы почувствуете, что ваша жизнь двоится: в ней уже нет цельности, она теряет свою мощность. Начните часто изменять вашему идеалу, и вы кончите тем, что ослабите  вашу волю, вашу способность действовать.

Понемногу вы почувствуете, что в вас уже нет той силы, той непосредственности в решениях, которую вы знали раньше. Вы — надломленный человек.

Все это очень понятно. Ничего в этом таинственного нет, раз мы рассматриваем человека как состоящего из действующих до некоторой степени независимо друг от друга нервных и  мозговых центров. Начните постоянно колебаться между различными чувствами, борющимися в вакс —  и вы скоро нарушите гармонию организма; вы станете больным, лишенным воли человеком. Интенсивность жизни  понизится, и сколько бы вы ни придумывали компромиссов, вы уже больше не будете тем цельным, сильным, мощным человеком, каким вы были раньше, когда ваши поступки согласовывались с идеальными представлениями вашего мозга.

316 Бывают эпохи, когда нравственное понимание совершенно меняется. Люди начинают вдруг замечать, что-то, что они считали нравственным, оказывается глубоко безнравственным. Тут они наталкиваются на обычай или на всеми чтимое предание — безнравственное, однако, по существу. Там находят они  мораль, созданную исключительно для выгоды одного класса. Тогда они бросают мораль, предание, и обычай за борт и говорят: — «Долой эту нравственность» — и считают своим долгом совершать безнравственные поступки.

И мы (анархисты) приветствуем такие времена. Это суровые времена критик старых понятий. Они самый верный признак того, что в обществе совершается великая работа мысли. Это идет выработка более высокой нравственности.

Что может тебе сказать наука о нравственности.

317        «Если ты не чувствуешь в себе силы, если твоих сил достаточно для поддержания серенькой, монотонной жизни, без сильных ощущений, без больших радостей, но и без больших страданий — ну тогда придерживайся простых принципов равенства и справедливости. В отношениях с другими людьми, основанных на равенстве, ты все же найдешь наибольшую сумму счастья, доступного тебе при твоих посредственных силах».

«Но если ты чувствуешь в себе силу юности, если ты хочешь жить, если ты хочешь наслаждаться жизнью — цельной, полной, бьющей через край, если ты хочешь познать наивысшее наслаждение, какого только может пожелать живое существо, — будь силен, будь велик, будь энергичен во все, что бы ты не делал!».

«Сей жизнь вокруг себя. Заметь, что обманывать, лгать, интриговать, хитрить — это значит  унижать себя, мельчать, заранее признать себя слабым: так поступают рабы и жены в гареме, чувствуя себя ниже своего господина. Что ж, поступай так, если тебе это нравится; но зато знай заранее, что и люди  будут считать себя тем же: маленьким, ничтожным, слабы: так и будут они к тебе относится. Не видя твоей силы, они будут относится к тебе в лучшем случае как к существу, которой заслуживает снисхождения — только снисхождения. Не сваливай тогда своей вины на людей, если ты сам, таким образом, надломил свою силу»

«Напротив того — будь сильным. Борись, чтобы дать возможность жить этой жизнью, богатой, бьющей через край; и будь, уверен, что ты найдешь в этой борьбе такие великие радости, что равных им  ты нигде не встретишь ни в какой другой деятельности.  Выбор в твоих руках!

264      Единственный урок, который человек может почерпнуть у природы — это выбор такой линии поведения, которая во всех отношениях является противной линии поведения в космической борьбе за существование.

Этический процесс в организованных сообществах появляется неизвестно откуда и прямо противоположный тому, чем учит нас природа. Цель этого процесса — не выживание тех, кто считается наиболее  приспособленным с точки зрения всех существующих условий, но тех «кто является лучшими с нравственной точки зрения».

[1] Гюйо (М) Нравственность без обязательств и  без санкций. Пб., Товарищества «Знание» 1899.

______________

Для философствующих конфликтологов

 

Конфликтология и конфликты