Образовательные программы и элективные курсы компетентностного подхода
(Научно-методическое пособие)
Аннотация
Положения нового Федерального государственного образовательного стандарта, ожидания россиян, вся современная социальная и культурная ситуация — требуют изменить и содержание, и формы основного общего, высшего и дополнительного образования.
Становится необходимо уделять время не только наукам, но и конкретным профессиональным сферам, на которые ориентируются молодые люди. Сами науки становятся ценны не как источники отвлечённого знания, а как инструменты для понимания происходящих событий и планирования своей жизни. Более того, по-настоящему прочные знания, умения и навыки успешно складываются в таких образовательных формах, где человек самостоятельно действует, накапливает знания и умения как собственный опыт.
Эти требования могут быть удовлетворены за счёт использования компетентностного подхода в проектировании курсов и программ и в организации целостного образовательного процесса. Однако, для многих педагогов и преподавателей компетентностный подход остаётся лозунгом, слабо соотносимым с повседневной работой. Становятся жизненно необходимы образцы того, как он может реализовываться в конкретных предметных и межпредметных курсах, знакомящих с разными сферами деятельности.
Предлагаемое вниманию читателя пособие содержит образцы именно таких образовательных программ. В основу многих из них легли циклы интенсивных образовательных погружений, проводившихся автором. Специально для данного издания они переработаны и подготовлены для реализации как программы профильных и элективных курсов, рассчитанных на учащихся 8-11 классов средних общеобразовательных школ и систем дополнительного образования. При этом ряд описанных программ также могут быть реализованы для студентов младших курсов.
В состав программ включены все разделы, необходимые и для понимания того, как строятся подобные программы, и для их практического применения.
Издание адресовано педагогам-практикам и управленцам, студентам и преподавателям педагогических и других вузов, намеренных всерьёз реализовывать компетентностный подход в образовании.
Автор:
Попов Александр Анатольевич, доктор философских наук, главный научный сотрудник Федерального института развития образования, директор открытой Школы гуманитарного образования.
Составители:
Аверков Михаил Сергеевич, директор красноярской региональной молодёжной общественной организации «Сибирский Дом», аспирант Новосибирского государственного технического университета.
Ермаков Семён Вячеславович, кандидат философских наук, доцент института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, эксперт Школы гуманитарного образования.
Предисловие:
Болотов Виктор Александрович, доктор педагогических наук, вице-президент Российской Академии Образования.
Содержание
Предисловие В.А.Болотова. 3
От автора. О чём это пособие. 7
Компетентностный подход, гуманитарный дискурс и открытое образование. 7
Благодарности. 18
От составителей. Структура пособия и основные понятия …………………………………………….19
Этап I. Введение в деятельность и самоопределение. 23
Общая характеристика этапа. 23
1. Управление: профессия, общество, мышление. 23
2. Проектирование: исследование, организация, творчество. 43
3. Тренинг самоорганизации и самоуправления «Настоящее будущее». 59
Этап II. Реконструкция и конструирование действительности. 72
Общая характеристика этапа. 72
4. Гуманитарная физика: конструирование картины мира. 72
5. Геоэкономика, геополитика, геокультура: конструирование карты мира. 100
6. Практическая история: конструирование динамики мира. 117
Этап III. Практики преобразования. 138
Общая характеристика этапа. 138
7. География человеческих перспектив. 139
8. Школа инженерной культуры.. 157
9. Летние стратегические игры.. 169
Приложение 1. Общие характеристики образовательных программ.. 185
Принципы и формы оценивания и аттестации достижений участников в образовательной программе. 185
Требования к условиям реализации программ.. 186
Приложение 2. Компетентностная олимпиада. 189
Общие принципы компетентностной олимпиады.. 202
Краткое описание технологии. 204
Пример проведения компетентностной олимпиады.. 207
Приложение 3. Избранные статьи: основания образовательного подхода. 202
Бегство от школы или вызов развития? Аверков М. С., Ермаков С. В., Попов А. А. 189
Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и третье поколение антропо-практик развития. Ермаков С. В., Попов А А.. 194
Открытое образование как система социокультурного конструирования. Попов А. А. ………………… 201
_________
Педагогическая конфликтология. Конфликтология в школах