Яндекс.Метрика

ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К. С. Воробьева,

руководитель группы мониторинга Научно-мониторингового центра СПбГУП, кандидат социологических наук

ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научно-мониторинговый центр «Трудовые конфликты» осуществляет мониторинг социально-трудовых конфликтов на территории Российской Федерации и за рубежом на основе анализа сообщений, публикуемых на сайтах федеральных и региональных информационных агентств, местных интернет-изданий, на центральных и региональных сайтах профсоюзных организаций, на официальных ресурсах органов государственной власти, правоохранительных органов — прокуратуры, Гострудинспекции и т. д. Сообщения ежедневно изучаются, и по специальной методике происходит систематизация информации и анализ фактических данных о социально-трудовых конфликтах. Всего используется более 150 информационных источников.

В первом полугодии 2014 года Научно-мониторинговым центром было зарегистрировано 66 социально-трудовых конфликтов в Российской Федерации. О некоторых уже говорилось и вчера, и сегодня в выступлениях. С целью регистрации данных конфликтов было использовано 599 сообщений, которые содержали необходимую информацию. Рассмотрим распределение количества сообщений о трудовых конфликтах с учетом деления информационных ресурсов по типам: социально-трудовые конфликты активно освещались общественно-политическими средствами массовой информации — более 63 % от общего числа сообщений, использованных Научно-мониторинговым центром; с сайтов профсоюзных организаций было получено более 32 %. Таким образом, как видите, бо́льшая часть информации о конфликтах публиковалась на сайтах информационных агентств и изданий, и в два раза меньше информации попадало на ресурсы профсоюзных организаций, а некоторые конфликты вообще выпадали из поля зрения профсоюзных СМИ.

Необходимо отметить, что на сайтах деловых изданий и ресурсах органов государственной власти публиковалось крайне мало информации. В первом полугодии 2014 года Центром было использовано всего 4 % от общего числа сообщений о конфликтах. Вероятно, информация об экономических потерях от трудовых конфликтов в Российской Федерации анализируется очень ограниченным числом деловых СМИ, поэтому масштабы этих потерь неизвестны и по этой причине неинтересны деловым изданиям. Что касается ресурсов органов государственной власти, то они уделяли недостаточно внимания освещению конфликтов во всех федеральных округах Российской Федерации. По-видимому, учредители этих ресурсов были не заинтересованы в освещении трудовых конфликтов на территориях в силу опасности попасть в мониторинги вышестоящих органов власти с негативными новостями по региону.

Далее рассмотрим распределение сообщений о конфликтах с учетом деления информационных ресурсов по территориальному признаку. Федеральными и региональными ресурсами весьма активно освещались конфликты в стране (более 51 % и более 43 % от общего числа сообщений соответственно). Из местных источников информации было получено крайне мало сообщений (менее 5 % от общего числа). Вероятно, это объясняется не только нежеланием освещать негативные ситуации по региону, но и отсутствием у местных средств массовой информации достаточного количества корреспондентов, электронных версий печатных изданий, что резко снижало оперативность освещения событий и возможность отражения их в режиме, близкому к реальному времени. Однако, несмотря на невысокое количество сообщений на местных информационных ресурсах, в них часто содержались данные, необходимые для анализа конфликтных ситуаций.

Теперь что касается оперативности освещения конфликтов. Средства массовой информации профсоюзов и общественно-политические СМИ достаточно оперативно реагировали на происходившие конфликты. И чаще всего информация об акциях протеста, сведения о действиях работников в ходе конфликтов публиковались в тот же день, когда они происходили. Деловые же СМИ и ресурсы органов государственной власти менее оперативно освещали происходящие конфликты.

Далее необходимо обратить внимание, что сообщения не всегда содержали полную информацию. Анализ сообщений, опубликованных на различных информационных ресурсах, позволяет сделать вывод о том, что чаще всего излагались следующие характеристики конфликтов: форма протеста, территория, участники акций протеста, причины конфликтов, требования работников, выдвигаемые в ходе конфликта, участие профсоюзных организаций различных уровней и органов государственной власти — контроль и влияние на разрешение конфликта. Следует отметить, что не всегда содержались точные данные о численности участников акций протеста, а также о соотношении этой численности с количеством работников организации в целом.

Важно отметить, что стадия активных протестных действий и развитие публичной фазы конфликтов попадали на страницы СМИ, в то время как информации о стадиях зарождения и завершения, а также об итогах конфликтов было недостаточно. В частности, в сообщениях общественно-политических средств массовой информации зачастую содержались лишь основные данные о конфликтной ситуации. Данное обстоятельство указывает на поверхностный подход со стороны ряда редакций некоторых средств массовой информации к освещению социально значимой тематики и довольно низкое качество проработки публикуемых материалов.

Описание протестных действий и конфликтных ситуаций зачастую не сопровождалось анализом причин и последствий происходящих событий. Из этого следует, что аудитория данных средств массовой информации не получала полной информации по этой теме. Необходимо отметить, что сайты органов государственной власти, в частности надзорных, были очень полезны, поскольку предоставляли достоверную информацию о мерах реагирования, результатах деятельности этих организаций. Таким образом, освещалась стадия урегулирования конфликтов. Сообщения с ресурсов органов исполнительной власти также содержали сведения об участии — контроле ситуации или итогах деятельности представителей власти по разрешению конфликтов. Однако социальные аспекты трудовых конфликтов оставались за рамками данных публикаций.

Наиболее полной информация была на профсоюзных ресурсах: в сообщениях зачастую были освещены различные стадии конфликта. Подробно описывалась история зарождения, развития конфликта. Можно было выяснить роль участников в споре. Кроме того, профсоюзные информационные ресурсы отличались высокой степенью оригинальности (информация публиковалась впервые) и достоверности, чаще всего информация о конфликтах, в разрешении которых профсоюзные организации принимали непосредственное участие, как раз и публиковалась, чем и объясняется более подробное описание. Вместе с тем информация на профсоюзных источниках зачастую ангажирована и представляет события в ракурсе действий работников, что подразумевает необходимость верификации сообщений.

Далее рассмотрим распределение количества сообщений о зарубежных конфликтах. В первом полугодии 2014 года Научно-мониторинговым центром «Трудовые конфликты» было зафиксировано 105 зарубежных конфликтов, по которым было использовано 400 сообщений. Количество протестных действий в Европе и мире было весьма высоким на протяжении текущего года. Наибольшее внимание трудовым конфликтам, происходившим за рубежом, уделяли российские информационные ресурсы профсоюзовУ данного типа источников самая высокая доля сообщений — в первом полугодии более 60 % от общего числа сообщений, зафиксированных нашим Центром по зарубежной тематике.

Активно освещались конфликты общественно-политическими источниками — зарегистрировано более 30 % от общего числа сообщений. Российские деловые СМИ освещали зарубежную тематику крайне слабо — в первом полугодии 2014 года было извлечено менее 4 % от общего количества сообщений. Возможно, данное обстоятельство объясняется отсутствием экономических последствий от происходящих за рубежом конфликтов для российского делового мира.

В сообщениях о зарубежных конфликтах, как правило, содержались сведения о форме протеста, участниках и причинах протестных акций, а также об их продолжительности. Кроме того, зачастую излагалась общая ситуация в компании, на предприятии, где происходил конфликт. Не всегда содержались точные данные по количеству участников, соотношению количества работников предприятия и участников протеста. Не часто освещалась стадия завершения конфликта наиболее продолжительных и массовых акций.

Проведенный анализ сообщений позволяет сделать следующие обобщающие выводы. В современной России профсоюзные и общественно-политические информационные источники играют важнейшую роль в освещении социально-трудовых конфликтов, происходящих как в России, так и за рубежом. Однако качественный уровень освещения столь значимых для общества социальных явлений определяется скорее добросовестностью журналистов, чем редакционной политикой средств массовой информации. В случае освещения социально-трудовых конфликтов журналисты могут получить доступ к информации о них из нескольких источников, по крайней мере, от сторон конфликтов и из контролирующих органов, но далеко не всегда пользуются данной возможностью. Тем самым нарушается право читателя на получение объективной общественно значимой информации. Подготовка более качественного контента о событиях в сфере социально-трудовых отношений на всех стадиях развития социально-трудового конфликта является надежным способом повышения доверия читателей к СМИ.

Далее хотелось бы отметить, что ресурсы органов государственной власти предоставляют необходимую для анализа информацию о стадиях урегулирования конфликтов. Вместе с тем актуальная повестка определяется с существенной корректировкой, что снижает информативность данных изданий. У потребителя такой информации складывается впечатление, что средства массовой информации, зачастую являющиеся официальными ресурсами органов власти, не обладают достоверной информацией или замалчивают ее, предоставляя почву для распространения публикаций, искажающих действительность. Повышение качества контента о социально-трудовых конфликтах в СМИ может существенно повысить уровень доверия к данным ресурсам.

И последнее. Информационные ресурсы Российской Федерации довольно хорошо освещают конфликты за рубежом, видимо, следуя традиции переводить внимание читателей на негативные ситуации, происходящие там. Однако информации по трудовым конфликтам в собственной стране не всегда достаточно для объективного информирования ее граждан и тем более для анализа. В поле зрения средств массовой информации не всегда попадают события, происходящие после акций протеста, а также результаты, к которым приводят активные протестные действия работников. Как представляется из изложенных выше данных, есть над чем задуматься, если исходить из важнейшей функции СМИ — объективного информирования общества о социально значимых событиях и формирования общественного мнения, нацеленного на сохранение и укрепление безопасности общества. Спасибо за внимание.

_____

Доклады участников международной научно-практической конференции «Социально-трудовые конфликты в Российской Федерации: выявление, урегулирование, предотвращение».

Конфликтология и конфликты