Яндекс.Метрика

ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ ТРУДОВОЙ АРБИТРАЖ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ ТРУДОВОЙ АРБИТРАЖ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А. Ф. Вальковой,

директор Учреждения «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» (Москва)

ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ ТРУДОВОЙ АРБИТРАЖ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Особенность коллективных трудовых споров состоит в том, что бо́льшая их часть относится к спорам интересов, которые не рассматриваются судами общей юрисдикции. Принятый в 2001 году Трудовой кодекс предусматривает при коллективном трудовом споре возможность формировать временный трудовой арбитраж. Делать это должны сами спорящие стороны при содействии органа, уполномоченного на разрешение трудовых споров. Понятно, что это довольно сложная процедура, и соблюсти все требования крайне сложно, тем более если стороны находятся в конфликте.

В ноябре 2011 года Федеральным законом № 334-ФЗ внесены изменения в ст. 404 ТК РФ, в частности продекларирована возможность создавать при трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений постоянно действующие трудовые арбитражи для разрешения коллективных трудовых споров (ПДТА).

Основная задача ПДТА — рассматривать и разрешать коллективные трудовые споры (КТС). В то же время ПДТА — это организационная инфраструктура, обеспечивающая соблюдение прав спорящих сторон, выполнение сроков примирительных процедур, разрешение КТС в рамках правового поля.

Функционирование ПДТА — это необходимый компонент снижения социальной напряженности в ситуации, когда конфликт интересов сторон заложен природой трудовых отношений. Но в настоящее время создание ПДТА наталкивается на ряд проблем, вызванных особенностями трансформации законодательства.

Во-первых, не ясна организационно-правовая форма ПДТА. Во-вторых, региональная трехсторонняя комиссия не является юридическим лицом и не может выступать учредителем вновь создаваемой структуры. Трехсторонняя комиссия может создавать рабочие группы, но их временный характер противоречит новой версии ст. 404, в которой говорится о постоянном характере работы ПДТА.

Соблюдение сжатых сроков примирительных процедур, установленных в ТК РФ, крайне сложно выполнить, а несоблюдение сроков процедур может вызывать новые причины для конфликта, но не способствовать его разрешению. В целях снижения социальной напряженности гораздо эффективнее работать со спорящими сторонами на самых ранних стадиях, предотвращая возникновение коллективного трудового спора (в юридическом смысле). Одним из условий скорейшего разрешения конфликта является доступность консультаций, получения содействия сторонам в нахождении решения и выполнении предусмотренных законодательством примирительных процедур, включая подбор посредников или трудовых арбитров. Создать эти условия призваны именно постоянно действующие структуры, а не временные, тем более те, что создают спорящие стороны, находясь в конфликте. Постоянно действующие организации созданы во многих экономически развитых странах: иерархия трудовых судов в Германии, служба АКАС (ACAS) в Великобритании, специализированные суды во Франции, странах Скандинавии.

В ТК РФ (ст. 23) социальное партнерство в сфере труда рассматривается как система взаимоотношений между работниками, работодателями и органами государственной власти, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей. ПДТА есть орган, целью которого является разрешение неурегулированных разногласий и согласование интересов в конфликтной ситуации. Статья 27 ТК РФ гласит, что совместное участие социальных партнеров в разрешении трудовых споров является одной из форм социального партнерства. Исходя из этих деклараций, ПДТА, и в частности Учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров», задумывались как независимые органы, элементы системы социального партнерства, созданные совместным решением объединения работодателей, объединения профсоюзов при участии органа власти.

Однако изменения в ГК РФ, внесенные в мае 2014 года (Федеральный закон № 99-ФЗ от 5 мая 2014 г.), фактически ликвидировали возможность совместного участия социальных партнеров в создании ПДТА как организации. По ГК РФ, с учетом внесенных в мае этого года изменений, у учреждения может быть только один учредитель (ст. 120).

Если рассматривать некоммерческие организации (НКО), то в соответствии с ГК РФ они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), торгово-промышленных палат, благотворительных и иных фондов. Необходимо отметить, что ст. 50 ГК РФ предусматривает возможность существования НКО в других формах, но они должны быть определены отдельным законом.

В связи с отсутствием в действующем законодательстве организационно-правовой формы, соответствующей целям ПДТА, целесообразно выступить с инициативой принятия федерального закона, регламентирующего формирование такой организационно-правовой формы, как «специализированные организации, создаваемые в рамках системы социального партнерства». Пример уже есть: такая форма предусмотрена в Законе Москвы «О социальном партнерстве в городе Москве» (№ 4 от 11 ноября 2009 г.).

Применение аналогичной организационно-правовой формы на федеральном уровне потребует внесения изменений в Гражданский кодекс, а также, в целях обеспечения возможности финансирования, в Бюджетный кодекс, в Федеральные законы «О контрактной системе…», «О защите конкуренции».

Примерный текст, который необходимо прописать в перечисленных законах, касается реализации обязательств органов исполнительной власти, предусмотренных соглашениями в рамках системы социального партнерства в сфере трудовых отношений, а также порядка расходования бюджетных средств по данным соглашениям, который определяется решениями соответствующего уровня трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений.

Одно из изменений в ТК РФ, внесенных Федеральным законом № 90-ФЗ от 30 июня 2006 года: трудовой арбитраж выносит не рекомендации, как это было ранее в ТК РФ, а решения. Данные решения в настоящее время опираются только на предварительное согласие сторон. Работники в целях оказания давления на работодателя могут использовать механизм КТС и объявить забастовку. Представляется целесообразным решение ПДТА подкреплять, кроме соглашения сторон, и механизмом государственного принудительного исполнения. Для реализации этого предложения необходимо внесение изменений в ТК РФ и Федеральный закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Эти изменения должны относить решения ПДТА при трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, вынесенные по КТС, к числу исполнительных документов.

Внесение в законодательство представленных изменений позволит более четко построить систему взаимоотношений социальных партнеров, определить и конкретизировать специфику создания, финансирования и функционирования специализированных организаций, выполняющих функции социального партнерства в социально-трудовой сфере, а именно постоянно действующих трудовых арбитражей при региональных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений. Трехсторонние комиссии смогут осуществлять контроль деятельности ПДТА.

Создаваемые ПДТА смогут взять на себя такие функции, как формирование совместно со сторонами списка трудовых арбитров и их обучение.

Реализация перечисленных мер создаст предпосылки перехода от декларирования помощи в разрешении КТС к созданию действенной системы, направленной не только на содействие разрешению уже имеющихся споров, но и на профилактику их возникновения, проведение примирительных процедур на ранних стадиях возникновения конфликтных ситуаций. Тем самым будет содействовать снижению социальной напряженности в такой обширной сфере, как трудовые отношения.

_______

Доклады участников международной научно-практической конференции «Социально-трудовые конфликты в Российской Федерации: выявление, урегулирование, предотвращение».

Конфликтология и конфликты