Конфликт: два знаковых контента понимания и интерпретации
ЦОЙ Любовь Николаевна — канд. соц. наук, руководитель Исследовательского комитета «Социология конфликта» Российского общества социологов.
МАГДЕЕВ Денис Хафизович — член Исследовательского комитета «Социология конфликта» Российского общества социологов.
Аннотация.
В статье рассматривается значимость «советского Проекта» для понимания глобальных процессов в мире; раскрывается специфика конфликта, как социального объекта, в контексте в методологии социального познания Зиновьева А.А.; показаны две институализированные формы конфликтного взаимодействия; раскрыто содержание двух коммуникативных стратегий в конфликте, в основании которых лежат два сложно соотносимых знаковых контента понимания и коммуникации. Содержательно раскрыто значение нового общественного договора, как процесса обмена ожиданиями по поводу основных прав собственности, свободы и общественных благ; показана важность позиции государственной власти, как одной их сторон к которой обращены ожидания, как к гаранту выполнения ожиданий и как к субъекту общественно-экономического развития отношений между разными субъектами взаимодействия.
Ключевые слова: «советский» проект, методология социального познания, глобализация, конфликт как социальный объект, стратегии в конфликте, формы конфликтного взаимодействия, коммуникация, конфликт идей, общественный договор.
Преамбула.
Распад СССР обнажил кризис гуманитарных наук, так как в основании их рождения и развития — была положена ИДЕЯ конфликта двух идеологий – отечественной (социалистической/коммунистической) и западноевропейской (буржуазной). После распада СССР – гуманитарные/общественные науки в России были лишены идеологической составляющей, и конфликт ИДЕЙ оказался ничтожным перед открывшимися возможностями развития демократии и рыночных отношений по западному образцу.
Российские исследователи стали искать новые подходы и парадигмы, позволяющие осознать природу конфликтов, вне советской/коммунистической идеологии. Исследование конфликтов выводят нас в более обширную область наук о человеке, в которых проблемы борьбы добра и зла, сущего и должного, автономности и совместности, истины и лжи находятся в центре внимания философов, психологов, историков, политиков, писателей и каждого мыслящего человека.
В Россию конфликтология «пришла» с Запада после 90-х годов ХХ века, но только через 25 лет стало ясно, что направление мысли западной конфликтологии, тщательно уводит в сторону от рефлексии исторических процессов и реального положения дел на глобальном уровне, как предельной рамки рассмотрения конфликтных процессов в мире. Необходимо констатировать, что западная конфликтология – не дает ответы на многие вопросы, а российская конфликтология находится на этапе критического переосмысления конфликтологического инструментария, пришедшего в Россию с Запада. Гуманитарные/социальные знания в странах Запада и США носят сугубо инструментальный характер, видимо, поэтому американские исследователи разрабатывают все социальные концепции как универсальные, чего нельзя сказать про социальные науки в России. [1] Возможно, что этот факт позволяет понять действия США на международной арене, так как они технологично повторяются одинаково, например, при экспорте революций для свержения власти во всех странах. Так, с 1953 года США, как минимум 80 раз организовывали успешные или неудачные перевороты в зарубежных странах. [2]
Конфликтогенность в мире преодолевает все мыслимые пороги цивилизованной коммуникации, вовлекая в информационное пространство все большее число индивидуальных и коллективных субъектов взаимодействия. Появление новых видов конфликтов разной степени интенсивности и форм, приводят к разрушению сложившихся государств, разрушению международных норм права. Мир стремительно приближается к опасной черте военного противостояния времен второй мировой войны.
События в Украине показали, что действия западных стран ЕС и США в конфликтах отличаются от действий России на мировой арене. Есть основание полагать, что между тем, что пишут современные западные конфликтологи о конфликтах и тем, что делают западные страны ЕС и США, не только большая разница, но и большие эпистемологические проблемы познания. Проблемами познания социальных объектов занимался советский, а затем российский философ Зиновьев А.А.. После его многочисленных работ общественному сознанию России и всему Миру стала понятна историческая значимость «советского Проекта», ценность российского государства в мире, а также опасность для России — исчезнуть с лица земли.
Конфликт как социальный объект в методологии социального познания Зиновьева А.А.
Методология социального познания Зиновьева А.А. опирается на вполне определённые онтологические предпосылки, касающиеся
природы объектов, с которыми имеет дело социальное познание. Зиновьев называет их социальными объектами, как объединения людей и люди как члены таких объединений. Содержание социальных объектов во многом зависит от процесса и результата публичной коммуникации между всеми субъектами взаимодействия и многочисленными наблюдателями. «О социальных объектах думают почти все нормальные здоровые люди. Причем даже самая примитивная мысль человека о каком-то социальном объекте есть либо его собственно открытие, либо заимствованная у других людей, сделавших это открытие. Та, что всякий человек — в какой-то мере исследователь социальных объектов. Говоря о социальных исследованиях, я буду иметь в виду всю сферу думания о социальных объектах, а не только профессиональные исследования». [3] «Конфликт» как эмпирический объект, относится к социальному объекту, феноменально наблюдаемому, данному в опыте, его «строят»/конструируют объединения людей и люди как члены таких объединений. Но что-то знать о социальных объектах и научно понимать их – не одно и то же. «Научный подход к социальным объектам составляет лишь ничтожную долю в колоссальной продукции сферы профессиональных социальных исследований».[4] Социальные объекты, как – объекты эмпирические, возникают, исчезают, претерпевают трансформацию.
Социальные объекты, изучаемые логикой, являются результатом деятельности человека в том смысле, что они не даны в готовом виде ни в природе, ни в языке, люди создают их. Так, например, процесс глобализации происходит естественно, а создание сверхобщества конструируется западными политтехнологами и политиками, создается искусственно. Зиновьев А.А. содержательно раскрыл процесс глобализации и выделил в ней две составляющие.
- объективный процесс расширения и углубления связей между государствами, странами, народами, различными сферами жизни общества. Устанавливается мировой порядок, когда в каждой точке, в каждом регионе планеты отражаются общемировые процессы. Сами объективные законы организации больших масс людей детерминируют движение стран, народов навстречу друг другу. В этом смысле глобализация – закономерное явление, противиться ей бессмысленно.
- инструмент экспансии Запада и США, понимаемого как определённая система устройства общества (западнизм) на весь мир. Глобализация выступает как мировая война нового типа, как экспансия политическая, экономическая, социальная, культурная, обеспечивающая Западу и США господствующие позиции в мире.
Формирующееся в ходе глобализации сверхобщество будет представлять собой не горизонтальную сетевую структуру, о которых так любят писать и говорить, а вертикаль с отношениями господства и подчинения, лидерства, управляемых и управляющих. Вполне естественно, что равенства, справедливости, благоденствия для всех стран и народов глобализация с собой не несёт. События мирового развития и факты подтверждает этот логически обоснованный тезис. Глобализация протекает как управляемый процесс, обеспечивающий сохранение доминирования – политического, экономического, социального – для США и стран Запада, в ее рамках рождаются, формируются новые центры силы, идет жестокая борьба за будущее. «Проблема будущего, интересующего нас, есть не просто проблема физического хода времени. Это — проблема социального статуса будущего, отношения к нему людей, их поведения в социальном пространстве. И в этом смысле будущее человечества не валяется, как попало. Оно уже прибрано, в основном захвачено, поделено, упорядочено. Оно уже приготовлено для определенного способа использования».[5] Ключевым в становлении того или иного типа будущего является фактор понимания, так как, чем быстрее развиваются технологии, тем очевидней, становится, что будущее, за которое идет ожесточенная борьба и войны, рассчитать нельзя.
Гибель советского Проекта
Исследование конфликтов в мире и внутри конкретного общества/государства, невозможно, в принципе, без понимания того, в каком мире мы живем и каковы есть перспективы сохранения Российской государственности и русской культуры в процессе глобализации. Это обязывает исследователей обращать внимание на процессы исторической реконструкция конфликта ИДЕЙ, определявших становление и развитие государства России. Так, гибель советского Проекта, при всех своих недостатках, писал Зиновьев А.А., было вершиной российской истории, это был великий социальный эксперимент, и он оказал огромное влияние, как на всё человечество, так и на эволюцию человечества.
Зиновьев А.А., который был критиком советской власти, писал: — «Советский коммунизм был явлением в рамках западноевропейской цивилизации, он впитал в себя все лучшие достижения последней. Он развил их дальше в сфере социальных прав человека, гуманизма, образования, просвещения, культуры, нравственности, устремленности в будущее, ориентации на духовные ценности и т.д. Он выступил главным защитником достижений западноевропейской цивилизации от покушений на них со стороны фашизма и национал-социализма. Он долгое время был силой, сдерживавшей наступление американизма на Западную Европу. Последняя оказалась фактически беззащитной от американской агрессии после краха советского коммунизма». [6]
До разрушения СССР, на фоне конфликта идей мирового масштаба, советский народ был уверен в социальных гарантиях со стороны государства, в обеспечении стабильности, благополучия и одинакового доступа к общественным благам. После распада СССР, когда старые институты, построенные на идеологическом противостоянии двух систем, были разрушены, а новые институты в России строились под влиянием западных консультантов, геополитика России ослабла. Не было ни сил, ни необходимости в построении геополитики. В общественном сознании сформировалось такое представление, что Запад примет Россию и не будет проявлять никакой враждебности к ней. Казалось бы, что произошло взаимопроникновение идей конфликтующих идеологий: с одной стороны на Западе уже построены институты социальных гарантий, с другой — в СССР было легализовано право на стабильность и благополучие индивида. Но эта только так казалось, что конфликт идеологий «снялся. После распада СССР, США и Западные страны ЕС признали себя победителями, а Россию проигравшей стороной и они стали навязывать всему миру свои правила игры. Началась открытая трансляция и экспорт в другие страны технологий захвата власти («цветные революции», «революция бульдозеров», «революции роз», «революция тюльпанов», «оранжевая революция», «революция кадров»).[7]
Ситуация военного переворота и захвата власти на Украине, вынудила Россию стать полноценным геополитическим игроком. Россия и США оказались в ситуации противостояния двух миров: (условно) русского мира и англосаксонского мира. Это уже конфликт не двух идеологических систем, а двух онтологически разных миров. Появилась новая политическая действительность и целое поле новых конфликтов, пронизанных информационной и конциентальной войнами, в которых ложь выдается за правду, правда – за ложь, интерпретации — за факты, реальные факты игнорируются, конструируются мэмы, которые начинают жить самостоятельной «жизнью». Понять конфликты, исследовать их, как социальные объекты познания, невозможно вне поиска ответа на вопрос:- «Как устроен современный глобальный мир, информационно замыкающий в себе конфликтное противостояние двух систем: страны Запад ЕС и США против России?».
Две институализированные формы конфликтного взаимодействия: дуэль и драка
В культуре каждого народа можно выделить две институализированные формы конфликтного взаимодействия. Культурно значимым (субкультурным) способом разрешения морально-нравственных противоречий между представителями дворянского сословия в России является дуэль. [8] Она, как правило, восстанавливала «честь и достоинство» – уважение и самоуважение. В этом своем качестве дуэль выполняла, несомненно, конструктивную роль в деле воспроизведения дворянина (образа дворянина) как представителя военно-служивого сословия. Дуэль также выполняла и «психогигиеническую» функцию, так как ставила «потенциально разрушительную агрессию под социальный контроль» и давала прямой выход враждебности, существующей между членами общества. Социально контролируемый конфликт «очищал» таким образом, воздух и позволял участникам возобновить отношения. Дуэль культивировала такие сословные ценности и полезные качества, как дворянскую честь, верность данному слову (присяге), мужество, владение оружием. Закат института дуэли это одновременно и произошел с закатом самого дворянства как такого сословия.
Дуэль, как институционализированная форма «выяснения отношений» естественно сопоставить с формой неинституционализированной формой – «дракой». В отличие от дуэли, драка, как правило, спонтанное, нерегламентированное и неуместное поведение, опасное как для участников, так и для окружающих людей, результаты которого непредсказуемы и сами по себе ничего не означают (не символизируют). Именно для драки справедливы те психологические характеристики конфликтного поведения, которые связывают его с базовыми инстинктами агрессии и враждебности, садистскими наклонностями и жестокостью.
По своей сути драка отличается от дуэли, прежде всего тем, что это — «игра без правил», где каждый сам себе устанавливает правила, и сам же решает, следовать им или нет. Отсюда спонтанность, ситуативность и незавершенность подобного противоборства самого по себе (это — уличный конфликт, который прерывается, но никогда сам по себе не завершается, предел ему кладут, чаще всего, внешние обстоятельства).
По факту, в конце 2014 года США приняли «Акт о поддержке свободы на Украине 2014»,законодательно закрепивший конфронтационную стратегию США по отношению к России на обозримое будущее. [9] Это правовой факт, который, по сути, повторяет Директиву № 66 «Экономические связи Восток – Запад и санкции, связанные с Польшей», принятую в ноябре 1982 года Советом национальной безопасности США. Анализ действий западных стран ЕС и США позволяет констатировать, что эти страны в отношении других стран действуют с позиции силы, без всяких правил. До государственного переворота в Украине и бомбежек восточной части Украины, действия этих стран, международной общественность публично и широко не обсуждались. Когда локальные и гибридные войны были относительно далеко от границ России, российская общественность не имела возможность получать достоверные материалы. Ситуация в Украине дала богатейший материал о технологиях государственных переворотов, распространению лжи, формированию вражды и ненависти на территории исторически дружественных государств.
Отсутствие универсальных правил привело к тому, к тому, что противоречия на международной арене, а также в сфере понимания и коммуникации стали решаться, в конечном итоге, лишь с помощью силы, грубо говоря, с помощью драки (бой без правил), когда сильнейшая сторона подавляет, а все остальные становятся жертвами, не способными выразить, артикулировать то насилие, которому они подвергаются. Если мы не хотим такого будущего нашим детям и внукам, то необходимо формировать такое информационное пространство, в котором люди получали бы достоверную и полную информацию о происходящем в мире, ибо то, что не признано, не отрефлектировано в общественном сознании, не проговорено сотни раз, что не получило моральной и правовой оценки — обязательно повторится — вопрос только в том, когда и как.
Две стратегии в конфликте: два знаковых компонента коммуникации
В конфликте на любом уровне (микро, мезо и макро-уровнях) мы можем обнаружить два противоположных знаковых контента понимания и коммуникации, имеющих силу аргументации и основательности обоих позиций:
• коммуникация как инструмент победы, которая строится на защите только своего интереса, подчинение других своей воле, «продавливании» своего проекта и т.д. ;
• коммуникация как инструмент поиска консенсуса (социальная коммуникация), которая строится на договоренностях, взаимных обязательствах и связностях. Социальная коммуникация способствует трансформации формы и содержания, что невозможно осуществить вне интенционального процесса.
Коммуникация как инструмент, может быть рассмотрен в случае, если мы полагаем, что конфликтное взаимодействие представляет собой нелинейный, естественно/искусственный процесс, объединяющий в себе три фокуса, в которых можно рассматривать все известные случаи коммуникативного взаимодействия.
1) ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ (мир и все процессы — естественные: есть угроза исчезновения как части природы — природа может обойтись без человека и вирусов. нельзя уничтожить нижележащие слои без ущерба и уничтожения вышележащих форм; через химические вещества; борьба за статусы — как один из животных инстинктов самосохранения).
2) фокус КУЛЬТУРЫ и АНТРОПОЦЕНТРИЗМА. Культура есть насилие над природой. Культура, в идеале — это замена естественного мира на искусственный. Человек стремится вырваться из контекста природы. Борьба с антропоцентризмом — современный тренд.
3) Фокус ИСКУСТВЕННО-ЕСТЕСТВЕННОГО — это фокус мышления или духа.
Ни один фокус не может быть исключен из процесса коммуникации, они все в принципе — равнозначны.
Конфликт разворачивается в двух коммуникативных сферах/пространствах:
1) Социокультурное пространство конфликта включает в себя две основные функциональные группы, которые можно рассматривать как социально-семиотические функции, без которых собственно конфликт развиваться не может: участники конфликта и простые наблюдатели. Наблюдатели – именно они формируют общественное мнение , они в большей степени выражают свое отношение к конфликту и к сторонам конфликта ЗА или ПРОТИВ.
2) Культурное пространство конфликта, которое в отношении к социокультурному пространству, дает возможность ввести, так называемую «действительность». Оно создается профессиональными сообществами. Отношения между сопереживаниями, опытом, чувствами/эмоциями в конфликте и размышлениями над ними — это и есть то напряжение, которое формирует действительность.
В пространстве коммуникации разворачиваются разные коммуникативные стратегии: партнерская (стремление к сотрудничеству), манипулятивная (стремление к обману в своих интересах), репрессивная (принуждение и склонение слабого в интересах сильного), псевдокоммуникация (передача информации и неполучение адекватной реакции на нее), квазикоммуникация (когда стороны не только не обмениваются информацией, но и не стремятся это делать). Псевдокоммуникация и квазикоммуникация создают иллюзорность общения и на самом деле не затрагивающего механизмы восприятия сказанного. [10]
Противопоставляя две стратегии в конфликте: два знаковых компонента коммуникации, мы тем самым обращаем внимание на то, что в мире есть ценности добра и справедливости, есть традиции, которые должны быть дополнены новыми ценностями демократического государства, которое строит современная Россия. Английский философ Милль, Джон Стюарт в середине 19 века писал: — «единственное оправдание вмешательства в свободу действий любого человека (Л.Ц. – любого субъекта, коллективного или индивидуального) — самозащита, предотвращение вреда, который может быть нанесен другим. Собственное благо человека, физическое или моральное, не может стать поводом для вмешательства, коллективного или индивидуального. Не следует заставлять его делать что-либо или терпеть что-то из-за того, что, по мнению общества так будет умнее и справедливее. Можно увещевать, уговаривать, упрекать, но не принуждать и не угрожать. Чтобы оправдать вмешательство, нужно выяснить, причинит ли его поведение кому-нибудь вред. Человек ответственен только за ту часть своего поведения, которая касается других. В остальном — абсолютно независим над собой, своим телом и душой, личность суверенна«.[11]
Краткие выводы.
Анализ конфликтов и его результат имеют принципиальное идеологическое, гносеологическое и практическое значение и требует от субъекта власти самостоятельного и ответственного принятия решений, выбора определенной коммуникативной стратегии и осознанных принципов вмешательства в конфликты. Можно сформулировать два профессиональных принципа:
• разрешить конфликт могут только сами участники конфликта;
• насилию сильной стороны над слабой должен противостоять весь мир — силой слова, силой права, силой имеющихся в распоряжении человечества средств защиты.
Совершенно очевидно, что мир нуждается в новом общественном договоре на всех уровнях жизнедеятельности на принципах партнерства и стремления к сотрудничеству. Общественный договор — это, прежде всего, обмен ожиданиями по поводу основных прав собственности и свободы, общественных благ и, тем самым, характера и структуры государства. И в этом плане, позиция государственной власти здесь существенна, поскольку она одна из сторон, к которой обращены ожидания, не только как к гаранту выполнения ожиданий, но и как к субъекту общественно-экономического развития отношений между государствами, между обществом и личностью, между всеми субъектами жизнедеятельности. [12]
[1] Радаев В.В. 2000. Есть ли шанс создать российскую национальную теорию в социальных науках? //Pro et Contra. T. 5. № 3. С. 213.
[2] Николас Дэвис. Американская машина государственных переворотов: уничтожение демократии с 1953 года («AlterNet», США) Доступ (проверено 17.07.2015).
[3] Зиновьев А.А. 2011.Фактор понимания. М.: Агентство «Социальный проект». С. 162.
[4] Там же. С.165.
[5] Зиновьев А.А. 2011. Фактор понимания. М.: Агентство «Социальный проект». С. 512.
[6] Зиновьев А.А. 2003. Идеология партии будущего. М.: Алгоритм. 241с.
[7] Казаков А.В. 2015. «Цветная революция» в России: миф или реальность? Власть, № 4. С. 5-14.
[8] Козер Л. 2000.Функции социального конфликта. М.: Идея-пресс. Дом интеллектуал. Книги. 205 с.
[9] Крашенинникова В. «Стратегия экономического и финансового уничтожения России» — дубль 2. Доступ: (проверено 17.07.2015)
[10] Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства: (По материалам “круглого стола”). 2000. Журнал «СоцИс». –№ 7. С. 73–83.
[11] Милль Дж. 1993. О свободе / Пер. с англ. А. Фридмана // Наука и жизнь. – № 11. С. 10–15; № 12. С. 21–26.
[12] Общественный договор: взгляд из 2009 года. Лекция Александра Аузана. Доступ: (проверено 27.07.2015)
____________
ЦОЙ Л.Н. СТАТЬИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ
Конфликтология и конфликты