Города сегодня точно такие, как 5 тысяч лет назад. Они были всегда местом концентрации потоков людей денег и товаров.
Городская среда это материальное выражение игры больших процессов:
· аномических
· социальных
· природных
То что привлекает нас в городе это незапланированные встречи, случайные открытия ощущения упорядоченного пространства когда вы можете отправиться из пункта А — попасть в пункт В, вернуться обратно и по пути с вами обязательно что-то произойдет неожиданное, что станет для вас открытием Это и есть своеобразная магия городов.
Язык города – это городское проектирование. Когда Вы идете по улице то все, что вы видите, было когда-то спроектировано: посаженные деревья, скамейки в скверах, тротуары, количество магазинов, высота окружающих зданий – любой из этих параметров был когда-то тщательно взвешен и продуман. Городское проектирование – это не индивидуальное произведение. На самом деле для городского проектирования собирается многопрофильная группа людей, каждая из которых ставит свои задачи, имеет свою точку зрения, преследует свои цели и задачи, имеет свое особое назначение:
· Архитектор
· Застройщик или группа застройщиков
· Государственное, федеральное или муниципальное учреждение
· Общественность – целевая аудитория
· Достопримечательности и другие исторические архитектурные ансамбли.
Люди собираются вместе, чтобы задуманный проект довести до конца. Это относится как к небольшим временным изменениям, так и к крупномасштабным, городским проектам большого и малого масштаба.
Изменения происходят на всех уровнях. Меняются технологии, формы и виды транспорта. Все рассматривается в контексте городского проектирования. Даже вероятность техногенных катастроф – все это рассматривается совместно. Мир сегодня довольно быстро меняется. Люди все больше склоняются к проживанию в городе. До определенного времени города росли медленно. Прошло много лет, прежде чем появились города миллионики. Более половины населения мира проживает в городской черте и около 75% населения будут называть город своим домом в 2050 году. Но в то время как некоторые города переживает бурный рост, другие умирают. Проблемы, связанные с балансом между жилищным строительством, мобильностью, общественными пространствами, гражданским обществом, экономическим развитием и экологической политикой быстро становятся универсальными глобальными проблемами.
Тем не менее, большая часть диалога по этим вопросам зачастую никак не связана с общественным мнением.
Кто имеет право формировать наши города, и каким образом они это делают? В отличие от многих других областей дизайна, города не создаются рядовыми специалистами или экспертами. Есть много тех, кто вкладывает силы в развитие городов, в том числе рядовые граждане, которые живут в них и имеют большое влияние на этот процесс. Конфликт между разными социальными группами по поводу будущего города — естественный процесс развития города.
С конфликтами при градостроительном развитии сталкивались практически все крупные города Европы. Например, Москва столкнулась впервые с классическим «синдромом Эйфелевой башни» при строительстве первой развязки Третьего транспортного кольца в 1998 г.
В свое время Эйфелева башня вызвала огромное противостояние парижан, но спустя время она стала символом не только города, но и всей страны.
Столкновения различных точек зрения и интересов, так или иначе, будут возникать.
Подобные ситуации возникали и в других городах Европы. И каждый раз развитие шло примерно по одному и тому же сценарию: проект – протест — кульминация протеста – компромисс – реализация проекта.
Богатым опытом развития городской среды при ограничениях, вызванных исторической застройкой, обладает Италия. Градостроительные конфликты возникали во многих итальянских городах, в том числе в Милане и Флоренции.
Широкую дискуссию в свое время вызвал проект реконструкции знаменитого миланского оперного . Проект предусматривал строительство новой сцены, архитектурное решение которой разделяли не все жители Милана.
Мировой опыт, показывает, что протесты и градостроительные конфликты не обошли стороной ни один мировой город.
И только процесс открытого обсуждения и согласования интересов способствовали завершению строительства и развитию города.
Примеры разрешения градостроительных конфликтов при развитии европейских городов
Заказчики на развитие города и изменений городской среды
Градостроительный конфликт: опыт работы междисциплинарной группы МШК при строительстве Первой развязки (м.Кутузовская) Третьего транспортного кольца (1998г.)
Команда социологов в зоне городского конфликта (Психосоциологический аспект).
Роль методолога в разрешении градостроительного конфликта
Конфликтологическая экспертиза: методология и терминология
Градостроительный форсайт: от жителя к горожанину
Интервью с Цой Л.Н. на тематику городских конфликтов