Институт публичных слушаний по вопросам регулирования градостроительной деятельности (далее – градорегулирование) введен Градостроительным кодексом Российской федерации (ГрК РФ) в качестве обязательного института местного самоуправления. Этот институт отличается от публичных слушаний, проводимых по обсуждению иных вопросов – вне сферы градорегулирования, – рядом особенностей.
Во-первых, публичные слушания являются обязательными при обсуждении проектов документов градорегулирования.
Нормативные акты, регулирующие проведение публичных слушаний в Москве:
- Ст. 68, 69 Градостроительного кодекса Москвы, а также ст. 4, 9, 26, 33, 35, 36, 40, 42, 44, 66, 67, 70, 78.
- Постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 года N 1258-ПП “О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве“.
- Ст. 24, 28, 30, 31, 32, 39, 40, 46, 63 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона “Об организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 06.10.2003г. № 122-ФЗ и Градостроительным кодексом РФ (статьи 24, 28, 30, 31, 32, 39, 40, 46) на публичные слушания выносятся:
1) проекты генеральных планов городских округов и поселений,
2) проекты правил землепользования и застройки,
3) проекты документов по планировке территории (документация, подлежащая утверждению органами местного самоуправления),
4) заявления о предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования недвижимости,
5) заявления о предоставлении разрешений на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Во-вторых, применительно к публичным слушаниям ГрК РФ установил ряд требований – по срокам проведения, по предметам обсуждения, по субъектам проведения.
В-третьих, процедуры публичных слушаний по вопросам градорегулирования должны быть более детально регламентированы муниципальными правовыми актами в соответствии с ГрК РФ – специальным федеральным законом в части публичных слушаний по вопросам градорегулирования.
Градостроительная деятельность нацелена на развитие территории, именно поэтому она становится причиной градостроительных конфликтов, нарушая сложившийся баланс интересов и сил на территории.
Вполне закономерно, что градостроительная деятельность осуществляется в ситуации, когда «население всегда против», у жителей есть основания для опасений и недоверия. Градостроительные конфликты привлекают внимание политических партий и общественных движений в защиту интересов граждан. В этом случае градостроительный конфликт политизируется, а территория строительства превращается в арену борьбы за власть, в которой большую роль начинают играть средства массовой информации (СМИ) и средств массовой коммуникации (интернет). Чтобы успешно действовать в процессе реализации градостроительного проект, у инициаторов градостроительных изменений должны быть найдены управленческие инструменты и способы действия. К таким инструментам относятся проектирование и сценирование публичных слушаний, которые позволяют не избегать или подавлять конфликтные столкновения интересов разных субъектов градостроительной деятельности , а управлять процессом согласования интересов между ними на всех этапах организации и проведения публичных слушаний.
Готовность к конфликтному взаимодействию субъектов градостроительной деятельности, локализация конфликтного потенциала на плацдарме слушаний — позволит минимизировать естественно возникающую вражду и агрессивные действия на всех этапах организации публичных слушаний.
Основные термины.
Публичные слушания — это форма реализации прав граждан, проживающих на территории муниципального образования (далее – жители), на осуществление местного самоуправления посредством публичного обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и других общественно значимых вопросов (далее – вопросы публичных слушаний). Публичные слушания – это общественные обсуждения и все возможные формы информации о намечаемой градостроительной деятельности, сбор и обзор публикаций, предложений, замечаний в градостроительный проект, организация обмена мнений, консультации, проведение собрания.
Уполномоченный орган по проведению публичных слушаний (далее – Уполномоченный орган) – орган местного самоуправления, его структурное подразделение, временно образуемый организационный комитет по проведению публичных слушаний (далее – Оргкомитет), комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки, иные органы, уполномоченные в соответствии с законодательством, муниципальными правовыми актами осуществлять организационные и иные действия по подготовке и проведению публичных слушаний.
Участники публичных слушаний — жители муниципального образования, достигшие возраста 18 лет и постоянно проживающие на территории данного муниципального образования; органы местного самоуправления и их представители; представители средств массовой информации, общественных объединений и другие лица, присутствующие при проведении публичных слушаний.
Участники публичных слушаний, имеющие право на выступление — жители муниципального образования, органы местного самоуправления и их представители, представители общественных объединений и другие лица, подавшие в сроки, установленные Уставом муниципального образования, в уполномоченный орган заявки на выступление по вопросам публичных слушаний; а также эксперты и специалисты, участие которых необходимо для проведения публичных слушаний.
Эксперт публичных слушаний — лицо, обладающее специальными знаниями по вопросам публичных слушаний и определенное в этом статусе уполномоченным органом.
Глава муниципального образования – избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава (порядок избрания определяется Уставом муниципального образования). Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Правовой механизм проведения публичных слушаний в г.Москве описан в Градостроительном кодексе г. Москвы.
Стоит отметить, что:
— решения публичных слушаний являются рекомендацией для главы местной администрации. В соответствии с законодательством, он может принять решение об утверждении документации или направить ее на доработку с учетом протокола слушаний и заключения о результатах слушаний;
— результаты публичных слушаний не могут быть основанием для запрещения строительства.
Решение о приостановке или запрете строительства объекта правомочны вынести: орган государственного строительного надзора, прокуратура, другие государственные надзорные органы в случае выявленных ими нарушений, и суд, который может отменить разрешение на строительство на основании рассмотрения иска граждан или надзорных органов.
Замена публичных слушаний по вопросам градостроительства на обсуждение в интернете
___________
1. Этапы проведения публичных слушаний
2 Экспертное заключение Глазычева В.Л. о градостроительном кодексе РФ
РФ
________
Московская школа конфликтологии в градостроительных конфликтах
Актуальные проекты МШК
Информационный центр: две модели и две программы работы
Реконструкция Ленинского проспекта в г.Москве: острые дискуссии и протесты
Публичные слушания
Исследователи о градостроительных конфликтах
Город как пространство развития
Принципы Валлетты
Патент «Система разрешения конфликтов на строительном объекте.
Литература по градостроительным конфликтам
Конфликтология и конфликты