Яндекс.Метрика

Работа

Работа

Итоги наблюдений

41. В наше время места приложения труда нерационально размещены в системе городской застройки. Это промышленность, ремесленные мастерские, административные и торговые здания

В прошлом жилище и ремесленная мастерская располагались близко друг к другу, а иногда составляли единое целое.

 Бурное развитие машинной техники нарушило эти гармоничные условия. Менее чем на век оно изменило лицо городов, разрушило вековые традиции и породило новый вид безымянной и вечно перемещающейся рабочей силы.

 

Развитие промышленности во многом зависит от возможностей доставки сырья и организации удобного сбыта готовой продукции. Поэтому промышленные предприятия буквально расплодились вдоль путей, обновленных в XIX в., железных дорог и на берегах рек, используя речные суда в качестве транспорта. Желая использовать близкое местожительство рабочих и существующую базу снабжения, промышленники размещали свои предприятия в существующих городах или в непосредственной близости к ним, пренебрегая несчастиями, которые принесут городским жителям эти заводы и фабрики.

 Размещенные посреди жилых кварталов заводы и фабрики задымляли их и наполняли шумом. Если они располагались в значительном отдалении от жилых кварталов, то это вынуждало рабочих ежедневно совершать утомительные и длительные переезды в тяжелых условиях и таким образом лишало их части времени отдыха.

 Нарушение патриархальных условий организации труда вызвало невообразимый беспорядок, создало проблемы, которые до наших дней никто не в состоянии разрешить, и породило великий порок нашей эпохи — кочевой образ жизни рабочего населения.

 42. Связи между местами жительства и работы нарушились, что вызывает необходимость длительных передвижений

Важнейший фактор современной жизни — связь жилье — работа — оказался нарушенным. Пригороды наводнены мастерскими, фабриками и крупными промышленными предприятиями, которые постоянно и безгранично разрастаются, захватывая все новые и новые земли.

 Города оказались перенаселенными, не способными принять новых жителей. В результате в пригородных зонах стали спешно возникать поселки, представляющие собой скопище убогих жилых домов и участков, сдаваемых внаем.

 Рабочая сила, не связанная с определенными производствами, постоянно меняющая места работы, днем и ночью, зимой и летом, пребывает в движении, дезорганизуя и перегружая городской транспорт.

 Бессистемное передвижение людей приводит к большим потерям времени.

43. Загруженность городского транспорта в часы «пик» достигла предела

 

Общественный транспорт — пригородные поезда, автобусы и метро — работает с полной нагрузкой лишь четыре раза в день. В часы «пик» движение приобретает крайне напряженный характер. Население вынуждено затрачивать значительные средства на оплату транспорта, доставляющего ему большие неудобства, которые усугубляются усталостью после рабочего дня.

Эксплуатация общественного транспорта связана со значительными затратами. Деньги, оплачиваемые пассажирами, не восполняют эксплуатационных затрат, поэтому содержание транспорта ложится тяжелым бременем на городской бюджет.

 Для преодоления создавшегося положения предлагаются противоречивые решения: создавать ли наилучшие условия для организации транспорта или проявить заботу о пассажирах? Надо выбирать! В одном случае предлагается сокращать территории городов, в другом — расширять их.

 44. Отсутствие перспективных планов приводит к бесконтрольному разрастанию городов, спекуляции земельными участками и т. д. Промышленность размещается стихийно, не подчиняясь никаким правилам

Почти все городские земли и земли пригородные принадлежат частным-лицам. Промышленность также находится в руках частных компаний, подверженных кризисам и другим явлениям, дезорганизующим их деятельность.

Ничего не было предпринято для того, чтобы подчинить развитие промышленности логической закономерности. Наоборот, ее развитие проходило стихийно, принося прибыли отдельным лицам и доставляя неудобство всему населению.

45. Административные здания размещаются в деловых центрах. Эти центры находятся в лучших частях городов и обеспечены развитой транспортной сетью, поэтому в них царит дух частной наживы и спекуляция земельными участками. Эти районы не имеют также рациональных планов развития

Развитие промышленности вызывает рост административного и торгового аппарата, причем в этой области тоже все развивается бессистемно и беспланово. Надо покупать, и продавать, обеспечивать контакты заводов с поставщиками, с клиентурой и с другими предприятиями. Все это вызывает необходимость создания административно-управленческого аппарата и, следовательно, строительство специальных зданий, оснащенных сложным оборудованием. Это оборудование в рассредоточенном виде стоит довольно дорого. Концентрация управления в больших организациях была бы значительно рациональнее, так как легче осуществлять взаимосвязь отдельных отраслей, удобнее налаживать связь с другими организациями. Кроме того, улучшились бы условия работы служащих. Этому способствовали бы хорошая освещенность помещений, центральное отопление, кондиционирование воздуха, техническое обслуживание — экспедиция, почта, телеграф и т. п.

 Надо требовать

46. Расстояния между местами работы и проживания должны быть сведены к минимуму

Для этого необходимо тщательно разработать план размещения мест приложения труда и приступить к передислокации предприятий.

Размещение промышленных предприятий кольцеобразно вокруг больших городов могло бы быть удобным для ряда предпринимателей и содействовать их обогащению, но от такого принципа следует отказаться в связи с тем, что это ухудшит жизненные условия большинства населения, приведет к чрезмерной скученности городов.

 Промышленные предприятия следует перенести к путям движения сырья и строить вдоль шоссейных и железных дорог и рек. Транспортные пути имеют линейный протяженный характер, поэтому промышленные города должны быть не концентрическими, а линейными.

47. Промышленные зоны должны быть отделены от жилых районов, а пространство между ними превращено в зеленую территорию

Промышленные города должны строиться вдоль каналов, шоссейных и железных дорог либо последовательно вдоль трех перечисленных путей. Город станет линейным, а не концентрическим. В этом случае жилые районы будут строиться параллельно промышленным предприятиям и расширяться по мере их разрастания. Их будет разделять зеленая зона.

 Жилище отныне будет создаваться среди природы, оно будет полностью защищено от шума и пыли, оставаясь при этом вблизи места работы, что исключит длительные ежедневные переезды и позволит людям больше пользоваться своим семейным очагом. Застройка будет осуществляться тремя типами жилых домов: индивидуальными домами, обычно возводимыми в городах-садах, индивидуальными домами с небольшими участками и, наконец, многоквартирными домами с развитым обслуживанием, обеспечивающим удобство проживания.

 48. Промышленные зоны следует строить вдоль железных дорог, каналов и шоссейных дорог

Возрастающие скорости механического транспорта требуют создания более совершенных транспортных артерий или реконструкции существующих шоссе, железных дорог и каналов. Реконструкция должна осуществляться с учетом нового размещения промышленных предприятий и возводимых при них жилищ для рабочих.

 49. Ремесленное производство, непосредственно обслуживающее население, необходимо размещать на специально отведенных территориях в черте городов

Ремесленное производство отличается от промышленного и должно размещаться в непосредственной близости от потребителя. Его источником является сама жизнь города. Печатное и ювелирное производство, портняжное дело и мода создаются и вдохновляются самой атмосферой городской жизни. Речь идет о предприятиях, непосредственно обслуживающих повседневные потребности городских жителей, поэтому их местоположение можно допускать в центральных частях городов.

 50. Деловой центр, где размещаются государственные и частные административные учреждения, должен быть хорошо связан с жилыми и промышленными районами, а также с ремесленными предприятиями, размещенными в центральных частях городов или вблизи от них

Административные учреждения приобрели важное значение в современной жизни, поэтому их размещению в городе должно быть уделено особенное внимание. Деловой центр должен находиться на пересечении транспортных артерий, связывающих между собой жилые и промышленные зоны, места размещения кустарных предприятий, административные учреждения, отдельные гостиницы, вокзалы и аэропорты.

__________

Афинская Хартия

 I. Общие положения. Город и его окружение

 II. Современное состояние городов. Критические замечания и предложения

  • Жилище

Итоги наблюдений

Надо требовать

Итоги наблюдений

Надо требовать

Итоги наблюдений

Надо требовать

Итоги наблюдений

Надо требовать

Историческое наследие городов

 III. Заключение. Основные положения доктрины

 IV. Краткие данные о международных конгрессах по современной архитектуре

  • 1928 год. Создание CIAM
  • Сарразская декларация
  • Генеральная линия развития
  • Градостроительство
  • Архитектура и общественное мнение
  • Архитектура и государство
  • Цели CIAM
  • Конгрессы CIAM
  • Издания CIAM