Яндекс.Метрика

Различия феномена «института власти» и феномена «института управления»

Различия феномена «института власти» и феномена «института управления»

«Управлять можно только развитием,  а управление функционированием  есть бессмыслица»  (Г.П.Щедровицкий)

                  В общественном сознании власть и управление тотально отождествляются.        В аспекте проблем управления требуется более точное определение сходства и различия таких понятий как институт «власти» и институт «управления». Институт власти задает условия осуществления управления, обеспечивает его ресурсами. Институт управления  в этих рамках обеспечивает координацию (в широком смысле) деятельности людей при решении ими самых разных жизненно важных проблем.

Генетически власть представляет собой насилие или угрозу применения насилия, подчинения одних воле других через механизм насилия.

Функция власти удерживать социальный порядок в интересах властвующего субъекта, функция управления — решать не только вопросы сохранения социального порядка, но и его развития, изменения в связи  с необходимостью обеспечивать продуктивность социальных форм.

В динамике власть выполняет консервативную, или охранительную функцию, поскольку стремится удержать свои позиции неопределенно  долго, а управление стремится к трансформации механизмов и структур настолько, чтобы быть адекватным вновь возникающим условиям и задачам развития.

Таблица №3. Различия между феноменами «власть» и «управление»

№№ п/п

Характеристики

Власть

Управление

1 Цели Обеспечение устойчивости и воспроизводства существующего социального порядка, в интересах властвующего субъекта. Создание партнерских отношений между людьми, чьи функции разделены и иерархизированы, в интересах выполнения общего дела, решения общей задачи
2 Задачи Создание условий для  осуществления управления, обеспечение управления ресурсами Обеспечение координации (в широком смысле) деятельности людей при решении ими самых разных жизненно важных проблем.
3 Интересы Удержание власти и ее позиций на неопределенно долгое время Трансформация механизмов и структур, их адекватность вновь возникающим условиям и задачам.
4 Функция Консервативная и охранительная Развития и  изменения в связи  с необходимостью обеспечивать продуктивность социальных форм.
5 Механизм Механизм насилия и принуждения (или угрозу применения насилия), подчинения одних воле других. Механизм научной организации труда развитие производственных и общественных отношений в установленных властью рамках.
6 Суть основных действий Власть начинается и заканчивается расстановкой своих «людей» в структурах власти. Управление начинается  с выполнения функций подготовки и принятия решений на различных уровнях иерархии и заканчивается достижением результата.
7 На чем основано подчинение На вынужденном подчинении безличным правилам 

 

На авторитете субъекта (индивидуального или группового), которое практически подтвердило свою способность принимать правильные решения и доводить дело до конца, до исполнения таких решений.

Поэтому в конфликте органы власти стремится управлять функционированием, а органы управления — развитием.       Осознание этих различий между функциями власти управления позволяет осознать границы вмешательства и меру ответственности тех и других.  В случае если такое отождествление присутствует в сознании лиц принимающих управленческие  решения в конфликтах,  то их действия становятся неадекватными процессам управления, способствуют появлению разрушительных конфликтных процессов, сложно поддающихся  ненасильственным методам управления.

Деструктивные и  конструктивные процессы в конфликтах

Научное представление о деструктивной функции конфликта появляется, после того как:

  • человечество столкнулось с разрушительными последствиями двух мировых войн  и локальных конфликтов;
  • в обществе появилась потребность властных структур  использовать результаты социологических исследований за переделами науки;
  • уменьшается и теряет свои позиции та социальная группа, которая  нацеленная  на глубокие реформы и изменения в обществе.

Произошел сдвиг интереса исследователей конфликта  в сторону прикладной социальной науки.  Выбор проблемы и темы определялся уже не социологом, а заказчиком, а потому  социолог уже обязан был работать с проблемами, поставленными перед ним заказчиком, и они (проблемы) в первую очередь связаны с сохранением существующего институционального устройства. Результаты исследования социологов необходимы были управленцам для укрепления организационных структур, через которые возможно было распространять свою власть и влияние.

А потому, руководитель, заинтересованный в существующем порядке  и ощущающий себя ее частью, склонен расценивать конфликт, как отступление от  порядка будет  объяснять конфликтное поведение психологическими факторами. В первую очередь такой руководитель  обратит внимание на  конфликт, как на форму, игнорируя существенные изменения, которые необходимы для решения проблем в интересах отдельных групп или социальных слоев. А если так, то какой бы не произошел в структуре конфликт, он будет считать, что конфликт препятствует нормальному функционированию.

Признавая конфликт в обществе как знак болезни или выздоровления, необходимо иметь диагностические средства, максимально отдаленные от субъективных интересов представителей властных структур.       Таким диагностическим средством конфликта являются социологические показатели конструктивных и деструктивных процессов в конфликте. Главным показателем «здорового конфликта»  (конструктивного) является его способность сохранять и развивать целостность региона, как социальной системы, «больной» конфликт (деструктивный) разрушает целостность социальной системы.

Таблица №4. Принципиальные характеристики конструктивных и  деструктивных процессов в конфликтах

Социально-деструктивные (негативные) процессы Социально-конструктивные (позитивные) процессы
1.Антагонистические отношения2.Иррациональные (неосознаваемые, бессознательные)

3.Дисфункциональные (разрушающие функциональные отношения)

4.Разрушение целостности объекта

5.За пределами нормативно-правового поля

 

1.Неантагонистические отношения2.Рациональные (сознательные)

3.Функциональные (в рамках функциональных отношений).

4.Сохранение и развитие целостности объекта

5.В пределах нормативно-правового поля

 

Антагонистические процессы конфликтного взаимодействия развиваются в логике «все или ничего» «жизнь или смерть», «мы или они», «я или он».

Иррациональные процессы проявляются в невозможности четко сформулировать предмет конфликта, проблемы, цели и задачи, интересы и ресурсы.

Дисфункциональные процессы проявляются в агрессивности развития одной из функций, которая усиливает свое влияние, «стягивает» на себя все ресурсы, без учета цели сохранения и развития целостной социальной системы, а  иногда даже во вред ей.

Конфликт может быть деструктивным в социальной структуре, лишенной толерантности к конфликту и не признающей его легитимности. Напряженность конфликта, угрожающего «расколом» общества, часто  связана с жесткостью управленческой структуры. Конфликты, касающиеся целей, ценностей или интересов, не вступающих в противоречие с базисными допущениями, в соответствии с которым и были установлены взаимоотношения, могут быть функционально полезными для развития региона. Такие конфликты делают возможными восстановление норм и властных отношений в обществе, в соответствии с их интересами и потребностями.

Есть три основных способа, посредством которых конфликт связывает различные группы в регионе:

  • конфликт создает и изменяет общие нормы взаимодействия между социальными группами, необходимые для регулирования взаимоотношений и внедрения инноваций;
  • в конфликте управленцы могут обнаружить проблемы, требующие для своих решения новых мест или элементов организационной структуры,  для внедрения нововведения. Эти места могут занять те, кто готов решать вновь поставленные задачи;
  • конфликт делает возможной оценку  проявивших себя новых сил в регионе, таким образом, служит балансирующим механизмом, способствующим укреплению власти, в котором конкуренция сил является нормой.

Таким образом, конфликт выполняет функцию интеграции, активизации связей, сигнальную функцию,  инновационную, информационную и  трансформационную.

В противовес стереотипному отношению к конфликту, как к угрозе и помехе развитию региона, необходимо сформулировать новое понимание конфликта и новое отношение к конфликту.

Не конфликт угрожает равновесию региона, региону  угрожает сама жесткость системы управления, которая способствует  аккумулированию враждебности и направлению конфликта на единственную точку противоречий. А так как конфликт, подрывающий сложившийся базис отдельных социальных групп, содержится в самой социальной структуре, то и защита от разрушительных процессов конфликтного взаимодействия заложена в самой системе. Обеспечение защиты от разрушительных процессов конфликтного взаимодействия возможно на пути институализации  конфликтов и терпимостью к ним.

Резюме.

Таким образом, если представление о социальном конфликте является одновременно и установкой исследователя и инструментом, то тогда интерпретация, как содержательное наполнение реального «конфликта» является предметом острой политической борьбы, которая разворачивается сегодня в России и в регионах.

Если позитивность конфликта ищется и полагается в будущей ситуации, то разделение конфликтов на конструктивные и деструктивные процессы связывается не с текущей, а c будущей ситуацией. Представление о будущем, непосредственно связано с тем местом и с той ролью, которая будет отведена конфликту в обществе. Сегодня в России можно выделить два основания в методологии исследования конфликта, и эти основания мы обнаруживаем в представлениях о конфликте, как инструментальной составляющей управления конфликтом. Представление о позитивной и деструктивной функции конфликта,  во многом определяется приверженностью исследователей или к реформам и изменениям или к  стабильности и адаптации.

Можно предположить, что деструктивную функцию конфликта в большей степени будут изучать те исследователи, которые  привержены стабильности и устойчивости,  в поле их зрения будут такие понятия, как «социальная напряженность», ошибки, возникающие в управлении и преграды, мешающие достижению согласия, переговоры. Они готовы сознательно занять позицию «уполномоченного по улаживанию конфликтов» или  специалиста по человеческим отношениям.

Конструктивную функцию конфликтов будут изучать те исследователи, которые ставят перед собой задачу актуализации конфликтного потенциала, поиска ресурсов в процессе реализации инновационных проектов и защиты конституционного права каждого гражданина бороться за власть или за влияние на нее.

Чтобы регион сохранил себя, как структурный развивающийся социальный организм, в нем должен быть заложен механизм, распознающий здоровый конфликтный потенциал, без которого нет развития. А потому, дискуссии о месте конфликта в будущем общества должны быть публичным дискурсом, прежде всего в профессиональной среде ученых, управленцев и интеллектуальной элиты.

При всем разнообразии  подходов к конфликтам, всех их должны объединять два принципа, которые связаны с ограничениями в конфликтах:

  • поведение конфликтующих сторон должно исключить физическое насилие,
  • конфликты должны быть институализированы  в рамках правового поля.

А поэтому, в случае отсутствия такого ограничения со стороны самих конфликтующих сторон, органы, уполномоченные властью, обязаны  легитимно ограничивать действия конфликтующих сторон.


[1] Козер Л. Основы конфликтологии /Учеб.пособие. Пер. С англ. А.А.Крашевского и М.В.Сорокина. – СПб.: Издательский дом «Светлячок», 2001. С.6.

[2] Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки. Н.Новгород: Волго-Вятский кадровый центр, 1994. С. 32.

[3]Степанов Е. И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы (по результатам исследовательских проектов). М.: Институт социологии РАН, 1996. С. 48.

[4] Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996.С. 125.

[5] Аклаев А.Р.Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент: Учебное пособие. – М.: Дело, 2005. С.16.

[6] Стребков А.И. Конфликтологические знания в формировании культуры гражданского общества //Журнал «Конфликтология – теория и практика. Санкт-Петербург, 2004., .№1. С. 8.

[7] Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки. Н.Новгород: Волго-Вятский кадровый центр, 1994. С. 12.

(Цой Л.Н. Роль результатов исследования и  диагностики конфликтов в принятии управленческих решений. /Конфликты и  сотрудничество на Северном Кавказе: управлении е, экономика, общество: Сборник докладов на международной научно-практической конференции 29-30 сентября 2006г. / Отв. редактор В.Г.Игнатов. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС. 2006. (С. 170-182).

Цой Л.Н. Статьи и размышления о конфликтах