Яндекс.Метрика

Рефлексивно: о первом логическом семинаре

Рефлексивно: о первом логическом семинаре

Рефлексивные заметки

с Первого логического семинара    «Логика научного познания, инструменты, их возможности и пределы»,  в  рамках проекта «Сохранение и преумножение научного (логико-философского)  наследия А.А. Зиновьева».

 Цой Л.Н.

Первый раз была  в старом здании Академии наук, в бывшей увеселительной  усадьбе князя Н.Ю. Трубецкого. 

Какой-то сюреализм:  предупредительно-строгая охрана на входе,  предъявляю документ, услужливая гардеробщица,  старинная роспись с вензелями  на стенах,     черно-белые фотографии, цветные  портреты академиков, женские  скульптуры,   информация о заседаниях, противопожарные инструкции,  парадная лестница на второй этаж и вот  я в актовом зале.

 Ольга Мироновна Зиновьева встречает приветливой улыбкой.

Приятно видеть знакомые лица: Солодухин Ю.Н., Федина А.М., Анисимов О.С., Лепехин В.А., Миронов В.В., Блинов А. и др.  последователи Зиновьева А.А.

65 лет назад (1952 г.) на философском  ф-те  МГУ им. М.В.Ломоносова, группа студентов и аспирантов организовала работу Московского логического кружка (МЛК), организаторы  МЛК – Зиновьев А.А., Грушин Б., Щедровицкий Г.П., Мамардашвили М. Участники  МЛК уже в то время декларировали  недостаточность формальной логики для эмпирического исследования мышления.

Участники Первого логического семинара  фиксируют эту и другие проблемы социального познания и  логики.  Первый логический семинар – явление знаковое и символическое.

Тезисно: интересные  тезисы.

Ситуация в мире.

  •  Нарастает хаос, турбулентность, иррациональность и сокращается гармония.
  • Второстепенное   заменяется истинным.
  • Чем больше мы знаем, тем меньше начинаем понимать.
  • Мы имеем дело с кризисом инструментов познания, а может с границами применения формальной логики.
  • Наследие Зиновьева А.А. сегодня более актуально, нежели то время, в которое он писал свои работы.

Смысл логического  семинара

  • Логический семинар, как реакция на отсутствие смыслов.
  • Как неслучайно мыслить, критериально обеспечивая мышление.
  • Семинар против бессмысленности употребляемых понятий, против формализма, против оглупления.
  • От семинара к семинару – будет осуществляться восхождение от конкретного к абстрактному.

Логика и язык, гипотезы и определения,  фиксация и проблемы

  • Метаметодология — как язык, на котором можно понять, как выстраивается язык в каждой науке.
  • Предметом логики является язык.
  • Вербальный язык не передается по наследству.
  •  Правила логики не открываются, а создаются.
  • Существующее представление о том, что логика  — это наука о мышлении – ошибочное (Зиновьев А.А.)  Логика – наука о языке.
  • Логика  – те формы мысли, которые ведут к истине.
  • Мозг общается со знаниями через вербальный язык.
  • Вербальный язык – это не язык только науки.
  • Язык говорит о нашем существовании.
  • Язык представляет собой знаковую систему, которая не передается  генетически, однако способность к языку передается в генах.
  • Наряду с языковым модулем, не существует ли  логический модуль?
  • Формальная логика  работает с тем, что заложено в языке.
  • Формализация не является единственным методом познания, она ограничена.
  • Математическая строгость не всегда является методологически эффективной.
  • Если какая-то теория претендует на истинность, то она не состоятельная.
  • Подтверждение теории  в гуманитарных науках  доказать невозможно.
  • Методологический кризис – теоретико-познавательный.
  • Цифровая обработка знаний – не единственная.
  • Мозг становится придатком к компьютеру.
  • За каждой языковой конструкцией лежит история.
  • Универсальная логика: уровень теоретический и уровень эмпирический (множество отношений между мыслями по формам).
  • Глупость – это неспособность предвидеть последствия поступка
  • Преклонение перед роботами – показатель человеческой глупости.
  • Величайший уровень морали не погубит человечество.
  • «Любое знание противоречиво» (Кант И.)
  • Когда вы имеете дело с противоречием, вы имеете дело со знанием, но не с пониманием.
  • Минимальный отрезок, как мера логического рассуждения.
  • «Социальное время» уменьшается.
  • Свобода как осознанная необходимость.
  • Свобода как осознанная возможность.
  • Дискуссия – базисный процесс понимания и коммуникации.
  • Теория искажает реальность для упрощения.
  • Переход от оформления к формализму – проблемное поле для логиков.
  • Человек, существо, производящее текст  который в контексте.
  • Истинно то, что обосновано.
  • Формализация позволяет упорядочивать разное, поверяет его на полноту.
  • Формализация отбрасывает часть смыслов.

Цель Логического семинара  имени Александра Зиновьева —   спасение логического интеллекта от грядущей машинизации человека и попыток оцифровать сознание.

27.01.2017 г.

Зиноклуб