Яндекс.Метрика

РЕФЛЕКСИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРАКТИКЕ

РЕФЛЕКСИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРАКТИКЕ

Половолова Валерия — специалист по организации работы с молодежью.

РЕФЛЕКСИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ  К ПРАКТИКЕ 

рефлексия по изменению норм27–28 февраля 2016 г. нам посчастливилось пройти практику-обучение в рамках семинара «Градостроительные конфликты: пути и методы их разрешения» в Московской Школе конфликтологии.

Среди мотивов участия в семинаре у меня были как личностные основания, так и профессиональные.

В качестве личностных эффектов я планировала получить инструменты повышения стрессоустойчивости, освоить конструктивные модели поведения в рамках внутриличностного  и межличностного конфликтов, поменять отношение к конфликту как таковому.

Как для специалиста по работе с молодежью, для меня было актуально овладеть  конфликтологической компетенцией, получить способность различать и разрешать конфликты в рамках коллектива, научиться эффективнее решать задачи, используя ресурсы конфликтных ситуаций.

Нужно отметить, что одним из наиболее примечательных моментов было то, что в семинаре принимали участие действующие специалисты в сфере градостроительства (представители власти, архитекторы, строители, медиаторы). Всегда интересно наблюдать, как состоявшиеся люди, привыкшие к статусу «эксперта», выходят из зоны комфорта, учатся и меняют свое отношение к каким-то вопросам, возникающим в ходе обучения. Пожалуй, такой способностью обладают далеко не все взрослые люди. Это наблюдение позволяет закрепить для самого себя установку, связанную с необходимостью и готовностью всегда быть гибким и открытым к внутренним изменениям.

Что касается меня, то в качестве результатов этого обучения, я могу условно выделить опять-таки личностные и профессиональные результаты.

Важным опытом для меня были моменты, когда мои собственные, казалось бы, незначительные поступки, были препарированы как конфликтогенные действия. Первая конфликтная ситуация, связанная со мной, ввиду моей неготовности к ней, вызвала у меня негативные эмоции, которые содержали в себе некоторую обиду и смятение. Отдавая себе отчет в том, что я нахожусь на конфликтологическом семинаре и, понимая логику ведущего в момент критики  в мой адрес, я отследила, что уровень понимания и эмоций не всегда взаимосвязаны. То есть, если эмоция запущена, понимание не сразу выбрасывает тебя на «сухой берег глубокого конфликтного водоема». Приходится включать здравый смысл, волю и методично «плыть», чтобы оказаться в зоне нейтрального эмоционального состояния.

Эмоциональные реакции и паттерны часто включаются автоматически, не позволяя нам сделать выбор. Но осознанный человек не может позволить себе жить по принципу «стимул – реакция», между двумя этими этапами должен возникать «черный ящик», в котором происходят процессы, доступные человеку, как когнитивно сложному живому существу.

Помимо этого, как ни странно, для меня достаточно новым оказался опыт разделения содержания сказанного и той эмоциональной нагрузки, которое это содержание может нести. Конечно, в реальной жизни по-прежнему остается вопросом, как научиться молниеносно не реагировать эмоцией на провокативное, обидное или задевающее высказывание. Особенно, если его произносит близкий или значимый для нас человек. Но сам факт получения такого опыта задает новый вектор для развития личности.

В профессиональном смысле для меня стало очевидно, что конфликтологическую компетенцию нельзя приобрести с наскока: для этого требуется тренировка, постоянная рефлексия и большое количество практики.  Но в рамках семинара вполне можно было изменить отношение к конфликту, научившись смотреть на него как на естественное и даже позитивное явление.

Общение с подростками и с молодежью позволяет мне наблюдать большое количество разногласий разного уровня. Еще Гёте в свое время вывел формулу молодости: «Ликование до небес и печаль до смерти», что ярко демонстрирует, какую большую роль в этом возрасте играют чувства и эмоции. И как не сложно догадаться – эти проявления становятся топливом для разгорания конфликтов самого разного уровня. Научиться грамотно управлять конфликтами в молодежной среде и обладать возможностью передавать свои знаниями лидерам, может позволить быстро и основательно решать самые разные задачи, не впадая в ужас от такого яркого, но подчас пугающего проявления жизни, как конфликт.

Отнестись к явлению конфликта с пытливостью и интересом помогли инструменты конструктивной коммуникации. Самыми полезными инструментами для меня оказались «альтернативная схема коммуникации», правила последовательного установления контакта в ходе диалога со значимым субъектом и рекомендации по взаимодействию с манипулятором.

Подытоживая изложенное, хочется сказать, что, наверное, одним из самых значимых приобретений для меня стало понимание, что мои ценности, среди которых важное место занимают прямолинейность и искренность, должны упорно сохраняться и преумножаться, даже в ситуациях, когда ими хочется поступиться, чтобы поскорее выбраться из «сетей манипулятора» или ситуации нежелательного общения. Обозначить позицию и выйти на конструктивный уровень, на котором стороны имеют возможность  честно и справедливо договариваться, могут помочь конфликтологические инструменты, освоение которых – вопрос профессионализма и верности самому себе.

__________

СТУДЕНТЫ НА ПРАКТИКЕ

  Конфликтология и конфликты