(Тезисы доклада 18-19 октября 2011 г. в Институте философии РАН на VIII Международном симпозиуме «Рефлексивные процессы и управление»)
«Предвидеть можно только то, что мы конструируем сами». (Л. Витгенштейн)
В докладе я раскрою, в какой культуре употребляется термин «рефлексия» и в какой схеме; в какой парадигме управления будет рассматриваться конфликт и какой новый признак появляется в конфликте.
1. Конфликты и протесты присущи не только России и СНГ, но другим странам, в разной степени интенсивности:
- Конфликты в сфере ЖКХ
- Конфликты в защиту собственности дачных участков и дач.
- Конфликты обманутых дольщиков.
- Градостроительные конфликты.
- Протесты в защиту экологии
- Протесты в защиту журналистов
- Протесты в образовании
- Протесты против сноса киосков и палаток.
- Протесты автомобилистов.
- Протесты в защиту животных
- Протесты против реформ в Армии, в образовании, здравоохранении.
- Протесты против власти.
- Столкновения фанатов
Это феноменальное проявление конфликтов указывает не только на нерешенные социальные проблемы, но на кризис в управлении деятельностью. Слово «кризис» в китайском языке состоит из двух иероглифов — опасность и возможность. Есть ПРОБЛЕМА и есть ВОЗМОЖНОСТИ. Ицхак Адизес изобрел слово – ПРОБЛЕМОЖНОСТЬ. (Ицхак Кальдерон Адизес — один из экспертов в области повышения эффективности ведения бизнеса и правительственной деятельности путём внесения кардинальных изменений, которые не порождают неразберихи и деструктивных конфликтов, препятствующих изменениям).
2. Уровни проявления конфликтов и протестов в разных формах.
Основные симптомы немощи управления: отсутствие средств формирования рефлексивно-активной среды инновационного развития, в которой были бы созданы равные возможности не только для конкуренции, но и для защиты субъектов развития от общества; и общество — от субъектов развития.
Инновационная деятельность, социальные инновации (социальные реформы, модернизация) с одной стороны, требуется субъекта инновационного развития, с другой стороны инновации являются мощным конфликтогеном и провоцируют конфликты. Сущностные характеристики социальных инноваций:
- высокий риск,
- высокая степень неопределенности,
- сложнопрогнозируемый побочный продукт,
- обострение конфликтов и противоречий,
- дефицит методов управления.
Для развития необходимы инновации, конкуренция и новые ресурсы в разных сферах деятельности, для стабильности важно отсутствие массовых протестов и конфликтов. Большинство работ исследователей, а вслед за ними и взгляд управленцев, сосредоточен на раскрытии технологического аспекта инноваций, из виду упускается такое явление, как «инновационная недееспособность». Социологический смысл инноваций состоит не в самих технических изобретениях и новшествах, а в отношениях между людьми, в изменении ценностных оснований их взаимодействия. Социологический аспект социальных инноваций заключается в трансформации норм, правил и принципов социального взаимодействия, всей статусно-
ролевой системы. Невосприимчивость к социальным изменениям обосновывается тем, что человек не видит никаких улучшений качества своей жизни от изменений. В.Е.Лепский отмечает как проблему, отсутствие субъектности в России. Основные симптомы бессубъектности: блокировка рефлексии; не способность ценностно самоопределиться и самоидентифицироваться.
Исследование конфликта, как феномена различно в разных парадигмах управления. Основные элементы в любой парадигме управления: на ЧТО воздействие (Объект), ЧЕМ воздействуем (Средства), КТО воздействует (Субъект познания). Конфликт является объектом познания, воздействием и средством.
3. Три парадигмы управления, разные типы рациональности.( В.Степин)
Первым критерием различения классической, неклассической и постнеклассической рациональности является тип системной организации осваиваемых объектов.
Вторым критерием выступает различие в обобщенной схеме метода деятельности. Она фиксирует особенности средств и операций (действий) с изучаемым объектом
Наконец, в качестве третьего критерия различия типов рациональности можно выделить особенности ценностно-целевых структур субъекта деятельности.
В постнекассической науке, познающий субъект предстает не как изначально данный, а как конструируемый и воспроизводимый в коммуникации с другими исследователями. Субъект – полисубъектная среда.
Переход во внешнюю позицию относительно предметных деятельностей не есть результат механического противопоставления двух наличных предметных знаний. Этот переход требует рефлексии (включающего в себя построение новых вариантов отнесения имевшегося знания), и без учета этого обстоятельства не переведешь эту ситуацию многих предметных проекций в план действительности управления.
Происходит и изменение типа рефлексии над ценностно-целевыми структурами исследования.
4. Что специфично и важно именно для управления?
Важны переходы между деятельностными (ДЕ)-позициями, которые и обсуждаются как рефлексия. Проектировщику предмет дан как временная проекция объекта. Исследователю предмет дан как знание/эпистема (уже имеющееся знание об объекте). Для каждой позиции (управленец, проектировщик, исследователь) категория «предмет-объект» будет работать по-разному.
Познающий субъект предстает не как изначально данный, а как конструируемый и воспроизводимый в коммуникации с другими исследователями, которые выполняют функцию «преобразователя». Ими могут быть миссионер, продюсер, перформер и другие роли/позиции в обществе, которые оказывают на него воздействие. Преобразователи имеют дело с конфликтами и протестами. Конфликты в социальной жизни – есть следствие нерешенных проблем в управлении деятельностью.
5. Уточнение понятия «Конфликт»
Традиционная схема: Конфликт 1 = участники (модель 1) + объект + конфликтная ситуация + действия участников +???
Перспективная схема: Конфликт 2 = участники (модель 2) + объект + конфликтная ситуация + действия участников + полисубъектная развивающаяся среда. (Лепский В.Е.)
Конфликт – это точка (ситуация) разрыва различных форм активности социальных субъектов в развивающихся полисубъектных средах, а также знак, как указание на проблему и новые возможности в деятельности.
Разрыв открывает возможность для появления новой функции, новых проблем, новых процессов.
В работах ряда философов и ученых утверждается, что противоречия и конфликты вынуждают субъектов деятельности (акторов) выходить в рефлексивные позиции. Конфликт рассматривается как конструктивный механизм социальной жизни и как норма в условиях развития и изменений.
6. Механизм рефлексии по Лефевру В.А.
Рефлексия нужна для осмысленного участия в конфликтах (играх). Исследователи рефлексивных процессов, моделируя конфликтные ситуации, предполагают, что каждый субъект является локальным центром социального организма и что ценности других членов группы влияют на его ценности. Боль и радость могут усилить и уменьшить, как проигрыш, так и выигрыш. В ситуации конфликта все отчетливей видна своеобразная “внутренняя валюта”, которая может многократно осознаваться субъектами, выявляя многоярусный каскад генерации высших ценностей, которые предопределяют выборы субъектов. Мотивация выбора зависит от этического статуса образа себя у субъекта. Человек, рассматриваемый в своей культуре как достойный, стремится выбрать такое отношение, при котором этический статус образа себя будет выше, т.е. субъект будет лучше выглядеть в собственных глазах
Лефевр В.А. приходит к выводу, что существуют две этические системы. Герой первой системы склонен к жертвенному компромиссу, а герой второй — к жертвенной борьбе.
Моральное сознание ассоциируется с такими категориями как совесть, чувство вины, осуждение, покаяние и пр. Мы интуитивно чувствуем, что моральное сознание до некоторой степени противоположно прагматичному сознанию. Для прагматического сознания полезность и выгода являются решающими факторами в ситуации выбора действия. В эту схему укладываются самые различные человеческие действия, но не нравственный выбор. Лефевр В.А. формулирует две гипотезы:
- Общество, где реализована первая этическая система, тем более способно к самоорганизации и единству, чем выше этический статус его членов.
- Общество, где реализована вторая этическая система, тем более способно к самоорганизации и единству, чем ниже этический статус его членов.
В рамках двух моделей нравственного сознания выявляются склонности субъекта осуществить выбор (моральный или прагматический), пойти на компромисс или на конфликт.
7. Принцип тотальной рефлексии
Принцип тотальной рефлексии представлен на принципиальной схеме мыследеятельности, которая содержит три относительно автономных пояса:
1) пояс социально организованного и культурно закрепляемого коллективно-группового мыследействования (обозначается символом мД),
2) пояс полифонической и полипарадигматической мысли-коммуникации, выражающейся и закрепляющейся, прежде всего, в словесных текстах (обозначается символом М-К),
3) пояс чистого мышления, развертывающегося в невербальных схемах, формулах, графиках, таблицах, картах, диаграммах и т.п. (обозначается символом М).
Рефлексивный анализ автономных процессов мысли-коммуникации, понимания, рефлексии, мышления и мыследействования, может быть эффективным, только если все названные выше процессы рассматриваются как частичные и образующие подсистемы внутри полисистемы мыследеятельности.
Исследователи рефлексивных процессов, моделируя конфликтные ситуации, предполагают, что каждый субъект является локальным центром социального организма и что ценности других членов группы влияют на его ценности. Субъект – полисубъектная среда.
Таким образом:
Обществу необходимо как нормальное функционирование системы, так и устойчивое развитие системы.
Субъект инновационного развития может формироваться только в рефлексивной среде, в которой порождаемый инновациями конфликт реконструируется в контексте согласования ценностей и норм как субъектов инновационной деятельности, так и тех субъектов, ради которых начинаются изменения и осуществляются социальные реформы и инновации.
В конфликтах ярко проявляется инновационный потенциал, однако, многие, управленцы сегодня не могут его обнаружить, потому что часто видят в конфликтующих сторонах врагов или оппонентов.
Ради чего этот доклад?
Я хотела показать, первое, что рефлексивное управление конфликтами связано с планом долженствования и технологично-операциональным переводом разрушительных процессов в русло кооперации разных субъектов деятельности.
И второе, не конфликты угрожают равновесию в обществе, а жесткость в управлении и неспособность власти налаживать конструктивное взаимодействие с преобразователями в полисубъектной среде.
Перефразируя философа/логика Л.Витгенштейна, можно сказать, что управлять можно только тем, что мы конструируем сами.
Для рефлексивного управления конфликтами необходима рефлексивная среда.
Рефлексивная среда – это живой организм представляет собой устойчиво неравновесную систему (а не линейную), то есть такую систему, для сохранения которой необходима постоянная работа мысли, направленная против уравновешивающего (разрушительного) давления нерефлексивной среды и субъектов. Рефлексивная среда нуждается в регулярном притоке свободной энергии/мысли извне, а энергия/мысль высвобождается при разрушении других систем. Рефлексивная среда — это всегда конкурентная среда за свободную энергию и за разнообразие, а исходной предпосылкой для рефлексивной среды являются конфликты и кризисы.
В этом плане надо осознавать значимость накопления объёма актуально бесполезного – избыточного разнообразия, которое рефлексивная среда/ система может накопить. Ценность такой бесполезной и избыточной, даже на первый взгляд, маргинальной мыследеятельности, обнаруживается в кризисной фазе организации и организованности, что обеспечивает внутренний ресурс, из которого можно черпать новые модели и стратегии промысливания.
( Основные тезисы доклада (без слайдов) опубликованы в сборнике// Рефлексивные процессы в управлении. Сборник материалов VШ Международного симпозиума 18-19 октября 2011 г., Москва/Под ред. В.Е.Лепского — М.:»Когито-Центр», 2011. С.259-262.)
Литература
Лепский В. Е. Становление стратегических субъектов: постановка проблемы // Рефлексивные процессы и управление. Том 2, № 1, 2002. С. 5–23.
Лепский В.Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. – М.: «Когито-Центр», 2010.
Лепский В. Е. Доклад: — Понятие «конфликта». Функции конфликта. 16 августа 2010 г. Светлогорск Школа по методологии: «Технологии мышления: Проблематизация».
Козер Л. Функции социального конфликта. М., Идея-пресс. 2000.
Лефевр В.А., Баранов, П.В., Лепский, В.Е. Внутренняя валюта в рефлексивных играх. Известия Академии Наук СССР. Техническая кибернетика, 1969, №4.
Лефевр В.А. Алгебра совести./Пер. в англ. – М., «Когито-Центр», 2003.
Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая- Москва: «Глобус», ООО ИЦП, 2001.
________________________
Цой Л.Н. Статьи и размышления о конфликтах
Конфликтология и конфликты