Рефлексивные отзывы слушателей курса повышения квалификации по Социологии конфликта с 30 сентября по 05 октября 2019 г. (Восьмой выпуск)
Марзоева А.В.
Я прошла курс повышения квалификации «Социология конфликта: технологии управления конфликтами» под рук. Цой Л.Н.
Это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.
Цель курса –формирование конфликтологической компетентности.
На курсе я узнала:
- современные практические приемы разрешения конфликтов;
- с чего начинается управление конфликтом.
- принципы оформления конфликтной ситуации в тексте.
- техники управления конфликтными ситуациями на микроуровне;
- скрытые и явные причины конфликтов в деловых и личных отношениях;
- способы эффективного противостояния манипуляциям;
- методы управления коммуникацией в конфликте;
- как выявлять причины конфликта, а также цели, мотивы и интересы конфликтующих сторон;
- как просчитывать очевидные и скрытые последствия конфликта, а также варианты влияния на действия конфликтующих сторон;
- функции посредника между конфликтующими сторонами;
- приемы психологической самозащиты и воздействия на противостоящую сторону;
- как общаться в условиях острого противоборства и экстремальных условиях;
- как ориентироваться в сложностях социальной жизни, находить лучшие решения в конфликтных ситуациях, создавать самые действенные способы воздействия на поведение людей, вовлеченных в конфликтное противоборство.
Новые понятия, которые я узнала, что представляет собой адекватная критика, что критиковать необходимо не человека, а его поступки, не обвиняя, а сохраняя человеку возможность «спасти лицо».
Это похоже на игру в шахматы. Пожалуй, с этого и начинается управление конфликтами.
В ходе прохождения курса повышения квалификации, у меня появилось желание изучить все темы по практический конфликтологии.
Бедоева И.А. — канд. истор. наук, научный сотрудник лаборатории прикладной социологии и конфликтологии Владикавказского научного центра РАН.
За время прохождения курсов повышения квалификации по прикладной конфликтологии, я приобрела достаточно содержательную научную и технологическую базу для дальнейшей работы в своей новой профессиональной деятельности.
Я узнала, как стать конфликтологом, что есть сама конфликтология как наука, причины социального конфликта, идеальные типы людей по отношению к конфликту, чем является само понятие «конфликт» в разных аспектах и т.д. Особенно важным было изучение картографии конфликта, в которой вполне подробно были рассмотрены границы различных конфликтных ситуаций.
Во время занятия была показана ситуация, в результате которой было выявлено, чем отличает факт от рассказа. Данную методику можно использовать в дальнейшем в научной лаборатории, чтобы ссылаться только на те факты, которые помогли бы находить только истинные причины того или иного конфликта. Это очень важно, т.к. многие учёные в наше время не всегда на них ссылаются, а используют переработанную научную информацию, которая не всегда отражает научную истину.
Одной из важных тем на занятиях была «Кто такой конфликтолог?» Важные моменты, которые я усвоила для себя как для будущего конфликтолога, это:
1) принцип саморазвития;
2) объективное знание о себе как о конфликтологе;
3) инструменты управленца (проект, программа, план, прогноз);
4) освоение схем и позиций, как средство понимания и коммуникации и т.д.
На личных примерах участников курсов, я научилась тому, как должен держаться профессионал в аудитории, на публике среди других учёных и т.д.
Таким образом, знания, приобретённые мною на курсах высококвалифицированным учёным, методологом и технологом в области конфликтологии, к. соц. н. – Цой Любовью Николаевной, в дальнейшем я буду активно применять в своей деятельности.
Самым главным событием для меня за эту неделю, стала разработка концепции лаборатории развития прикладной конфликтологии, в частности:
- Стратегические цели;
- Исследовательская программа (цели и задачи);
- Кооперация с российскими и международными организациями;
- Кадровое развитие и образовательная деятельность;
- Развитие инфраструктуры исследований и разработок;
- Совершенствование системы управления организацией;
- Структура лаборатории.
Кроме вышеперечисленного, в рамках разработки программы, имеется перспектива для создания летних школ, библиотек и сайта лаборатории и т.д.
Следует отметить, что важным событием стало моё вхождение в «Российское общество социологов», президентом которого является д.соц.н., зам. директора, руководитель сектора социологии профессий Института социологии РАН – В.А. Мансуров. Своим опытом и знаниями с нами поделился также другой известный учёный, д.соц.н., профессор, руководитель Центра региональной социологии ФНИСЦ РАН – Маркин Валерий Васильевич.
P.S.Выражаю большую благодарность всем участникам, организаторам и преподавателям курсов, в частности, Цой Любови Николаевне.
Гогичаева Л.Ю. — научный сотрудник лаборатории прикладной социологии и конфликтологии Владикавказского научного центра РАН.
Я прошла авторский курс Цой Л.Н. «Социология конфликта», который кардинально изменил мою картину мира. Спустя пять дней курса у меня разрушились старые стереотипы, спала «пелена с глаз». Мною усвоены главные элементы картографии конфликта, с помощью которых можно эффективно разрешить конфликтную ситуацию. Я поняла очень важную вещь: во избежание ложной ситуации нужно грамотно разграничивать факты от рассказов. Теперь знаю точно: прежде чем что-либо утверждать или доказывать, нужно вооружиться фактами, но никак не рассказами.
Также важно усвоить процесс вступления в должность (конфликтолога) и учесть основные критерии. Конфликтолог не должен принимать чью-либо позицию, чтобы не попасть в водоворот самого конфликта. И, самое главное: он не должен никого обвинять.
Мне понравились несколько схем, это: конфликт как область специализации научных предметов, формы проявления конфликтов на микро/макроуровнях, схема, связанная с информационными воинами: современная война — противник как система.
Я узнала много новых имен: Зиновьев А.А., Щедровицкий Г.П., Дудченко В.С., Ф.Глазл, Э. Гидденс, Здравомыслов А.Г. и др., работы которых мне предстоит прочитать.
Для меня важным событием стало вступление в РОС, знакомство с Маркиным Валерием Васильевичем (руководитель Центра региональной социологии и конфликтологии), с Мансуровым Валерием Андреевичем (президент Российского общества социологов, заместитель директора Института социологии РАН по международным связям).
На курсах мы с коллегой разработали проект развития лаборатории прикладной конфликтологии, который представим руководством Владикавказского научного центра РАН. В будущем, если мы разработаем методическую базу для лаборатории, то появятся материалы для защиты кандидатский и докторских диссертаций, библиотека.
Варавка Т.Л. — юрист.
С 30.09 по 05. 10. 2019 года я была на авторском курсе «Социология конфликта» у Цой Л.Н. На эти курсы планировала попасть уже несколько лет. И вот свершилось! Любовь Николаевна является одним из самых лучших профессионалов в области практической конфликтологии на территории России и СНГ. Она очень органично соединяет теорию и практику в единое целое, дает методологию и технологии. И для меня именно это было очень важным и ценным. Ведь сейчас ведение курсов в таком формате большая редкость среди специалистов такого уровня. Как правило, во время обучения передаются либо теоретические знания, либо полученный практический опыт. А еще Любовь Николаевна создает завораживающую атмосферу в группе, при которой понимаешь, что ты находишься в среде единомышленников вне зависимости от возраста, жизненного опыта, профессии, должности. На курсе я познакомилась с интересными людьми – учениками и коллегами автора курса.
Что нового я получила? Я уношу в свою копилку очень многое:
Глубокие знания по разным темам, которые связаны с конфликтологией — виды коммуникаций, манипуляции, критика, дистанция, информационная война и т.д.
Я теперь знаю, чем отличается теоретик от практика. Как создаются и разрушаются стереотипы. Что такое мемы. Как создаются рассказы на основе фактов.
Новое понимание себя, других и окружающего мира. Важным для меня стал вывод — развитие любой социальной системы сопровождается конфликтами и это неизбежно.
Узнала каковы истинные причины конфликта, как конфликт развивается, как и когда используется разные технологии управления конфликтами.
Я познакомилась с новыми именами и идеями мыслителей, философов, специалистов в области конфликтологии.
Открыла для себя русские, советские и российские имена мыслителей: Зиновьева А.А., Щедровицкого Г.П., Лефевра В.А., Дудченко В.С. и др.., которые в своих работах так или иначе затрагивали тему конфликтов.
Одним из самых интересных материалов для было введение в профессию практический конфликтолог – каким он должен быть, как должен мыслить, какими навыками обладать. Я поняла, что мне еще предстоит долгий путь для развития в этом направлении.
Думаю, что участие в курсе будет еще долго выстреливать новыми инсайтами, осознаниями, вопросами. У меня возникло много – много вопросов и для меня это является одним из критерия, что есть куда двигаться дальше. Возможна ли существование организации, общества без иерархии? На каком уровне развития человека, организации, какие конфликты возникают? Что такое блоковые конфликты? Как предупреждать конфликты в своей жизни? Какие конфликты являются неразрешимыми либо трудноразрешимыми? Каков мой вклад в повышении качества своей жизни, жизни организации, общества?
А еще я освоила несколько схем – картография конфликта, разрыв стимула и выбор реакции. Я начала учиться рефлексии. Мышление, мышление и еще раз мышление только мышление делает из человека личность.
Большое спасибо автору курса и всем участникам. Эти пять дней я надолго запомню – они были яркими, насыщенными, наполненными разными смыслами.