Рефлексия на лекциях И.Фихте.
Опыт нового изложения наукоучения.
С. 19 Наука есть здание; главная цель этого здания – устойчивость.
С. 32. Утверждать же, что вообще таковой не существует, потому что мы ее не открыли, есть притязание, опровергать которое – ниже достоинства серьезного исследования.
С. 37 Наука есть система, иначе говоря, она закончена, когда далее не может быть выведено ни одно положение, и этим дается положительное доказательство, что в системе нет ни одного недостающего положения.
С. 46 То, что в наукоучении является только формой, должно быть в логике содержанием; и это содержание должно снова получить общую форму наукоучения, которая здесь, однако определенно мыслится как форма логического положения. Это второе действие свободы, через которое форма делается своим собственным содержанием и возвращается к себе самой, называется рефлексией. (Формой формы как своего содержания)
Никакое отвлечение невозможно без рефлексии и никакая рефлексия — без отвлечения.
С. 685-686 Опыт нового изложения наукоучения. Попытка принудить читателей к пониманию.
На лекциях Фихте (1798 г.) слушатель Стеффенс вспоминает первую попутку умозрения и состояние студентов.
«Господа, — говорил Фихте, — сосредоточьтесь, углубитесь в себя, здесь не идет речи ни о чем внешнем, а только о нас самих».
И слушатели после такого приглашения, казалось, действительно сосредотачивались на себе. Некоторые меняли место и выпрямлялись, другие съеживались и опускали глаза долу; но все они явным образом с громадным напряжением ждали того, что должно было последовать за таким предложением.
«Господа, — продолжал тогда Фихте, — помыслите себе: вот стена».
И я видел, слушатели действительно мыслили стену и, казалось, что это им всем удается.
«Помыслили вы себе стену?» – спрашивал Фихте.
«В таком случае, господа, помыслите того, кто помыслил стену».
Было любопытно видеть, как при этом явно возникало смущение и колебание. Многие из слушателей, по- видимому, не были в состоянии нигде открыть того, кто помыслил стену, и я понял тогда, как это могло быть, что молодые люди, споткнувшись столь рискованным образом о первую попутку умозрения, могли при дальнейших своих стараниях попасть в весьма опасное духовное состояние.
(Фихте И.Г. Сочинения в двух тома. Т.1 – СПб.: Мифрил, 1993) .
____________
ДЛЯ ФИЛОСОФСТВУЮЩИХ КОНФЛИКТОЛОГОВ
Конфликтология и конфликты