Яндекс.Метрика

Рефлексия на лекциях Фихте И.

Рефлексия на лекциях Фихте И.

Рефлексия на лекциях И.Фихте.

Опыт нового изложения наукоучения.

Иоган Фихте  - немецкий философ (1762-1814)
Иоган Фихте — немецкий философ (1762-1814)

            С. 19   Наука есть здание; главная цель этого здания – устойчивость.

            С. 32.  Утверждать же, что   вообще таковой не существует, потому что мы ее не открыли, есть притязание, опровергать которое – ниже достоинства серьезного исследования.

С. 37   Наука есть система, иначе говоря, она закончена, когда далее не может быть выведено ни одно положение, и этим дается положительное доказательство, что в системе нет ни одного недостающего положения.

С. 46   То, что в наукоучении  является только формой, должно быть в логике содержанием; и это  содержание должно снова получить общую форму наукоучения, которая здесь, однако определенно мыслится как форма логического положения.  Это второе действие свободы, через которое форма делается своим собственным содержанием и возвращается к себе самой, называется  рефлексией. (Формой формы как своего содержания)

Никакое отвлечение невозможно без рефлексии и никакая рефлексия  — без отвлечения.

 С. 685-686  Опыт нового изложения наукоучения. Попытка принудить читателей к пониманию.

На лекциях Фихте (1798 г.) слушатель Стеффенс вспоминает  первую попутку умозрения и состояние студентов.

«Господа, — говорил Фихте, — сосредоточьтесь, углубитесь в себя, здесь не идет речи ни о чем внешнем, а только о нас самих».

И слушатели после такого приглашения, казалось, действительно сосредотачивались на себе. Некоторые меняли место и выпрямлялись, другие съеживались и опускали глаза долу; но все они явным образом с громадным напряжением ждали того, что  должно было последовать за таким предложением.

«Господа, — продолжал тогда Фихте, — помыслите себе: вот стена».

И я видел, слушатели действительно мыслили стену и, казалось, что это им всем удается.

«Помыслили вы себе стену?» – спрашивал Фихте.

«В таком случае, господа,  помыслите того, кто  помыслил стену».

Было любопытно видеть, как при этом явно возникало смущение и колебание. Многие из слушателей, по- видимому, не были в состоянии нигде открыть того, кто помыслил стену, и я понял тогда, как это  могло быть, что молодые люди, споткнувшись столь рискованным образом о первую попутку умозрения, могли при дальнейших своих стараниях попасть в весьма опасное духовное состояние.

(Фихте И.Г. Сочинения в двух тома. Т.1 – СПб.: Мифрил, 1993) .

____________

ДЛЯ ФИЛОСОФСТВУЮЩИХ КОНФЛИКТОЛОГОВ

Конфликтология и конфликты