Яндекс.Метрика

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ИСТОЧНИК БУДУЩИХ КОНФЛИКТОВ В СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЕ

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ИСТОЧНИК БУДУЩИХ КОНФЛИКТОВ В СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЕ

С. В. Смаль,

доцент кафедры конфликтологии СПбГУП

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ИСТОЧНИК БУДУЩИХ КОНФЛИКТОВ В СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЕ

С 1 января 2015 года вступает в силу пакет из шести законов, продолжающих начатую в 2013 году третью волну реформирования пенсионной сферы России. Особого внимания среди этих шести заслуживают, в том числе, Федеральные законы № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», принятые 28 декабря 2013 года. В рамках этих законопроектов россиянам предлагается отнестись к своим накоплениям с непривычным тщанием: выходить на пенсию по возможности в старшем возрасте и самостоятельно регулировать вопрос об индивидуальных пенсионных накоплениях, составляющих 6 % от фонда оплаты труда.

За истекший год, однако, рассматриваемый нами этап реформы должного внимания со стороны трудящихся граждан не получил. Об этом свидетельствуют и данные социологических опросов, регулярно проводимых Фондом «Общественное мнение», короткие выписки из которых мы приведем ниже.

Так, в рамках блиц-анализа организованного 28 августа 2014 года опроса отметим, что:

1) граждане не осведомлены ни о существующем моратории на передачу накоплений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), ни о грядущем продлении данного моратория (59 % ответивших);

2) противников отмены обязательной накопительной пенсии в два раза больше, чем сторонников (36 % отрицательно ответивших против 15 % положительно ответивших);

3) как минимум треть граждан, а то и больше (в среднем 36 % респондентов), в принципе безразличны к происходящим в пенсионной системе переменам.

«Пенсионная битва», таким образом, не затронула рядовых граждан, которые к тому же в значительной степени безучастны к проводимым реформам. Однако изменения серьезны, равно как и последствия от принятия подобных решений. Неизбежным в таком случае представляется увеличивающийся риск возникновения социальных конфликтов, вытекающих из трудовых отношений, так как источником формирования пенсионных накоплений является заработная плата работающего населения.

Среди наиболее существенных возможных конфликтов перечислим следующие.

1. Конфликт при переходе негосударственных пенсионных фондов (далее НПФ) из «старых» в «новые», который предполагает акционирование НПФ и включение их в систему гарантирования и страхования накоплений. Отметим, что так называемые «старые» НПФ вследствие этого будут лишены возможности получения 6 % накоплений своих клиентов. Также не определены ни сроки окончания акционирования, ни механизмы данной процедуры. Предполагается, что крайним сроком акционирования будет 1 января 2017 года, однако практика бывает переменчива. Так, уже существуют две-три схемы, позволяющие крупным фондам поглощать новолицензированные организации. Сроки, в которые НПФ смогут получить специальные разрешения для работы со средствами обязательных накоплений, не называются.

2. Конфликт при изменении прав собственности части пенсионных накоплений клиентов негосударственных пенсионных фондов, уплаченных за 2014 год. После ряда консультаций вице-премьера по социальным вопросам О.Ю.Голодец с президентом В.В.Путиным накопительные платежи, являвшиеся собственностью лица, разместившего их в пенсионной системе, оказались на тех счетах, с которых происходят солидарные выплаты нынешним пенсионерам, по сути, превратившись в часть средств Пенсионного фонда России. Итогом данного пункта можно считать то, что в 2014 году накопительные взносы работников — клиентов негосударственных пенсионных фондов будут перечислены государству.

3. «Мораторий» на передачу накоплений в негосударственные пенсионные фонды в том виде, который был задуман изначально (предполагал «возврат “замороженных” средств в НПФ после вхождения их в систему гарантирования вкладов под эгидой Агентства по страхованию вкладов»), и в том, как он реализован на практике, содержит серьезный конфликтогенный потенциал.

Подводя итог краткому анализу, перечислим социальные последствия подобных конфликтов, также по возможности коротко.

1) Рост социальной напряженности, связанный с увеличением коэффициента неравенства в доходах граждан, так как именно на увеличение доходов в конечном счете и направлены реформы в сфере пенсионного обеспечения. На данный момент дельта доходов 10 % самых бедных — как раз к ним и относятся пенсионеры — более чем в 42 раза меньше доходов 10 % самых богатых россиян. Это потенциальный социальный взрыв. Вероятным способом смягчения ситуации могут явиться действия правительства по пролонгации программы государственного софинансирования пенсий на весь 2014 год.

2) Отсутствие доверия институтам власти: после того, как негосударственные пенсионные фонды начали проводить информационные кампании по привлечению населения, в программы софинансирования пенсии вступило 15 млн 850 тыс. граждан, то есть около 6 % трудоспособного населения страны. Это, безусловно, не может быть признано достаточным количеством. И вместо того, чтобы увеличивать поток новых клиентов в НПФ, тем самым перераспределяя и более эффективно расходуя и собственные средства, государство, вводя подобные «моратории», провоцирует полное неприятие любых, в том числе и частных, институтов в пенсионной сфере.

На данный момент в Российской Федерации проживает порядка 75 млн трудоспособных граждан из 142 781 687 человек — это около половины населения, и на это количество приходится порядка 40 млн пенсионеров. Это, а также тот факт, что ожидаемая продолжительность жизни, по заявлениям Федеральной службы государственной статистики, увеличивается, говорит о том, что скоро наше общество достигнет «зрелости». Когда на одного работающего гражданина будет приходиться один нетрудоспособный, в перспективе до 2050 года количество престарелых граждан увеличится до соотношения «один работающий к двум пенсионерам», что приведет, несомненно, к увеличению социальной нагрузки на государство. В зависимости от целенаправленной деятельности государства можно будет говорить либо об увеличении, либо об уменьшении конфликтогенного потенциала в целом. Социальные последствия конфликтов в сфере пенсионного законодательства в современной России заслуживают пристального внимания в связи с неоконченностью реформ социального обеспечения. 

_______

Доклады участников международной научно-практической конференции «Социально-трудовые конфликты в Российской Федерации: выявление, урегулирование, предотвращение».

Конфликтология и конфликты