Тезисы
Для научного форума в Ростове на Дону «Векторы развития современной конфликтологии» (2017 г.)
Русская конфликтология: конфликт как Метапредмет
Основное понятие научного форума конфликтологов – развитие
Глядя на современную конфликтологию, зададим вопрос, а что она сегодня представляет, как гуманитарная наука?
- 1. О национальном характере гуманитарных наук.
Во второй половине XIX века русский социолог Данилевский Н.Я. анализируя характер многочисленных войн, которые вела Россия с европейскими государствами, а также войны и конфликты в разных частях света сформулировал тезисы и законы, важные для русской конфликтологической мысли:
• о национальном характере гуманитарных наук,
• об осях деятельностей, формирующих цивилизацию.
Что собой представляет самобытная славянская наука и возможна ли национальная наука? Поиск ответов на этот вопрос он искал на пути содержательного раскрытия таких взаимосвязанных понятий как национальное и общечеловеческое. Он выдвинул три возражения против возможности народного характера науки: [1]
- Истина – одна, следовательно, и наука, имеющая истину своим предметом, также одна.
- Наука преемственна; выработанное одним народом, одним веком переходит в наследие другим векам и народам, которые могут продолжать здание науки только на прежнем основании.
- Язык не имеет большого значения в деле науки, и для нее может быть употреблен какой бы то ни было известный большинству образованных, или ученых, людей язык, хотя бы даже мертвый, как, например, латинский.
Мы живем в ХХI веке и большая часть ученых:
- уже НЕ считает, что «истина одна и что, следовательно, и наука одна»
- Наука преемственна только в той степени, в которой национальная особенность вносит свой вклад в ее развитие.
- Процесс познания напрямую связан с мышлением и языком. Народность имеет некоторую силу, поэтому искусство (музыка, живопись, ваяние, архитектура — для всех общепонятный язык звуков и форм – народны ) оказывает сильнейшее воздействие на людей. Язык отражение мышления и он укоренен в культуре. Мысль такая, что язык науке должен быть доступен пониманию народа, которому служит наука.
Язык гуманитарных наук имеет большое значение для развития науки и общества.
Итак, гуманитарные дисциплины связаны с языком и мышлением
2. О типах деятельности, формирующих цивилизации.
Данилевский Н.Я. выделяет четыре типа деятельности как высших категорий деления, формирующие цивилизацию:
- Деятельность религиозная, объемлющая собой отношения человека к Богу, – понятие человека о судьбах своих как нравственного неделимого в отношении к общим судьбам человечества и Вселенной, то есть, выражаясь более общими терминами: народное мировоззрение не как теоретическое, более или менее гадательное знание, во всяком случае, доступное только немногим, – а как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека.
- Деятельность культурная, в тесном значении этого слова, объемлющая отношения человека к внешнему миру, во-первых, теоретическое, научное, во-вторых, эстетическое, художественное (причем, конечно, к внешнему миру причисляется и сам человек как предмет исследования, мышления и художественного воспроизведения) и, в-третьих, техническое, промышленное, то есть добывание и обработка предметов внешнего мира применительно к нуждам человека и сообразно с пониманием как этих нужд, так и внешнего мира достигнутым путем теоретическим.
- Деятельность политическая, объемлющая собой отношения людей между собой как членов одного народного целого и отношения этого целого как единицы высшего порядка к другим народам.
- Деятельность общественно-экономическая, объемлющая собой отношения людей между собой не непосредственно как нравственных и политических личностей, а посредственно – применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, следовательно, и добывания, и обработки их.
Модельно, можно выделить государства, в которых все типы деятельности развиваются в конфликтном взаимодействии, и основная функция государства вмешиваться в конфликты при появлении насилия, вражды, ненависти, призывам неконституционного свержения легитимной власти. Среди них Россия.
Есть государства, в которых экономическая деятельность подчинила себе все остальные типы деятельности и основная функция государства вмешиваться в экономические конфликты, при неуплате налогов от прибыли. Среди них США и страны ЕС.
События на мировой арене показывают, что действия западных стран ЕС и США отличаются от действий России. И дело не только в конфликте интересов, что находятся на поверхности, есть основание полагать, что между подходами западных и частью российских исследователей, не только большая разница, но и большие эпистемологические проблемы познания, противоречивые ценности.
Западная конфликтология, да и российская, не дают ответы на многие вопросы, связанные с конфликтами между разными типами деятельности.
3. О конфликтологии в России: технологии и идеология.
Конфликтология, как практическая наука, пришла в Россию из Запада после распада СССР. Широкие массы людей стали осваивать технологии переговоров и приобщаться к конфликтологии, медиации и другим практическим дисциплинам. Социальные/гуманитарные науки в СССР были построены на коммунистической идеологии, а после распада СССР, стали лишены идеологических оснований.
Зиновьев А.А. – «Предварительно идеологию можно определить как совокупность понятий, суждений, идей, учений, концепций, убеждений, мнений и т.п. людей обо всем том, что в данных условиях и в данной человеческой общности считается важным для осознания человеком самого себя и своего природного и социального окружения. Но чтобы описать, какими свойствами обладает эта совокупность и какие функции она выполняет в жизни людей, надо рассмотреть её как часть сложного комплекса социальных явлений»[2]
Необходимо отметить, что гуманитарные/социальные знания в странах Запада и США носят сугубо инструментальный характер и разрабатывают как универсальные. Наблюдения и исследования показывают, что специфика сознания человека на территории России заключается в том, что человек стремится не только к освоению переговорных (и других) технологий в конфликтах, он стремится ПОНЯТЬ конфликт как идеальный объект, как логическую и онтологическую границу применимости представлений всех перечисленных гуманитарных дисциплин в отношении себя, как человека.
И в этом плане социальные технологии не удовлетворяют человека, в случае, если он не получает ответы на глубинные вопросы относительно его субъектности (души), способов его участия в развитии деятельности, в истории и в мышлении.
Отказ от идеологии коммунизма в России, обнажил пространство духа, которое стало заполняться технологиями и чуждыми для России ценностями, а экономическая деятельность и получение прибыли стала подчинять себе все остальные деятельности.
Если в основании фундаментальных конфликтов лежат ценности, то значит конфликтология это наука о ценностях.
4. В случае, если мы, российские конфликтологи, признаем, что конфликтология – это наука о ценностях, а не только об интересах, то в этом случае, Российской конфликтологии как науки еще нет, ей еще только предстоит состояться. Она может быть представлена «корпусом русских гуманитарных дисциплин, объединенных общей методологической и философской основой, отвечающей вызову времени, истории. Значение этой основы трудно переоценить, на сегодняшний день оно представляется определяющим. Нам нужна русская философия конфликта». [3]
Новый поворот в развитие конфликтологической мысли в русскую конфликтологию внесли советские и российские философы и методологи (Зиновьев А.А и Щедровицкий Г.П. и др.), работы которых, пока еще остаются на обочине внимания академических исследователей, а также российских конфликтологов, идущих в колее западной конфликтологии.
Итак, под термином «Русская» конфликтология имеется в виду приверженность к русскому языку и культуре, причастность к историческим корням России, к русской философии в культурно-историческом пространстве и времени.
5. Критика.
На мой взгляд, западные и многие российские конфликтологи, увлекшись технологиями, утрачивают способность к логическому мышлению, а значит, к объективным оценкам и истинным суждениям, что является следствием понижения общего интеллектуального градуса в образовании и отсутствии методологической рефлексии. Большинство статей и диссертаций конфликтологов ничего нового в развитие конфликтологии не вносят.
6. Современность: конфликт ценностей между Россией и западным миром
Только через 25 лет после распада СССР, когда конфликты в мире стали «очищенными» от коммунистической идеологии — стали видны и прозрачны ценностные различия между Западом и Россией, а также стало ясно, что направление мысли западной конфликтологии, тщательно уводит в сторону от рефлексии исторических процессов и реального положения дел на глобальном уровне, как предельной рамки рассмотрения конфликтных процессов в мире.
Недавно министр иностранных дел Эстонии Марина Кальюранд заметила, что одной из причин, «по которым ЕС будет и впредь следовать антироссийским курсом, является разница в подходах к вопросу об «основных ценностях». При этом глава МИД Эстонии смогла назвать лишь одну «ценность», которая, по её мнению, отличает Европу от России – это «агрессивность». «Учитывая агрессивный характер внешней политики России, Европа будет продолжать придерживаться прежней позиции по отношению к ней».[4]
Таблица №1. Сравнительный анализ двух ценностных систем — российской и западно-европейской.
Современные западно-европейские ценности | Ценности российской цивилизации |
Глобализм | Многополярный мир |
Универсальность | Многообразие самобытностей |
Превосходство западного мира (западная цивилизация как образец) | Все цивилизации равны и суверенны |
Прогресс без ограничений | Движение вперед без разрушения старого |
Материальное благоденствие | Духовное развитие |
Мультикультурализм | Интернационализм (братство народов) |
Открытое для мигрантов общество (в ущерб коренному населению) | Жесткая миграционная политика (защита интересов коренных народов) |
Политический плюрализм | Соборность |
Сильное гражданское общество | Солидарное общество |
Буржуазность (главенство имущих классов) | Народность (главенство большинства) |
Агностицизм, атеизм и секуляризация | Вера (традиционные религии) |
Приоритет нетрадиционных религий и сектантство | Приоритет традиционных религий и неприятие сект |
Гендерное равенство (феминизация мужчин и маскулинизация женщин) | Сохранение гендерных различий и традиций |
Однополые браки и суррогатное материнство | Традиционная семья |
Секс и сексуальное «воспитание» в школах | Любовь и нравственное воспитание в школах |
Поддержка ЛГБТ в ущерб традиционному большинству | Признание нетрадиционной сексуальной ориентации анормальностью |
Ювенальная юстиция с правовой защитой детей от родителей | Исключительное право родителей на воспитание детей до определенного возраста |
Право на эвтаназию | Запрет эвтаназии и совершенствование обезболивающих средств |
Право на клонирование | Запрет клонирования |
Индивидуализм | Различные формы коммунитарности |
Свобода как максимальный отказ от социальных табу | Свобода как приближение к (Божественному) идеалу |
Там, где закон, там и справедливость | Справедливость выше закона |
Формальная толерантность | Подлинная терпимость |
Политкорректность | Правда |
Транспарентность | Открытость — в смысле честность |
Свобода прессы | Достоверность прессы |
Стыд | Совесть |
Приоритет частной собственности | Все виды собственности равны |
Открытая экономика | Мера открытости и суверенности |
«Свободный рынок» как главный регулятор экономических отношений | Государство задает экономике национальные приоритеты |
Право на одностороннее применение силы во имя демократии | |
Социальные гарантии для всех | Социальные гарантии для всех |
Разница в ценностях между Западной Европой и Россией (Восточной Европой) — по всем пунктам, за исключением последнего, очевидна.
Ценностный код русской цивилизации существует как глубоко затаенный и сокрытый в мирное время. История показывает, что в России ценности проявляются только в ситуации опасности и риска разрушения русского мира, Российской государственности. Русские по духу и ментальности люди, готовы пожертвовать жизнью и безопасностью, ради защиты ценностей.
В отличие от западных, конфликтологов, которые рекомендуют сосредотачивать внимание конфликтующих сторон на интересах, российские конфликтологи должны понимать/осознавать, что интересы могут лишь искать компромиссы, которые ни при каких условиях не могут быть собственно решением конфликта.
7. Конфликтология как межпредметная область наук. Конфликт как метапредмет.
Конфликты находятся в поле зрения исследования не менее чем 16 научных дисциплин. В зависимости от определения понятия «конфликт» по-разному ставится, и решается вопрос предмете конфликта, функциональной значимости конфликтных событий и их «содержательности».
Если представление о конфликте является одновременно и установкой исследователя, которая может трансформироваться в некоторый профессиональный метод, с помощью которого можно достичь решения какой-либо задачи, то тогда наполнение содержания понятия «социального конфликта» является ПРОБЛЕМОЙ №1 как в теории, так и в практике острой политической борьбы, которая разворачивается сегодня в России и на мировой арене.
«Конфликт», как идеальный объект, можно отнести к Метапредмету, уже не имеющему прямого отношения к предметным научным дисциплинам. Исследовательская позиция уже не принадлежит позиции ученого, человек в конфликте, становится сам для себя, а точнее его состояние сознания, становится частью и элементом его исследования.
Конфликт, как событие, может происходить непосредственно в ситуации, перед глазами участников или наблюдателей, а может быть реконструирован на основании чтения различных текстов или коммуникации из разных позиций. Логика конфликтного взаимодействия – это ситуация некоторого шока, которую каждый из участников столкновения использует для реконструкции и выявления собственной позиции. В ситуации конфликта, противоречия, апории возникает проблемная ситуация .
Но эта потребность в метапредмете возникает только у того, кто сам оказался в проблемной ситуации, кто ставит перед собой задачу видеть, создавать, конструировать и выстраивать — единый мыслительный предмет по отношению к конфликту. Важным результатом освоения метапредмета будут те изменения в мышлении и действии самого исследователя, изменения его позиции в ходе работы в метапредмете и в коммуникации с другими позициями. Эта проблемная ситуация, как живое многоголосие разных мышлений и позиций, требуется выстраивание собственного понимания и видения данной ситуации, «перемещаясь» из позиции в позицию, с разбором ситуации. В этом случае, необходимо входить в мышление и сознание каждой из позиций, пытаться заимствовать видение и понимание проблемной ситуации с разных позиций.
8. Методология социального познания Зиновьева А.А. в развитии русской конфликтологии.
Методология социального познания опирается на вполне определённые онтологические предпосылки, касающиеся природы объектов, с которыми имеет дело социальное познание.[5] Зиновьев А.А.[6] называет их социальными объектами, как объединения людей и люди как члены таких объединений. Содержание социальных объектов во многом зависит от процесса и результата публичной коммуникации между всеми субъектами взаимодействия и многочисленными наблюдателями. «О социальных объектах думают почти все нормальные здоровые люди. Причем даже самая примитивная мысль человека о каком-то социальном объекте есть либо его собственно открытие, либо заимствованная у других людей, сделавших это открытие. Та, что всякий человек — в какой-то мере исследователь социальных объектов. Говоря о социальных исследованиях, я буду иметь в виду всю сферу думания о социальных объектах, а не только профессиональные исследования».[7]
Конфликт» как эмпирический объект, относится к социальному объекту, феноменально наблюдаемому, данному в опыте, его «строят»/конструируют объединения людей и люди как члены таких объединений. Но что-то знать о социальных объектах и научно понимать их – не одно и то же. Глобальные конфликты – это конфликты по поводу будущего. Понять глобальные конфликты, исследовать их, как социальные объекты познания, невозможно вне поиска ответа на вопрос:- «Как устроен современный глобальный мир, информационно замыкающий в себе конфликтное противостояние двух систем: страны Запад ЕС и США против России?».
Ключевым в становлении того или иного типа будущего является фактор понимания, так как, чем быстрее развиваются технологии, тем очевидней, становится, что борьба за будущее приобретает ожесточенные формы борьбы и войн. Но тогда это означает: вы готовы взять на себя ответственность и решить, что вы можете стать людьми, которые будут порождать и создавать новое представление и конструктивно разрешать противоречия между старыми, имеющимися представлениями
Чтобы выработать собственную оригинальную точку зрения, придется обязательно восстанавливать разные позиции, определяющие разное отношение к данному вопросу, а также разбираться с тем, как эти разные позиции соотносятся друг с другом.
9. Конфликтологические аксиомы русской конфликтологии, построенной на принципах методологии социального познания А.А.Зиновьева и системо-мыследеятельностного подхода Г.П. Щедровицкого.
- Конфликт является неизбежным механизмом самоутверждения субъектов, их исторического самоопределения.
- В истории субъектами исторического самоопределения, как правило, являются государства. Поэтому перспективно рассматривать конфликт как первично искусственное, а не естественное образование. Конфликты создаются их участниками осознанно и целенаправленно, ради развития и утверждения собственных позиций.
- Именно конфликты, а не войны, являются долгосрочными механизмами разворачивания геополитики (а также в отношении личности человека — его судьбы, жизни).
- В мире существуют разрешимые конфликты, непосредственно связанные с категорией содержания и с представлением о содержательных конфликтах (в которых меняются позиции участников) и неразрешимые конфликты (в которых уничтожаются сами участники).
- Каждый субъект (индивидуальный или коллективный) имеет право на содержательный конфликт.
- Управлять конфликтом (управлять значит предвидеть, в целях ограничения нежелательных последствий) можно только в том случае: если:
- конфликт содержательно сконструирован,
- в нем есть измеряемые количественные и качественные расчетные характеристики (эффективность, экономический, социальный, психологический аспекты),
- о содержании конфликта можно говорить и выстраивать коммуникацию с другим, ибо то, чего нет в языке — тем управлять невозможно,
- конфликт проявлен, ясно видимо содержание и позиции сторон.
Русская конфликтология, развиваемая в контексте методологии социального познания и системо-мыследеятельностного подхода, ставит в центр внимания естественно-искусственное образование конфликта, историческое самоопределение субъекта, право субъекта на содержательный и разрешаемый конфликт, самоопределение в позиции, развитие мыследеятельности.
10. Путь развития русской конфликтологии
В перспективе развитие русской конфликтологии возможно на пути:
- исторического расследования многовекового конфликта между Западной Европой с Восточной, то есть, прежде всего, с Россией, а также динамикой этого конфликта после Второй мировой войны и развала СССР;
- всестороннего анализа конфликтов, созданных послевоенным устройством мира в части гегемонии США и возникшей на базе этой гегемонии системы концентрации финансов и потребления в «центре силы» (то есть в конфликте, который развивает и движет современный мировой кризис, начавшийся как экономический, но уже показавший свою цивилизационную сущность);
- ревизии, рефлексии и исторического осмысления развития собственно русской философии, включая заимствованный марксизм, начала русской православной философии, а также русский (советский, российский) постмарксизм, включая философию и методологию системо-мыследеятельностного подхода;
- исторической реконструкции конфликтов, определявших становление и развитие, а также гибель советского проекта. (Сегодня эта задача представляется разрешимой в связи с крахом светской веры в коммунизм и освобождением русского ума от светской веры (религии) как таковой);
- содержательного раскрытия конфликта православия с католицизмом, определившего ход российской истории, из процессов которого был (и остается) собственно кризис западного христианства и вырождение его в светскую религию;
- применения искусственно-технического и исторического подходов, а также и принципов содержательности в анализе конфликтов по оси «мировые — бытовые»;
- развития разнообразных собственно теоретических представлений, позволяющих производить фокусировку, редукцию или иную предметизующую процедуру по отношению к первичной исторической (мыследеятельностной) действительности конфликтов;
- обеспечения себя базовой философией конфликта искусственного типа, поле мышления и деятельности по проектированию и программированию разрешимых конфликтов, обеспечивающих тот или иной горизонт развития процессов самоопределения;
- обнаружения в истории и в современности этап складывания и возникновения собственно конфликтов — ПЕРЕД и ДО собственно войн и силовой борьбы, открыть эту действительность для изучения и формирования (управления);
- критического отношения к вульгарно материалистическим, натурально понимаемым «интересам», привнесенных западной конфликтологией;
- разработки конфликтологических критериев неразрешимых конфликтов и в противовес им создавать принципиально разрешимые конфликты (то есть разработать требование к их устройству);
- понимания конфликта как логической и онтологической границы применимости представлений всех перечисленных гуманитарных дисциплин в отношении человека, его субъектности (души), способов его участия в мышлении, деятельности, истории;
- понимания истории как драмы развития мышления и деятельности в конфликте (осуществления актов мышления);
- понимания позиции субъекта в конфликте, как исторически должного в мыследеятельности, как выражение онтологических представлений, изменение которых является механизмом истории.
Резюме
В каждой культуре есть свои ценности, многовековые этнические традиции, как механизмы разрешения конфликтов на своей территории, которые, универсальные западные технологий — не учитывают. Сегодня российские граждане начинают осознавать свои ценности, ценить свое прошлое, стремится выстроить культуросообразную дистанцию по отношению к западным ценностям, ради будущего своих детей и внуков, для воспроизводства целостности человека общества и государства. Опасность представляют собой не конфликты, а та черта, за которую переходить опасно: возбуждение ненависти, вражды по национально-этническому или любому признаку, призывы к насилию. Опасность для России также представляют конфликты, привнесенных извне, за счет импортированных либеральных представлений в процессе так называемой «перестройки» и внедрению демократии по западному образцу, в ходе которых распался СССР.
Анализ метапредмета, под названием «конфликт» и его результат имеют принципиальное идеологическое, гносеологическое, ценностное и практическое значение.
Как мы видим, перед русской конфликтологией стоят не только новые задачи. Мы имеем дело не только с разным языком описания, но и с разными типами деятельности цивилизационного порядка. В то время, как на Западе и в США доминируют два типа деятельности – политическая и экономическая. Потребность в русской конфликтологии для социокультурного пространства России очень велика, ибо в реальной практике конфликтного взаимодействия, приходится преодолевать недоверие, критичность и скепсис по отношению к любой информации (знаниям и т.д.), даже если она не соответствует интересам и представлениям какой-либо стороны. В силу этого сам процесс объединения и соорганизации различных знаний об одном объекте становится важной методологической и эпистемологической проблемой, что неизбежно повлечет за собой проблематизацию тех или иных представлений из области управления (методологии и философии управления), а также политики и права.
Русская конфликтология – это наука ценностная и национальная, и в этом плане, она не наука в традиционном и строгом смысле слова, что не снижает ее значимости.
[1] Данилевский Н. Я. Россия и Европа. / Составление и комментарии Ю. А. Белова / Отв. ред. О. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2008. — 816с. С. 156 — 262
[2] Зиновьев А.А. Идеология партии будущего. М.: Алгоритм, 2003 г.
[3] Сергейцев Т.Н. Замысел русской конфликтологии. Доступ — Проверено 15.10.2016.
[4] В. Лепехин. Русских нужно уничтожать, потому что у них «не те» ценности. Текст Доступ Проверено 15.10.2016.
[5] Солодухин Ю. Лекция «Методология социального познания А.А.Зиновьева» Международный научно-образовательный центр имени А.А. Зиновьева ФГП МГУ. 14.12.2014.
[6] Биография Зиновьева А.А. Доступ Проверено 15.10.2016 г.
[7] Зиновьев А.А. 2011.Фактор понимания. М.: Агентство «Социальный проект». С. 162.
________