Последние годы мне часто приходится консультировать по семейным конфликтам. Это индивидуальные и групповые консультации. Практически на каждой консультации люди задают два вопроса: «Неужели у вас в семье нет конфликтов?», «Извините, а сколько раз вы были замужем?»
Первое время на эти вопросы откровенно отвечать не хотелось. Однако я понимала, что в этом случае доверие ко мне как к специалисту не возникает, так как формальное поведение сохраняет между нами дистанцию и вызывает некоторое недоверие. И это при том, что человек, который ко мне пришел, готов поведать свою семейную тайну, разобраться в ней, так как семейная жизнь стала невыносима. Когда я говорю о тайне, я имею в виду некоторое интимное содержание, которое, в большинстве случаев, тщательно скрывается от посторонних глаз.
Со временем я сформулировала, относительно консультирования семейных конфликтов, профессиональные принципы. Это, в первую очередь, принципы открытости, правдивости и искренности в описании моих собственных семейных конфликтов. Придерживаясь этих принципов, необходимо создать возможность встречи человека со своей историей, культурными образцами, мыслящим партнером и с самим собой.
Следование этим принципам позволяет намного уменьшить дистанцию между мной и другим человеком. На первом шаге самоопределения я выделяю две профессиональных позиции:
Первая: соблюдение четкой дистанции между профессионалом и клиентом. В этом случае профессионал взаимодействует с клиентом только на основе содержания клиента. Собственная семейная жизнь профессионала и конфликты в ней являются для клиента табу.
Вторая: максимальное сокращение дистанции между профессионалом и другим человеком. Здесь отсутствует табу. Обмен некоторыми семейными тайнами при обсуждении конфликтов позволяет нам обнаружить, что многие семейные проблемы объединяют нас. При совместном размышлении часто выясняется, что нам знакомы типичные ситуации, в которых мы испытывали одинаковые чувства, эмоции и совершали некоторые поступки, о которых вспоминать обидно, горько и неприятно.
Вторую профессиональную позицию можно назвать интерактивной. Ее суть — в готовности не только клиента, но и консультанта поделиться своей семейной тайной. Поделиться тайной — это предъявить некоторый собственный опыт, что не характерно для профессиональной работы, так как подобные разговоры пронизывают наше повседневное общение с друзьями и близкими. Значит, это надо делать как-то иначе. Многие психоаналитики опасаются такой близости, по разным основаниям.
Дальше, отвечая на вопросы, возникающие в связи с моим профессиональным самоопределением, я буду придерживаться второй профессиональной позиции.
Для работы с конфликтом надо научиться удерживать его целостность. Удержание целостности семейного конфликта требует такой исследовательской позиции, которая бы позволила не упустить из виду ключевые аспекты.
О семейных конфликтах можно размышлять на основе:
- произведений художественной литературы или кинофильмов;
- работ философов разных времен и стран;
- религиозных текстов;
- результатов социологических исследований;
- судебных исков и статистики;
- наблюдения за родными, близкими и другими окружающими тебя людьми;
- собственного опыта.
Дальше я постараюсь раскрыть уникальные возможности семейных конфликтов для развития отношений в семье, их многообразие, богатство и нищету. Все, о чем будет сказано, уже стало прошлым событиям обобщенных ситуаций, поэтому говорить об этом можно достаточно отстраненно. Самое важное для меня — факты, и лишь потом — отношение к ним.
Прошлая, настоящая и будущая реальности
К воспоминаниям о прошлых событиях необходимо относиться с учетом некоторых особенностей работы нашего сознания:
- вспоминая прошлое, мы часто упускаем из виду неприятные события и отрицательные моменты или не концентрируем внимание на них;
- яркие события постепенно обрастают дополнительными чертами и особой значимостью в нашем рассказе о прошлом;
- в прошлом всегда были те, кто помогал нам в сложных и трудных ситуациях: мы усиливаем их положительные качества;
- вспоминая о тех, кто ассоциируется с образом врага, мы усиливаем их отрицательные качества.
Сохранение фактологичности материала позволит нам учесть эти особенности. Раскроем далее термин «реальность». Реальность может быть раскрыто в двух аспектах — объективном и субъективном. К объективной реальности мы можем отнести все, что не зависит от сознания человека, но в прошлом зависело от действий человека. Так, факты относятся к объективной реальности, не зависящие от восприятия, например, официально было зарегистрировано не в единственном числе — брак и развод. Когда муж моей клиентки узнал об этом факте, он запретил ей консультироваться со мной, объяснив, что ничего путного в таких консультаций быть не может.
Важен ли такой биографический факт для конфликтолога по семейным конфликтам? На мой взгляд, очень важен , так как если конфликтолог не пережил сам семейную драму развода, не испытал на себе все душевные муки и страдания в прошлом, сможет ли он понять своего другого, находящегося в подобной ситуации? Это вовсе не означает, что к такому опыту надо сознательно стремиться 🙂 Но если опыт уже был в прошлом, то прошлое, как данность, является объективной реальностью, т.к. оно уже не зависит от меня, оно уже состоялось. Мы сейчас не говорим, каково оно, но оно уже есть.
Будущее — это потенциальность, присутствующая в настоящем, оно зависимо от сознания человека, его целей, задач и в этом плане оно субъективно и зависимо от сознания конкретного человека. То есть будущее — это субъективная реальность, брошенная мыслью вперед, в неизвестное. Субъективная реальность — это реальность зависимая и порождающаяся сознанием человека. Для того чтобы приблизить будущее, необходимы соответствующие действия человека стратегического и тактического характера. Эти действия связаны с включенностью человека в самые разные отношения и связи с другими людьми, окружающим миром. Эти связи и отношения разворачиваются и развиваются на гносеологическом и онтологическом уровнях и могут быть рассмотрены с социально-психологической, управленческой, политической и других точек зрения. Оттого, какие отношения и связи человек предполагает перенести в будущее, зависит то, как он формулирует и осознает цели и задачи в этих планах. Именно настоящее, в котором переплетаются и встречаются две реальности — прошлое и будущее, во многом определяет выбор челоеком будущей реальности. Если прошлая реальность объективна и качественно неизменна, то будущая реальность постоянно наполняется качественно новым содержанием субъективного плана. Закрытость и неизменность прошлого приходят в столкновение с открытостью и различными вариантами развития будущего, внося в настоящее конфликт. В настоящем человек испытывает напряжение от риска выбора и ответственности за будущее.
Поэтому настоящее конфликтно по своей сути. так как решение жизненных проблем во многом зависит от столкновения тех, кто рядом с тобой видит их решение иначе. Такова логика моих лично размышлений, которую следует наполнить конкретными фактами, так как именно с фактами «в сознание человека входит многоликая, противоречивая, не лакированная действительность».
Через факты сознание человека открыто миру. В критических ситуациях у человека возникает потребность разобраться в фактах как в том, что уже свершилось в его жизни и деятельности. Ставилась ли задача сохранить семью? Если ДА, то необходимо попытаться ответить на ряд вопросов, обращенных к прошлому:
- Каковы были знания о семье и семейных конфликтах?
- Что известно об институте семьи: о любви и браке?
- Что способствовало распаду семьи?
Поиск ответов на такие вопросы требует беспристрастности, правдивости и честности, прежде всего, по отношению к самому себе. Это не красивые слова, эти требования необходимы для ответственного формирования будущей реальности, которая во многом зависит от того, какие знания, иллюзии, представления, привычные стереотипы, эмоции и чувства человеком будут перенесены в будущее.
Насколько в каждый момент будет происходить процесс освобождения от чувственно-слепого, иллюзорного, настолько будущая реальность будет приближаться и раскрываться настоящему. И именно поэтому настоящая реальность требует осмысления всех противоречий, тупиков, конфликтов и трудностей будущего. В этом плане настоящая реальность предвосхищает будущее противоречиями в сознании человека и несет в себе требования освобождения от иллюзий. Сознание должно быть готово к принятию будущего — это необходимое условие для того, чтобы прошлое не повторялось, если оно было разрушительно конфликтно, с постоянными стрессами, выяснением отношений, — все, как у безответственных людей.
С детства ребенок включен в семейные отношения, и модель реальной семьи как бы «впечатывается» в его сознание, возможно, как единственная и не поддающаяся критическому восприятию. Взрослый человек бессознательно воспроизводит те отношения в семье, в которые был включен с детства, другого опыта в его сознании нет. Но какая же это была семья? И возможно ли с высоты возраста и опыта отразить реальность событий, воспринимаемых в детстве? Нет! Такое воспроизведение , в своей полноте, невозможно в силу того, что в детском возрасте восприятие одних и тех же фактов было иным, чем отношение к ним взрослого человека. Обращение к модели семьи, в которую человек включен с детства, является, с одной стороны, попыткой выявить ее влияние, с другой — попыткой оправдания своих действий в собственной семье. Вторая фиксация является, несомненно, важной, так как свидетельствует о собственной безответственности за ту семью, которая создавалась по модели семьи родителей и без учета модели семьи партнера.
Важно осознать наличие защитного механизма, который не позволяет беспристрастно взглянуть на собственные действия, а значит, исключает возможность своевременной их корректировки. Один из элементов выявлен — это оправдание, которое позволяет снять груз ответственности и возложить его на обстоятельства или на других, с целью сохранения привычного стереотипа действий. Конечно, оправдываясь, человек снимает некоторое негативное эмоционально-психологическое напряжение, ища виновных. Однако одновременно он отнимает время у собственной жизни, направляла энергию в прошлое, привязываясь к нему. В этом плане человек очень часто воспроизводит и реанимирует прошлое, уподобляясь некрофилу. Нормальное общение с такими проблематично и действует разлагающе на коммуникацию и отношения не только в семье. Высвечивание стереотипных действий и снятие защитного механизма являются необходимыми предпосылками для того, чтобы ошибки прошлого не повторялись и не вторгались в настоящее. Однако позитивным моментом в настоящем может явиться новый опыт, новые представления, новое осмысление, новые действия и новые нормы, ограничивающие разлагающее вторжение прошлого в настоящее.
Вполне естественно, что при такой подготовке к созданию семьи, распад ее был закономерен.
Очень часто человек, после распада семьи оказывается в вакууме:
- у него потеряны практически многие жизненно важные ориентиры, необходимые для сохранения стабильных отношений с окружающим миром;
- появляется повышенная чувствительность к фальши, примитивности, манипуляции со стороны не только чужих, но близких по духу коллег, друзей и родных;
- одновременно появляется и ощущение внутренней силы, и чувство превосходства над собой, от глубины видения;
- появляется и агрессивность к окружающим, нечувствительность к их негативным реакциям и аффектам;
- самое опасное – это потеря смысла жизни.
Если обратиться к психиатрии, то можно получить богатый набор характеристик психопатической личности, которой соответствует человек в состоянии развода. Оно сопровождается нарушением поведения в коммуникации, неадекватностью реакций и т.п. Парадокс заключался в том, что человек это осознает, но изменить что-либо не в его силах. Ситуация усугубляется тем, что в поисках ответа и объяснений он может попасть в рефлексивную ловушку эмоционально-психологического самоистязания и самоуничтожения. Именно в этот момент ему нужна профессиональная помощь конфликтолога. И пусть специалист будет не идеален (прим.автора — самый опасный человек- идеальный человек) и тоже был в разводе, однако, ему конфликты известны не только по теориям, но и в опыте переживания и профессионального осмысления. И кому, как не ему понять, оказать искреннее сочувствие, попытаться совместно осмыслить ситуацию и оказать профессиональную помощь в проектировании будущего.
(Фрагмент из статьи Цой Л.Н. .Механизмы перехода в иную реальность.//ОНТОСИНТЕЗ: автобиографические признания. Коллективная монография /О-46 Институт эвристики // Ред. В.С.Дудченко. – М.: Из-во «Институт социологии РАН», 1999г.)