Яндекс.Метрика

Семейный конфликт: откровенный разговор конфликтолога

Семейный конфликт: откровенный разговор конфликтолога

tsoi

Цой Л.Н. 

                        Последние годы мне часто приходится консультировать по семейным конфликтам. Это индивидуальные и групповые консультации. Практически на каждой консультации люди задают два вопроса:  «Неужели у вас в семье нет конфликтов?», «Извините, а сколько раз вы были замужем?»
Первое время на эти вопросы откровенно отвечать не хотелось. Однако я понимала, что в этом случае доверие ко мне как к специалисту не возникает, так как формальное поведение сохраняет между нами дистанцию и вызывает некоторое недоверие.  И это при том, что человек, который ко мне пришел, готов поведать свою семейную тайну, разобраться в ней, так как семейная жизнь стала невыносима. Когда я говорю о тайне, я имею в виду некоторое интимное содержание, которое, в большинстве случаев, тщательно скрывается от посторонних глаз.
Со временем я сформулировала, относительно консультирования семейных конфликтов, профессиональные принципы. Это, в первую очередь, принципы открытости, правдивости и искренности в описании моих собственных семейных конфликтов. Придерживаясь этих принципов, необходимо создать возможность встречи человека со  своей  историей, культурными образцами, мыслящим партнером и с самим собой.
Следование этим принципам позволяет намного уменьшить дистанцию между мной и другим человеком. На первом шаге самоопределения я выделяю две профессиональных позиции:
Первая: соблюдение четкой дистанции между профессионалом и клиентом. В этом случае профессионал взаимодействует с клиентом только на основе содержания клиента. Собственная семейная жизнь профессионала и конфликты в ней являются для клиента табу.
Вторая: максимальное сокращение дистанции между профессио­налом и другим человеком. Здесь отсутствует табу. Обмен некоторыми семейными тайнами при обсуждении конфликтов позволяет нам об­наружить, что многие семейные проблемы объединяют нас. При со­вместном размышлении часто выясняется, что нам знакомы типич­ные ситуации, в которых мы испытывали одинаковые чувства, эмо­ции и совершали некоторые поступки, о которых вспоминать обидно, горько и неприятно.
Вторую профессиональную позицию можно назвать интерактив­ной. Ее суть — в готовности не только клиента, но и консультанта поделиться своей семейной тайной. Поделиться тайной — это предъя­вить некоторый собственный опыт, что не характерно для професси­ональной работы, так как подобные разговоры пронизывают наше повседневное общение с друзьями и близкими. Значит, это надо де­лать как-то иначе. Многие психоаналитики  опасаются  такой близости, по разным основаниям.
Дальше, отвечая на вопросы, возникающие в связи с моим про­фессиональным самоопределением, я буду придерживаться второй профессиональной позиции.
Для работы с конфликтом надо научиться удерживать его целос­тность. Удержание целостности семейного конфликта требует такой исследовательской позиции, которая бы позволила не упустить из виду ключевые аспекты.
О семейных конфликтах можно размышлять на основе:

  • произведений художественной литературы или кинофильмов;
  • работ философов разных времен и стран;
  • религиозных текстов;
  • результатов социологических исследований;
  • судебных исков и статистики;
  • наблюдения за родными, близкими и другими окружающими тебя людьми;
  • собственного опыта.

Дальше я постараюсь раскрыть уникальные возможности семей­ных конфликтов для развития отношений в семье, их многообразие, богатство и нищету. Все, о чем будет сказано, уже стало прошлым событиям обобщенных ситуаций, поэтому говорить об этом можно достаточно отстраненно. Самое важ­ное для меня — факты, и лишь потом — отношение к ним.
Прошлая, настоящая и будущая реальности
К воспоминаниям о прошлых событиях необходимо относиться с учетом некоторых особенностей работы нашего сознания:

  • вспоминая прошлое, мы часто упускаем из виду неприятные со­бытия и отрицательные моменты или не концентрируем внимание на них;
  • яркие события постепенно обрастают дополнительными чертами и особой значимостью в нашем рассказе о прошлом;
  • в прошлом всегда были те, кто помогал нам в сложных и трудных ситуациях: мы усиливаем их положительные качества;
  • вспоминая о тех, кто ассоциируется с образом врага, мы усиливаем их отри­цательные качества.

Сохранение фактологичности материала позволит нам учесть эти особенности. Раскроем далее термин  «реальность». Реальность   может быть раскрыто в двух аспектах — объективном и субъек­тивном. К объективной реальности мы можем отнести все, что не зависит от сознания человека, но в прошлом   зависело от действий человека. Так, факты относятся к объективной реальности, не зависящие от восприятия, например,  официально было зарегис­трировано не в единственном числе —  брак и развод.  Когда муж моей клиентки узнал об этом фак­те, он запретил ей консультироваться со мной,  объяснив, что ничего путного в  таких консультаций быть не может.
Важен ли такой биографический факт  для конфликтолога по семейным конфликтам? На мой взгляд, очень важен , так как  если конфликтолог не пережил сам семейную драму развода, не испытал на себе все душевные муки и страдания в прошлом,  сможет ли он понять своего другого, находящегося в подобной ситуации? Это вовсе не означает, что  к такому опыту надо сознательно стремиться 🙂 Но если опыт уже был в прошлом, то прошлое, как данность, является объективной реальностью, т.к. оно уже не зависит от меня, оно уже состоялось. Мы сейчас не говорим, каково оно, но оно уже есть.
Будущее — это потенциальность, присут­ствующая в настоящем, оно зависимо от сознания человека, его це­лей, задач и в этом плане оно субъективно и зависимо от сознания конкретного человека. То есть будущее — это субъективная реальность, брошенная мыслью вперед, в неизвестное.  Субъективная реальность — это реальность зави­симая и порождающаяся сознанием человека. Для того чтобы при­близить   будущее, необходимы соответствующие дей­ствия человека стратегического и тактического характера. Эти дей­ствия связаны с включенностью человека в самые разные отношения и связи с другими людьми, окружающим миром. Эти связи и отноше­ния разворачиваются и развиваются на гносеологическом и онтоло­гическом уровнях и могут быть рассмотрены с социально-психологи­ческой, управленческой, политической и других точек зрения. Оттого, какие отношения и связи человек предполагает перенести в будущее, зависит то, как он формулирует и осознает цели и задачи в этих пла­нах. Именно настоящее, в котором переплетаются и встречаются две реальности — прошлое и будущее, во многом определяет выбор челоеком будущей реальности. Если прошлая реальность объективна и ка­чественно неизменна, то будущая реальность постоянно наполняется качественно новым содержанием субъективного плана. Закрытость и неизменность прошлого приходят в столкновение с открытостью и различными вариантами развития будущего, внося в настоящее кон­фликт. В настоящем человек испытывает напряжение от риска выбора и ответственности за будущее.

Поэтому  настоящее конфлик­тно по своей сути. так как решение жизненных проблем  во многом зависит от столкновения тех, кто  рядом с тобой  видит их решение иначе.   Такова логика моих лично размышлений, которую следует наполнить конкретными фактами, так как именно с фактами «в со­знание человека входит многоликая, противоречивая, не лакирован­ная действительность».
Через факты сознание человека открыто миру. В критических си­туациях  у человека возникает потребность разобраться в фактах как в том, что уже свершилось в его  жизни и деятельности.   Ставилась ли задача сохранить се­мью? Если ДА, то необходимо попытаться ответить на ряд вопросов, обращенных к прошлому:

  • Каковы  были знания  о семье и семейных конфликтах?
  • Что   известно об институте семьи: о любви и браке?
  • Что способствовало распаду   семьи?

Поиск ответов на такие вопросы требует беспристрастности, правдивости и честности, прежде всего, по отноше­нию к самому себе. Это не красивые слова, эти требования необходи­мы для ответственного формирования будущей реальности, которая во многом зависит от того, какие знания, иллюзии, представления, привычные стереотипы, эмоции и чувства человеком   будут перенесены в будущее.
Насколько в каждый момент будет происходить процесс освобож­дения от чувственно-слепого, иллюзорного, настолько будущая ре­альность будет приближаться и раскрываться   настоящему. И именно поэтому настоящая реальность требует осмысления всех противоречий, тупиков, конфликтов и трудностей будущего. В этом плане настоящая реальность предвосхищает будущее противоречиями в сознании чело­века и несет в себе  требования освобождения от иллюзий. Сознание должно быть готово к принятию будущего — это необ­ходимое условие для того, чтобы прошлое не повторялось, если оно было разрушительно конфликтно, с постоянными стрессами,   выяснением отношений, — все, как у безответственных людей.
С детства ребенок включен в семейные отношения,  и модель реальной семьи как бы «впечатывается» в его сознание, воз­можно, как единственная и не поддающаяся критическому восприятию.  Взрослый человек бессознательно воспро­изводит те отношения в семье, в которые был включен  с детства, другого опыта в его сознании нет. Но какая же это была семья? И возможно ли с высоты возраста и опыта отразить реальность событий, воспри­нимаемых в детстве? Нет! Такое воспроизведение , в своей полноте, невозможно в силу того, что в детском возрасте восприятие одних и тех же фактов было иным, чем отношение к ним взрослого человека. Обращение к моде­ли семьи, в которую человек включен с детства, является, с одной стороны, попыткой выявить ее влияние, с другой — попыткой оправ­дания своих действий в собственной семье. Вторая фиксация являет­ся, несомненно, важной, так как свидетельствует о собственной безответственности за ту семью, которая создавалась по модели семьи родителей и без учета модели семьи партнера.
Важно  осознать наличие   защитного  механиз­ма, который не позволяет беспристрастно взглянуть на собственные действия, а значит, исключает  возможность своевременной их кор­ректировки. Один из элементов выявлен — это оправдание, которое позволяет  снять груз ответственности и возложить его на обстоятель­ства или на других, с целью сохранения привычного стереотипа дей­ствий. Конечно, оправдываясь, человек снимает некоторое негативное эмоционально-психологическое напряжение, ища виновных. Однако од­новременно он отнимает  время у собственной жизни, направляла энергию в прошлое, привязываясь к нему. В этом плане человек очень часто  воспроизводит и реанимирует прошлое, уподобляясь некрофилу.    Нормальное общение с такими   проблематично и действует разлагающе на коммуни­кацию и отношения не только в семье. Высвечивание стереотипных действий и снятие защитного механизма являются необходимыми предпосылками для того, чтобы ошибки прошлого не повторялись и не вторгались в настоящее. Однако позитивным моментом  в настоящем может явиться новый опыт, новые представления, новое осмысление, новые дей­ствия и новые нормы, ограничивающие разлагающее вторжение про­шлого в настоящее.
Вполне естественно, что при такой подготовке к созданию семьи, распад ее был закономерен.
Очень часто человек, после распада семьи оказывается в вакууме:

  • у него потеряны практически  многие жизненно важные ориентиры, необходимые для сохранения стабильных отношений с окружающим миром;
  • появляется повышенная чувствительность к фальши, примитивности, манипуляции со стороны не только чужих, но близких по духу коллег, друзей и родных;
  • одновременно появляется  и ощущение внутренней силы, и чувство превосходства над собой, от глубины видения;
  • появляется и агрессивность к окружающим,  нечувствительность к их негативным реакциям и аффектам;
  • самое опасное – это потеря  смысла жизни.

Если обратиться к психиатрии, то можно получить богатый набор характеристик психопатической личности, которой соответствует человек в состоянии развода.   Оно сопровождается  нарушением поведения в коммуникации, неадекватностью реакций и т.п.  Парадокс заключался в том, что человек  это осознает, но изменить что-либо   не в его силах. Ситуация усугубляется тем, что в поисках ответа и объяснений он  может попасть  в рефлексивную ловушку эмоционально-психологического самоистязания и самоуничтожения.  Именно в этот  момент ему нужна профессиональная помощь конфликтолога.  И пусть специалист  будет  не идеален  (прим.автора — самый опасный человек- идеальный человек) и тоже был в разводе, однако, ему конфликты известны не только по теориям, но и в опыте   переживания и  профессионального осмысления.  И кому, как не ему понять,  оказать искреннее сочувствие,    попытаться совместно  осмыслить ситуацию и оказать профессиональную помощь в проектировании будущего.

(Фрагмент из статьи Цой Л.Н. .Механизмы перехода в иную реальность.//ОНТОСИНТЕЗ: автобиографические признания. Коллективная монография /О-46 Институт эвристики // Ред. В.С.Дудченко. – М.: Из-во «Институт социологии РАН», 1999г.)


 Статьи и фрагменты из книг: конфликтология и конфликты.

Глоссарий

Список литературы