Яндекс.Метрика

Семь шагов к городу будущего

Семь шагов к городу будущего

Глазычев Вячеслав Леонидович (1940-2012 г.г)
Глазычев Вячеслав Леонидович
(1940-2012 г.г)

(Интервью)

«РЭО»: Вячеслав Леонидович, что, на Ваш взгляд, обеспечивает городу конкурентоспособность?

 Глазычев В.Л.: Наличие эффективных городских сообществ, способных во взаимодействии улавливать ещё только наметившиеся тренды и использовать проектное воображение для их использования. Наличие администрации, способной корректно воспроизводить модели, созданные другими городами, или грамотно использовать конъюнктуру. Пример первого – голландский Дельфт, превративший недостаток (болотистые грунты) в силу: крупнейший в мире проектно-исследовательский центр строительства на слабых грунтах. Пример второго – испанская Барселона, последовавшая по пути французской столицы Парижа и сумевшая стать одним из крупнейших конгресс-центров мира. Пример третьего – североиспанский Бильбао, выигравший локализацию нового Музея Гуггенхайма и рискнувший принять экзотический проект Фрэнка«РЭО»: Как же сделать город привлекательным и удобным для жизни?

Глазычев В.Л.: Ответ на этот вопрос довольно прост: договорное или негласное сотрудничество администрации, деловых кругов и жителей в поддержании высокого тонуса и, главное, разнообразия позитивных впечатлений как от предметно-пространственной среды, так и от общего стиля толерантности отношений между людьми.

«РЭО»: В городах, особенно в крупных, все больше наблюдается разнонаправленность различных групп населения. Возможно, ли в ходе городского планирования учесть интересы непохожих друг на друга групп горожан?

Глазычев В.Л.: Теоретически – нет ничего проще. Требуется осуществлять процесс городского планирования и проектирования на всех уровнях (от города в целом до квартала и сквера) в диалоговом режиме между администрацией, архитекторами и озабоченными горожанами. На практике же это весьма трудоемкая система процедур, требующая к тому же не только доброй воли, но и очень высокой квалификации ведущего в проектном процессе. Как показывает опыт, в этом случае необходим внешний организующий агент, не вовлечённый в паутину сугубо локальных взаимоотношений сторон, и способный достичь их позитивной соорганизации.

«РЭО»: Градостроительная политика осуществляется людьми, которые могут совершать ошибки. Как сделать так, чтобы градостроительные ошибки не завели в тупик следующие поколения?

Глазычев В.Л.: Наибольшая опасность заключена в профессиональном самомнении всех участников процесса. Преодолеть это препятствие можно лишь путем отстраивания многоступенчатого диалога всех экспертных позиций.

«Профессиональный кретинизм» в равной степени отличает архитектора-градостроителя, специалиста по транспорту, инвестора, городского чиновника и т.д. При неограниченном его господстве жестокие ошибки неизбежны в любой социально-экономической ситуации. В этом отношении Нью-Йорк эпохи Роберта Мозеса или Москва эпохи Юрия Лужкова ничем не отличаются друг от друга. Особую роль играет степень антагонизма между администрациями города и окружающей его территории.

«РЭО»: У городов есть свой, сформировавшийся веками архитектурный стиль, но развитие нельзя остановить. Насколько возможно совместить старые и новые архитектурные формы в рамках единой городской политики, как добиться сочетания прошлого и будущего в единой градостроительной деятельности?

Глазычев В.Л.: Отвечу коротко: никакой технологии в данной сфере быть не может. Мы все время опираемся на такое нестрогое основание как вкус, в свою очередь восходящий к обыденной культуре бытия. Но вкус может и отсутствовать. Город, если он не превращается в исторический заповедник в функциональном отношении, не может не преображаться в элементах, должен обогащаться новым, однако привлекательное взаимодействие с историческим контекстом в огромной мере зависит от того, являются ли те, кто принимает решения, коренными жителями, опираются ли они на зрелое самоощущение коренных жителей. Это первично, а перевод культурной нормы в норму застройки вторичен.

«РЭО»: Что должно лечь в основу концепции современного российского жилья?

Глазычев В.Л.: В общем виде ответ на этот вопрос затруднителен. В сфере коммерческого жилья учет реальных потребностей зависит от того, свободен ли рынок предложения, или он де-факто монополистичен, как в сегодняшних Москве и Санкт-Петербурге. Зависит он также и от того, обладают ли покупатели опытом в роли покупателя недвижимости, или нет. В сфере социального жилья требуется более высокая квалификация со стороны муниципального заказчика: соединение необходимой относительной дешевизны с приемлемой степенью комфорта есть задача наивысшей сложности. В ценностном выражении цель здесь я определяю так: социальное жильё следует формировать таким образом, чтобы люди, которые в нем будут вырастать, смогли в своей взрослой жизни выйти из этой ситуации. Главное в России – вырваться из плена представлений о единственности модели многоэтажного, многоквартирного жилого дома, и заново осмыслить квартал как единицу городской среды.

«РЭО»: Среди российских элит активно обсуждается тема передвижения городов, в частности, столиц. В какой мере смена столиц влияет на управленческие конструкции?

Глазычев В.Л.: Перемещение столиц – дело сложное, очень дорогостоящее, и идти на этот шаг можно только в силу особой необходимости. Астана

Так, президент Казахстана Н.Назарбаев имел основания вынести столичные функции из Алма-Аты по двум причинам: стремление оторваться от «фундамента» южных кланов и вместе с тем обозначить этнизацию североказахстанских областей, естественным образом тяготевших к России. В России, где давно поговаривают о возможности-желательности переноса столицы, оснований для такой операции нет, хотя вынос некоторых государственных функций в Санкт-Петербург вполне разумен. Богатство архитектуры, наработанное империей, взывает к рациональному использованию. Опорой подлинно современной экономики являются города с населением свыше одного миллиона человек, крупные университетские центры. Часть региональных столиц лишится своего статуса по факту исчезновения населения на внегородских территориях, тогда как просматривается явная необходимость усиления административных функций (а вместе с ними и населения) ядер приграничного расселения – Владивостока, Хабаровска, Омска, Красноярска, Краснодара, Воронежа, Калининграда.

Глазычев В.Л.  Семь шагов к городу будущего.    Интервью для  «Российского экспертного обозрения», 2006.

Семь шагов к городу будущего  
Почему в Москве невозможно жить
Градостроительные конфликты
Конфликтологическая концепция градостроительной деятельности
Градостроительная деятельность в конфликтном обществе: трансформация традиционной модели  
Уровни взаимодействия субъектов конфликтов в процессе реализации градостроительных проектов   
Экологические ограничения хозяйственной деятельности как источник градостроительных конфликтов Автореферат кандидатской диссертации

Градостроительные конфликты