Школьная медиация
Школьная медиация – позволяет учителям самим разобраться в конфликтах, обойтись без вызова родителей в школу или жалоб директору. Но еще лучше, если в школе есть «группы равных» – обученные методике школьной медиации дети того же возраста, что и представители конфликтующих сторон, – которых можно пригласить поучаствовать в разрешении спора. Может быть, вмешательство учителя вообще не понадобится: если драку увидел школьник, входящий в «группу равных», он наверняка сумеет помочь разрешить конфликт своими силами.
При этом его роль отнюдь не сведется к «разниманию дерущихся». Он будет с ними работать – в полном смысле этого слова – хотя внешне эта работа будет выглядеть, как обычное «разговаривание». Причем нередки случаи, когда успешными медиаторами становятся дети, считавшиеся в школе «проблемными». Они приобретали уважение не за участие в драке, а за урегулирование конфликтов, за установление нормальных отношений между поссорившимися товарищами.
Главная цель школьной медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство и для учеников, и для учителей. Это не означает, что они должны быть, как принято говорить, «беззубыми». Но они должны уметь грамотно ориентироваться в той или иной ситуации, и в случае возникновения конфликта иметь под рукой арсенал самых разных средств, насилие среди которых находится на самом последнем месте (если, в крайнем случае, всё-таки придется защищаться физически).
Владение медиацией – это владение способами профилактики конфликтов, превентивного снятия их возможных причин. По большому счету речь идет о создании в школьном (и в школьно-семейном) сообществе климата сотрудничества и эмпатии. В таком климате резко снижается столь характерная для многих из нас установка на агрессию, фактически прекращается развитие синдрома профессионального выгорания, характерного для учителей.
Проблемное поле медиации требует развития так называемого «множественного интеллекта», определяющих способности человека:
1.Лингвистический интеллект – степень владения письменным и устным языком для передачи свой мыслей и чувств.
2.Логико-математический интеллект – способность к пониманию научных принципов и научных построений.
3.Пространственный интеллект – способность осмыслять пространственные отношения.
4.Телесно-кинестетический интеллект – способность решать задачи, что-либо производить и выражать мысли и чувства всем телом (или отдельными его частями).
5.Музыкальный интеллект – умение «думать» музыкой, распознавать ритмические рисунки и управлять ими.
6.Межличностный интеллект – умение понимать других и выстраивать прочные и плодотворные отношения.
7.Внутриличностный интеллект – способность понимать самого себя, самоидентифицироваться и осознавать свои сильные и слабые стороны.
8.Натуралистический интеллект – способность видеть и понимать взаимосвязь и взаимозависимость между всеми живыми существами, а также чувствительность к физическим свойствам окружающей природы.
Способы развития этих интеллектов, формы освоения их незаметным, но существеннейшим образом меняют наши цели, поведение и формы взаимодействия с людьми и самими собою.
Множественный интеллект наиболее эффективно можно (и нужно) развивать в детском возрасте.
Таким образом, школьный социум, построенный на позитивном общении, может стать оптимальной средой становления личности. Школьная медиация работает с различиями – этническими, конфессиональными, возрастными, физическими и другими.
___________
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ. КОНФЛИКТОЛОГИЯ В ШКОЛАХ
Конфликтология и конфликты