Яндекс.Метрика

СЛОВАРЬ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ

СЛОВАРЬ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ

СЛОВАРЬ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 Генезис — категория, описывающая происхождение понятий, знаний, знаков, позволяющая восстановить контекст первоначального употребления рассматриваемого предмета и его конкретную роль как средства для решения определенной задачи.

Гетерогенный, гетерохронный, гетерархированный объект изучения — объект изучения, который состоит из разнородных, не сводимых к одной сущности составляющих (гетерогенный), элементы и структуры которого одновременно существуют в разных временах (гетерохронный), при упорядочивании его составляющих требуется использовать несколько несвязанных способов подчинения одних элементов другим (гетерархированный).

Диалектика — интеллектуальное искусство, основанное на освоении способов соорганизации в ходе размышления взаимоотрицающих друг друга понятий.

Идеализация — целенаправленное выделение в мышлении таких сторон и характеристик изучаемого объекта — связей и отношений, — которые не могут существовать в практической деятельности в подобном специально отчлененном и изолированном виде. Подобное расчленение, выделение и изоляция осуществляются для целенаправленного рассмотрения анализируемых сторон и характеристик. Идеализация является важнейшей составляющей всего знания, идеализация фиксируется и закрепляется при помощи специально конструируемых знаковых форм.

Категория — наиболее общее понятие, исторически выделившееся из первоначально рядоположных с ним понятий как более общее и универсальное средство анализа мыслительных объектов и подчинившее ряд понятий закрепленными за ним задачам этого анализа. Всякая категория включает в свое устройство: 1) понятия и способы связи между ними, 2) изображение объекта рассмотрения, 3) языки описания, 4) мыслительные операции, позволяющие преобразовывать объект изучения, 5) способы связи с другими категориями. Одной из форм связи категории с другими категориями является категориальная оппозиция, когда данная категория противопоставляется другой. Категориальная оппозиция позволяет осуществлять выбор категориального определения при работе с мыслительным объектом и устанавливать, использование какой категории мы одновременно исключаем при определении рассматриваемого объекта, выбрав данную категорию. Категориальные взаимоисключающие оппозиции образуют категориальные пары: субъект—объект, форма—материал, пространство—время, сущность—явление и т. д. Для разных исторических периодов развития мышления характерно преимущественное использование определенного набора категориальных пар. Переход от одной категориальной пары к другой, смена главенствующих категориальных пар одновременно обозначает смену формации мышления главенствующего организационного принципа, определяющего методы мышления и организацию объекта. При подобном переходе в процессе исторического развития формы мышления от одной категориальной пары к другой, исходная категориальная пара не выбрасывается из процессов мышления, но в переработанном, переорганизованном виде включается внутрь нового категориального понятия или новой категориальной пары. Подобное включение на основе преобразования на философском языке называется снятие.

Мыследействие — вид духовной активности, основанной на построении целевого замысла, организации способов продвижения в ситуации в соответствии с поставленными целями, последующий анализ эффективности способов работы. Может иметь коллективную и индивидуальную форму осуществления.

Мыследеятельность — наиболее конкретное на настоящий момент и развернутое представление об устройстве общественно-исторической практики, основанное на выделении культурно-исторических образцов, норм и средств ее осуществления и образующее единство осуществляющихся одновременно трех процессов: мышления, мыслекоммуникации, мыследействия. Мыследеятельность осуществляется в ситуации коллективом.

Мыслекоммуникация — процесс установления взаимопонимания в ситуации на основе обмена текстами представителями принципиально разных позиций. В том случае, если этих позиций две, мыслекоммуникация имеет форму диалога, если позиций больше — полилога.

Мышление — духовная активность, предметом которой является построение и преобразование идеального предмета, позволяющего выделять и рассматривать связи и отношения изучаемого объекта в изолированном, аналитическом виде и на основе синтетического (целостного) объединения различных знаньевых проекций объекта. Деятельность мышления осуществляется на основе специально создаваемых схем и знаков, которые позволяют вычленять в рассматриваемом объекте определенную сторону или аспект и замещать его знаком. Тем самым знак выступает как представитель данной стороны объекта и становится предметом преобразований (оперирования). Наряду с широко распространенным представлением об индивидуальном мыслительном акте все большее значение приобретают методы организации коллективного мышления.

Позиция — обнаруживаемый в ходе коллективной работы в ситуации ракурс (способ) понимания и видения происходящего, задаваемый определенным набором средств, необходимым для выполнения фиксированной профессиональной задачи, и определяющей мышление и действие.

Постулат — результат мыслительного установления или полагания, в дальнейшем определяющий способ мыслительного действия и рассмотрения предмета.

Предметный — распредмеченный — характеристики формы организации процесса мышления, когда в одном случае процесс мышления выстраивается по отношению к выделяемой модели объекта (предметное рассмотрение) в отличие от случая, когда процесс мышления ориентирован на выделение средств и способов его организации и протекания (распредмеченное рассмотрение).

Семиотика — философско-методологическая дисциплина о знаках и знаково-символических системах, способах их происхождения и употребления.

Структура — процесс — система — основные категории системного анализа, позволяющие представить изучаемый и рассматриваемый объект как систему.

Рассмотрение изучаемого объекта как структуры предполагает представление объекта в виде элементов и связей между ними, а также осознанный отказ использовать категорию целое — часть, так как объект не может разделяться на части.

Рассмотрение изучаемого объекта как процесса предполагает выделение состояний и переходов от состояния к состоянию.

Системное же рассмотрение изучаемого объекта предполагает одновременное его изображение и как структуры, и как процесса, когда одни характеристики объекта могут быть объединены в представлении его как структуры, другие — как процесса. Получающееся в этом случае процессуально-структурное представление объекта позволяет рассматривать его как переход от одних структурных состояний к другим.

Схема — графическое изображение метода работы, способа мыслительного движения, в других случаях способов представимости объекта. Данная трактовка схемы отличается от широко распространенного понимания схемы как абстрактного и приблизительного способа изложения некоторого сложного вопроса.

Эпистемология — философско-методологическая дисциплина о знаниях, их типах и разновидностях, о развитии формы знания, способах происхождения и употребления знаний, а также о методах построения знаньевых систем.

Типы мыследеятельности — конструирование, проектирование, исследование, управление — имеют свои нормы и принципы мышления, коммуникации, мыследействия, ведущие типы интеллектуальной работы.

Для чего предназначен метапредмет “Проблема”

Проблемная ситуация и законы тождества и противоречия в формальной логике

О существовании многих логик: о различии формальной, диалектической и содержательно-генетической логик

Проблемная ситуация и проблема как взаимосвязь мышления, коммуникации, действия

Представление о категориях. Категориальная фиксация. Обнаружение проблемы Рефлексивное мышление, позволяющее выявлять категории. Учение о категории формы (Форма — смысл, форма — материал, форма — содержание)

Антропологическое представление о проблематизации. Чему можно научиться в ситуации постановки проблем? Что такое самоопределение?

Словарь мыследеятельностной педагогики

(Громыко Ю.В. Метапредмет Проблема. — М.: Институт учебника Пайдейя, 1998).

____________

Для философствующих конфликтологов

Конфликтология и конфликты