Яндекс.Метрика

Слухи в организации: технология борьбы.

Слухи в организации: технология борьбы.

Слухи в организации: технология борьбы.

Цой Л.Н.

Недавно руководитель организации  пожаловался на появление слухов в коллективе. Вопрос его был таков: — «Как   избавиться от слухов?». Сразу скажу, что избавиться от слухов – невозможно, а потому  сама постанова вопроса — некорректная.  Вопрос управленца  должен быть таким: — «Возможно ли управлять слухами и как использовать их  в интересах развития  организации?».

Что такое слух?

 Слухи Мы будем обсуждать слух  (auditus)  не как      устройство и функцию слухового органа, а как   древнейший, надежный и максимально скоростной, а также самый дешевый инструмент распространения  информации/известия о чем-либо (о ком-либо) с определенными целями воздействия на людей. В народе этот инструмент называют ОБС — одна бабка сказала. Слух — неподтверждённая информация, источник которой неизвестен, но при этом достаточно интересная, чтобы быть активно распространяемой. Слух это информация, которой не стоит доверять полностью и необходимо перепроверять. Классически слухи передаются устным путём в виде сплетен. Слухи бывают разные, положительные и дурные, как порождаемые самим коллективом, так порождаемые и конкурентами из вне,  но их объединяет одна особенность,  они   распространяются со скоростью света, никто часто  не знает автора слуха. Однако иногда автор находится, это в случае, если  скандальная или скрываемая по тем или иным причинам информация со временем подтверждаются. Тогда  распространявший их человек невольно приобретает репутацию  не сплетника или распространителя слухов, а умного и дальновидного человека, способного предугадывать события, и тем самым получает определённое уважение со стороны других.  В этом случае, слух превращается в факт. Поэтому есть люди, которые , распространяя слух, осознанно или нет, стремятся таким образом повысить свой авторитет и общественный статус.  Жестокое наказание за распространение слухов отмечается   в   военное время, практически  во всех странах —   за распространение панических слухов   могут следовать санкции вплоть до расстрела.

Чем опасны слухи?   

Многие люди склонны с доверием относиться к слухам, и от уважаемого ими собеседника могут принять на веру даже очень сомнительную информацию.  

Слухи могут не только деморализовать коллектив,   но и экономически разрушить («ударить по карману»)  организацию, особенно в случае, если они  «выйдут»   на внешний рынок и отпугнут клиентов и партнеров.  Так например, если  во вполне благополучной организации появится  слух о том, что  завтра   всех уволят,   то это может  не  только  демотивировать  сотрудников,   создать подавленное настроение , но и моментально снизить  результативность работы всего коллектива,    серьезно пошатнуть   позиции  организации в рынке.     

И пренебрегать появлением слухов о сокращении/увольнении персонала или «урезании» зарплаты руководителю не в коем случае не стоит. Ведь они не

Слухи внутри коллектива   рождаются  самим коллективом, порой они   могут привести к таким последствиям, что «слух», запущенный  конкурентом из вне,  покажется просто детской игрушкой. В то же время, массу вопросов по управлению персоналом можно решить, используя слух, как инструмент  управления коллективом.  

С помощью распространения слухов со стороны конкурентов, можно решать массу бизнес-задач: от устранения конкурентов до аккумулирования контрольного пакета акций. Так, например,   во время корпоративной войны среди сотрудников  может запускаться  информация о «внешнем враге», и сотрудники  в большинстве случаев тут же выступали в защиту руководства, за символические суммы, продавая свои акции топ-менеджмерам, чтобы усилить их позиции на грядущем корпоративном собрании.

Перед топ-менеджментом и HR-подразделением важным  становится вопрос как противостояния слухам, так и распространение  нужных слухов,

Намеренное распространение и поддержание слухов широко используется в политике и маркетинге как очень мощный инструмент влияния на мнение людей, так как   слухи распространяются  по четко отлаженной схеме.

Способы борьбы со слухами в коллективе

  1.  Игнорирование неправдоподобных слухов с одновременной демонстрацией опровергающих фактов. В случае же, если игнорировать распускаемую сплетню нельзя, можно воспользоваться таким инструментом, как подтверждение слуха.  
  2. Опровержение слуха.  Официальное опровержение уместно лишь при условии, что данный источник пользуется уважением и доверием в коллективе, а также когда  слух является довольно абсурдным.
  3. Раскрыть содержание слуха, его причину и изложить альтернативную версию событий.
  4. Ирония. Высмеивание «нелепой» информации в процессе яркого и богатого различными метафорами выступления представителями руководства  или авторитетным лицом порой бывает очень эффективным «противоядием» против слухов и  сплетен.
  5. Доведение  слуха  до абсурда. Подразумевает распространение информации, не противоположной содержанию, а наоборот, усиливающей тенденцию, лежащую в основе первоначального слуха. Счастливые перспективы или драматизм ситуации доводятся до таких масштабов, что воспринимается как нереальные. Главное, чтобы коллектив понял и осознал, что имеет дело с «нелепым» слухом.
  6. Запустить «контрслух». Если нет уверенности в авторитетности официального источника, уместно распространить информацию, по содержанию противоположную сюжету слуха. Здесь важно внимание  ь к каждой детали, так как малейший просчет может привести к «эффекту бумеранга» и доверие к слуху усилится.
  7. Дискредитация автора. О возможном авторе сюжета (источнике) слуха распространяется компрометирующая информация. Если дискредитировать автора невозможно, стоит попробовать снизить доверие к слуху путем оповещения аудитории о существовании некоего врага, распространяющего слухи с целью нанесения какого-то ущерба организации.
  8. Назначение  «ответственного за слух» — т.е. лицо, у которого всегда можно проверить сказанное. Часто эта роль отводится менеджерам по персоналу, представителю профсоюза или, наконец, специалисту по связям с общественностью.
  9. Публичное  разоблачение «сплетника».  Крайне негуманный способ, но  иногда -действенный. Осуждение сплетника отбивает желание распускать слухи у тех, у кого оно могло вот-вот возникнуть. Правда, иногда, «разоблаченный» не раскаивается, а скорее его манипуляции становятся более утонченными. К тому же важно найти реального распространителя слуха, а не просто «козла отпущения».
  10.  Устранение   причин слуха.  Начинать войну против слухов и сплетен лучше всего именно с этого инструмента. В случае, если не получается искоренить причину — тогда можно обращаться и к остальному арсеналу.

________________

 ЦОЙ Л.Н. СТАТЬИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ

Конфликтология и конфликты