Слухи в организации: технология борьбы.
Недавно руководитель организации пожаловался на появление слухов в коллективе. Вопрос его был таков: — «Как избавиться от слухов?». Сразу скажу, что избавиться от слухов – невозможно, а потому сама постанова вопроса — некорректная. Вопрос управленца должен быть таким: — «Возможно ли управлять слухами и как использовать их в интересах развития организации?».
Что такое слух?
Мы будем обсуждать слух (auditus) не как устройство и функцию слухового органа, а как древнейший, надежный и максимально скоростной, а также самый дешевый инструмент распространения информации/известия о чем-либо (о ком-либо) с определенными целями воздействия на людей. В народе этот инструмент называют ОБС — одна бабка сказала. Слух — неподтверждённая информация, источник которой неизвестен, но при этом достаточно интересная, чтобы быть активно распространяемой. Слух это информация, которой не стоит доверять полностью и необходимо перепроверять. Классически слухи передаются устным путём в виде сплетен. Слухи бывают разные, положительные и дурные, как порождаемые самим коллективом, так порождаемые и конкурентами из вне, но их объединяет одна особенность, они распространяются со скоростью света, никто часто не знает автора слуха. Однако иногда автор находится, это в случае, если скандальная или скрываемая по тем или иным причинам информация со временем подтверждаются. Тогда распространявший их человек невольно приобретает репутацию не сплетника или распространителя слухов, а умного и дальновидного человека, способного предугадывать события, и тем самым получает определённое уважение со стороны других. В этом случае, слух превращается в факт. Поэтому есть люди, которые , распространяя слух, осознанно или нет, стремятся таким образом повысить свой авторитет и общественный статус. Жестокое наказание за распространение слухов отмечается в военное время, практически во всех странах — за распространение панических слухов могут следовать санкции вплоть до расстрела.
Чем опасны слухи?
Многие люди склонны с доверием относиться к слухам, и от уважаемого ими собеседника могут принять на веру даже очень сомнительную информацию.
Слухи могут не только деморализовать коллектив, но и экономически разрушить («ударить по карману») организацию, особенно в случае, если они «выйдут» на внешний рынок и отпугнут клиентов и партнеров. Так например, если во вполне благополучной организации появится слух о том, что завтра всех уволят, то это может не только демотивировать сотрудников, создать подавленное настроение , но и моментально снизить результативность работы всего коллектива, серьезно пошатнуть позиции организации в рынке.
И пренебрегать появлением слухов о сокращении/увольнении персонала или «урезании» зарплаты руководителю не в коем случае не стоит. Ведь они не
Слухи внутри коллектива рождаются самим коллективом, порой они могут привести к таким последствиям, что «слух», запущенный конкурентом из вне, покажется просто детской игрушкой. В то же время, массу вопросов по управлению персоналом можно решить, используя слух, как инструмент управления коллективом.
С помощью распространения слухов со стороны конкурентов, можно решать массу бизнес-задач: от устранения конкурентов до аккумулирования контрольного пакета акций. Так, например, во время корпоративной войны среди сотрудников может запускаться информация о «внешнем враге», и сотрудники в большинстве случаев тут же выступали в защиту руководства, за символические суммы, продавая свои акции топ-менеджмерам, чтобы усилить их позиции на грядущем корпоративном собрании.
Перед топ-менеджментом и HR-подразделением важным становится вопрос как противостояния слухам, так и распространение нужных слухов,
Намеренное распространение и поддержание слухов широко используется в политике и маркетинге как очень мощный инструмент влияния на мнение людей, так как слухи распространяются по четко отлаженной схеме.
Способы борьбы со слухами в коллективе
- Игнорирование неправдоподобных слухов с одновременной демонстрацией опровергающих фактов. В случае же, если игнорировать распускаемую сплетню нельзя, можно воспользоваться таким инструментом, как подтверждение слуха.
- Опровержение слуха. Официальное опровержение уместно лишь при условии, что данный источник пользуется уважением и доверием в коллективе, а также когда слух является довольно абсурдным.
- Раскрыть содержание слуха, его причину и изложить альтернативную версию событий.
- Ирония. Высмеивание «нелепой» информации в процессе яркого и богатого различными метафорами выступления представителями руководства или авторитетным лицом порой бывает очень эффективным «противоядием» против слухов и сплетен.
- Доведение слуха до абсурда. Подразумевает распространение информации, не противоположной содержанию, а наоборот, усиливающей тенденцию, лежащую в основе первоначального слуха. Счастливые перспективы или драматизм ситуации доводятся до таких масштабов, что воспринимается как нереальные. Главное, чтобы коллектив понял и осознал, что имеет дело с «нелепым» слухом.
- Запустить «контрслух». Если нет уверенности в авторитетности официального источника, уместно распространить информацию, по содержанию противоположную сюжету слуха. Здесь важно внимание ь к каждой детали, так как малейший просчет может привести к «эффекту бумеранга» и доверие к слуху усилится.
- Дискредитация автора. О возможном авторе сюжета (источнике) слуха распространяется компрометирующая информация. Если дискредитировать автора невозможно, стоит попробовать снизить доверие к слуху путем оповещения аудитории о существовании некоего врага, распространяющего слухи с целью нанесения какого-то ущерба организации.
- Назначение «ответственного за слух» — т.е. лицо, у которого всегда можно проверить сказанное. Часто эта роль отводится менеджерам по персоналу, представителю профсоюза или, наконец, специалисту по связям с общественностью.
- Публичное разоблачение «сплетника». Крайне негуманный способ, но иногда -действенный. Осуждение сплетника отбивает желание распускать слухи у тех, у кого оно могло вот-вот возникнуть. Правда, иногда, «разоблаченный» не раскаивается, а скорее его манипуляции становятся более утонченными. К тому же важно найти реального распространителя слуха, а не просто «козла отпущения».
- Устранение причин слуха. Начинать войну против слухов и сплетен лучше всего именно с этого инструмента. В случае, если не получается искоренить причину — тогда можно обращаться и к остальному арсеналу.
________________
ЦОЙ Л.Н. СТАТЬИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ
Конфликтология и конфликты