Яндекс.Метрика

СОЦИОЛОГ И КОНФЛИКТОЛОГ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И УРЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

СОЦИОЛОГ И КОНФЛИКТОЛОГ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И УРЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

 СОЦИОЛОГ И КОНФЛИКТОЛОГ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И УРЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Иванов Олег Борисович - руководитель Центра
Иванов Олег Борисович — руководитель Центра

ИВАНОВ Олег Борисович – председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, г. Москва, Россия; e-mail: collegiamo@gmail.com

 Аннотация. Рассматривается роль конфликтологии и социологии при угрозе возникновения социальных конфликтов, а также в случае их возникновения. Доказывается необходимость проведения конфликтологической экспертизы в целях профилактики социальных конфликтов. Показывается необходимость участия конфликтологов и социологов в случае возникновения социальных конфликтов, в том числе разрешение таких конфликтов с помощью медиации (альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника).

 Ключевые слова: органы власти, государство, гражданское общество, социальный конфликт, реновация, конфликтологическая экспертиза, социолог, конфликтолог, медиация.

 Во многих современных государствах в различных направлениях социально-политической сферы могут возникать определённые разногласия, переходящие в конфликты. Участниками таких конфликтов, как правило, являются органы публичной власти и представители гражданского общества.

Один из наиболее ярких социальных конфликтов последних лет связан с общественной реакцией на проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации – городе федерального значения Москве» (так называемый законопроект о реновации).

Инициатива Правительства г. Москвы вызвала серьезный социальный конфликт в столице. Значительная часть москвичей поддержала реновацию, надеясь по ее итогам получить более просторное, современное и благоустроенное жилье. С другой стороны, очень многие граждане высказались против программы, ссылаясь на нарушение Конституции Российской Федерации (в отношении права собственности) и значительное повышение нагрузки в будущем на городскую инфраструктуру.

Этот социальный конфликт, в конечном итоге, привел к повышению уровня протестных настроений в Москве. В его частичном урегулировании важную роль сыграло своевременно поступившее предложение о переносе рассмотрения законопроекта о реновации. Как итог, более детальное экспертное и общественное обсуждение проблемы позволило снять почти все спорные моменты и существенно уменьшило градус социальной напряженности среди москвичей.

Вместе с тем, такое обсуждение должно проводиться до того, как конфликт разгорелся, вошел в активную стадию, – т.е. еще на этапе разработки проекта соответствующего нормативного правового акта. Вот почему перед принятием решений такого уровня необходимо проводить конфликтологическую экспертизу, при которой профессиональные политологи, социологи, конфликтологи будут оценивать эти решения с точки зрения соблюдения интересов гражданского общества, их конфликтогенности.

Целью такой экспертизы является выработка предложений по снижению конфликтной напряженности в обществе, своевременной профилактике и урегулированию социальных и социально-политических конфликтов.

Следует отметить, что речь идет не об общественной или об экспертно-отраслевой экспертизе, а именно об экспертизе конфликтологической. Ее должны проводить не специалисты в своей области (инженеры, экологи и т.д.), но и не «неквалифицированные» представители институтов гражданского общества (актеры, музыканты художники и т.д.). Это узкоспециальная экспертиза, проводимая специалистами, которые понимают протоконфликтную природу взаимоотношений государства и гражданского общества, – социологами, политологами, конфликтологами, – и которые на основании такого понимания могут проводить необходимые исследования, в том числе социологического характера.

Цель конфликтологической экспертизы – предупредить и отчасти обезопасить власти от необдуманных действий, решений, законопроектов, которые могут вызвать социальную нестабильность в обществе, а также способствовать выявлению возможных позитивных и негативных социально-экономических, политических, правовых и иных последствий их принятия.

Вторая ключевая функция конфликтологов и социологов – участие в урегулировании социальных конфликтов, таких как градостроительные, экологические, политические и т.д. Социальный конфликт гораздо проще погасить на ранней стадии его развития, именно поэтому так важна конфликтологическая экспертиза действий и решений властей. Однако в том случае, если социальный конфликт всё-таки «разгорелся» и вышел из-под контроля, социологи, конфликтологи, политологи могут выступить в качестве посредников при его урегулировании и недопущению дальнейшей эскалации.  

Важно понимать, что социальные конфликты – серьезная угроза для нормального функционирования государства и общества. Её устранение требует участия своих «спасателей» и «пожарных» – профессиональных конфликтологов, которые помогут быстро и эффективно урегулировать разногласия цивилизованным образом.

Усиление роли посредников в решении споров и разногласий, наделение их модераторскими функциями позволит сторонам находить взаимоприемлемые компромиссные решения. Эти люди не занимают чью-либо позицию – их задача: создать условия для конструктивных и цивилизованных переговоров, которые приведут к соглашению, устраивающему все стороны.

Идеально, если при этом они еще обладают специальными знаниями в сфере медиации (альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника), которая является одним из наиболее эффективных инструментов, имеющих определяющее значение для взаимоотношений между обществом и государством.

Однако в любом случае социологи и конфликтологи могут консультировать органы власти и других заинтересованных лиц, как с минимальными последствиями урегулировать социальный конфликт.

 Список источников

1. Иванов О.Б. Роль института общественного контроля России в разрешении социально- политических конфликтов //Власть. – 2017. № 10. – С. 29-35.

2. Иванов О.Б. Социальные конфликты во взаимоотношениях государства и гражданского общества. В сборнике: Современные проблемы взаимодействия российского государства и общества. – 2016. – С. 3-4.

3. Никовская Л.И. Место и роль конфликтов во взаимодействии власти и гражданского общества. В сборнике: Культура конфликта во взаимодействии власти и гражданского общества как фактор модернизации России. – 2012. –               С. 100-113.

4. Цой Л.Н., Иванов О.Б. Медиация и конфликтология: методологические и предметно-содержательные различия //Власть. – 2016. № 10. – С. 69-75.

5. Интернет-ресурс 

(Источник)  

________

ЦЕНТР УРЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ (МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ)