Яндекс.Метрика

Созависимость как конфликтогенный фактор

Созависимость как конфликтогенный фактор

Созависимость как конфликтогенный фактор

Цой Любовь Николаевна   

Аннотация.  В статье   раскрывается  конфликтогенный характер созависимости в жизни и деятельности человека, описываются  две фазы социализации и роль вторичной фазы в формировании личности, раскрываются   характеристики и  признаки, по которым можно обнаружить  психическую и социальную болезнь под названием «созависимость»,  раскрывается механизм внутриличностного конфликта, как процесс  освобождения от созависимости  в целях  обретения степени свободы и ответственности за свою жизнь и деятельность.

Ключевые слова: созависимость,  внутриличностный конфликт, конфликт, конфликтогенные факторы, развитие личности, социализация, ответственность.

Введение. 

Конфликты в молодежной среде в большинстве случаев имеют под собой основу в ценностно-мотивационной сфере.  С одной стороны, молодой человек стремится к автономности, а с другой – ему необходима референтная группа. Группа стремится подчинить себе каждого члена группы и в молодежной  группе идет постоянное соревнование демонстрация возможностей, борьба за внимание. И в этом плане, для молодого человека, существует   потенциальная возможность  попасть в созависимость от  лидера или группы.       Созависимость – это тотальная зависимость человека (группы людей) от других  людей, вещей или  идей.   Здесь главное слово «тотальная»,   всепоглощающая  зависимость, не оставляющая места и времени  для самосознания и саморефлексии состояния собственного сознания, коммуникации и телесности.  Это   состояние   психологической  болезни, которая передается  и которой  может заразиться здоровый человек (наркомания, алкоголизм, безоговорочное поклонение авторитету/гуру). Основной причиной созависимости  является потребность в защите, как  способе выживания    в неблагоприятной среде, своеобразная закрепившаяся реакция на стресс,    которая со временем становится образом жизни. Исследователи считают, что  «все  созависимые люди обладают похожими внутрипсихическими симптомами, такими как контроль, давление, навязчивые состояния и мысли, низкая самооценка, ненависть к себе, чувство вины, подавляемый гнев, неконтролируемая агрессия, навязчивая помощь, сосредоточенность на других, игнорирование своих потребностей, проблемы общения, замкнутость, плаксивость, апатия, проблемы в интимной жизни, депрессивное поведение, суицидальные мысли, психосоматические нарушения». [1, с. 6-16]

Ясно, что такой человек представляет собой угрозу для своих близких,  для себя и для общества.  Но самым опасным  для окружающих  людей является то, что созависимый человек  создает вокруг себя конфликты разной степени  интенсивности, негативно влияющими на жизнь и деятельность, разрушающими  семью, коллектив и организацию.   Необходимо отметить, что  созависимые люди   могут  также создавать дружный и сплоченный коллектив, который может  «свернуть горы»,  выполнить  любое задание гуру/руководителя,  руководствуясь принципом «цель  оправдывает средства».

Основные признаки и характеристики созависимого человека.

Наличие  созависимости можно распознать на уровне психологических реакций,  состояния здоровья, в поведенческих формах и в  коммуникации.

Основные  психологические характеристики созависимого человека:

  • низкая самооценка,
  • зависимость от внешних оценок,
  • постоянная самокритика,
  • ожидание комплиментов и похвалы,
  • повышенное  чувство вины,
  • стыд за своих родителей,
  • утрата самоконтроля,
  • отрицание самого факта зависимости,
  • ощущение разных страхов, вины, тревоги, отчаяния, безысходности, подавленного  гнева, переходящего в ярость,
  • вытеснение проблем,
  • страх осуждения, одиночества,
  • страх за того от кого тотально зависим.

Характеристики и  симптомы здоровья созависимых лиц:

  • частые головные боли,
  • депрессии,
  • бессонница,
  • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки,
  • заболевания сердечно-сосудистой системы,
  • раздражение без всякого повода,
  • нервное перенапряжение,
  • нарушение здоровья, связанные со стрессом и   психосоматическими расстройствами.

Привычные поведенческие формы отношений:

  • культ вещей,
  • потребность быть незаменимым,
  • непреодолимое  желание управлять поведением другого человека,
  • вторичность в  удовлетворении собственных жизненно важных потребностей,
  • важно «казаться, а не быть», то есть они стараются производить нужное  впечатление на других,
  • безмерная самоуверенность и непогрешимость,
  • используют угрозы, советы, уговоры, принуждение, давление,
  • желание спасать других независимо от их желания,
  • другого заботиться о других, переходя разумные пределы, невзирая на желания других людей,
  • берет ответственность за других,  на фоне собственной безответственности за себя.

Созависимый человек    усугубляет свое и без того нелегкое положение жертвы, к которому приводит чрезмерная роль спасателя.

Языковые формы коммуникации созависимого  человека  — это  формы манипулятора

  • а что скажут соседи или  ……(мнение авторитета),
  • я маленький человек…….от меня ничего не зависит,
  • у меня нет проблем…..я только о тебе забочусь,
  • эта вещь повлияла на мою жизнь, и теперь я обязан ей по гроб жизни,
  • я не смог  это сделать, у меня нет сил,
  • если ты этого не сделаешь, то беды не избежать,
  • ты мне всю жизнь искалечил,
  • мне родители не дали образования, воспитания,….
  • мне по жизни не везет,  только ты мне помогаешь,
  • что бы я без тебя делал,
  • наша встреча – это судьба,
  • прими мой подарок, пусть он принесет тебе счастье,
  • я так хочу быть похожа на тебя,
  • без тебя мне нет жизни,
  • я всегда готов тебе помогать, так как мы с  тобой одно целое,
  • моя бывшая жена (муж)  испортила всю мою жизнь,
  • у меня нет родителей, поэтому я так себя веду,
  • меня в детстве папа бил, поэтому я своих детей тоже бью и т.д.

Все эти симптомы, характеристики и поведенческо-коммуникативные  формы указывают на наличие внутриличностного конфликта,   попавшего в ловушку созависимости.  Можно также сказать, что созависимость – это отношения между двумя зависимыми друг от друга  людьми.

Две фазы социализации: созависимость как специфика первой фазы социализации. 

          Психологи считают, что причины созависимости кроются в детстве, а потому именно там  необходимо черпать ответы на взрослые вопросы. Но на наш  взгляд, эта точка зрения не учитывает две фазы социализации в процессе развития личности на  пути взросления. [2]  В первой фазе индивид примеривает на себя роли и подражает поведению конкретных лиц (родителей, ближайших родственников   и т. п.). В то время как первичная социализация не может происходить без эмоционально заряженной идентификации ребенка с его значимыми другими (родителями, родственниками)  вторичная социализация по большей части может обойтись без таковой и эффективно протекать лишь на фоне взаимной идентификации, которая является составной частью любой коммуникации между людьми. Первичная социализация завершается, когда в сознании индивида укоренено понятие обобщенного другого и все, что его сопровождает. С этого момента он становится действительным членом общества и субъективно обладает своим Я и миром.

Но эта интернализация общества, идентичность и реальность не являются раз и навсегда решенным делом. Социализация никогда не бывает полной и никогда не завершается, что ставит перед нами следующие проблемы. Во-первых, как реальность, интернализируемая в ходе первичной социализации, поддерживается в сознании. А во-вторых, как происходят дальнейшие интернализации или вторичные социализации в последующей биографии индивида.

Во второй фазе  социально-психологические установки других людей подвергаются генерализации, появляется “обобщенный другой” представляемый в понятиях “народ”, “мораль”, “Бог”, “общество”, «организация»  и т. д.            Обобщенный другой ассоциируется с формированием всеобщих абстрактных правил поведения, исполнение которых поддерживает существование данного сообщества как целого.   Абстрактные правила справедливого поведения могут определять только возможности, но не конкретные результаты.  Индивид выступает в ролях других людей перед самим собой, в каждой воображаемой ситуации как бы разыгрывая определенную роль перед определенной воображаемой аудиторией, шаг за шагом обдумывая, как будут те или иные зрители реагировать на его исполнение, и в зависимости от выводов относительно ожидаемой реакции выбирая будущую линию реального поведения.

Личность  формируются во второй фазе, не как  какая-то неизменная структура, а как непрерывный процесс преодоления своей ограниченности и расширения своих возможностей. То есть личность имеет социальное происхождение, так как ее формирует диалог. Разговор с другими учит умению разговаривать с самим собой, учит мыслить, ибо мышление есть, по сути “внутренний диалог”.   В режиме диалога с другими людьми формируются установки личности, ее картина мира, осуществляется обмен идеями. Люди узнают о существовании различных черт характера, склонностей и интересов. В диалоге (как непосредственном, так и опосредованном существующими в современном обществе системами коммуникации) они усваивают социальный и культурный опыт, включают его в свою повседневную жизнедеятельность. Диалог способствует формированию и поддержанию групповых (ассоциированных) структур. [3, с. 22-27.]  Человек как личность приобретает   способность интериоризировать социальное действие, иными словами, превращать образцы          реакций “других” на ту или иную ситуацию в собственные внутренние мотивы к действию. Важнейшим механизмом  этой интериоризации является принятие   (на себя) ролей, которые  вызывают реакцию в человеческом поведении  в формах поощрения, протеста, присоединения, игнорирования и т. п. И человек начинает осваивать  эти  формы бессознательно на первой фазе социализации и сознательно на второй фазе.  Остановка  на первой фазе социализации, как не способность освоения разных социальных ролей,  не способность выстраивать диалог, является главной причиной формирования созависимого человека.  Конфликт между абстрактными трудно прививаемыми правилами поведения и тем, что инстинктивно нравится, прежде всего, в стихийном общении в малых интимных содружествах людей — это глубинная причина тех внутриличностных противоречий и конфликтов, которые проявляют себя в   процессе  осваивания  разнообразных масок в межчеловеческих контактах.  Переход во вторую фазу социализации   возможен как  сознательный отказ от навязанной роли  и как  сознательное, ответственное  исполнении  необходимой социальной роли, разрешения, в первую очередь,  внутриличностных  конфликтов.

Разрешение внутриличностного  конфликта  как условие  освобождения от созависимости и развитие личности

В основе внутриличностного конфликта лежит переживание человека. Внутриличностный конфликт представляет собой столкновение в сознании человека разных векторов (вещей), которые воспринимаются  им эмоционально и переживаются  как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.

Внутриличностные конфликты можно  классифицировать по    мотивам,   «хочу» (потребности, интересы, желания), ценностям — «надо»,  самооценке — «могу»,  возможностям  — «буду».    (Рис. №2)  Выделяются  шесть видов внутриличностного конфликта:

  • мотивационный конфликт — между «хочу» и «хочу»;
  • нравственный конфликт — между «хочу» и «надо»;
  • конфликт нереализованного желания — между «хочу» и «могу»;
  • ролевой конфликт — между «надо» и «надо»;
  • адаптационный конфликт — между «надо» и «могу»;
  • конфликт неадекватной самооценки — между «могу» и «могу».

Разрешение внутриличностного конфликта является не только условием освобождения от созависимости, но также  важным этапом взросления человека, процессом  самоопределения,   принятием ответственности за себя, развитием личности.

Молодой человек проявляет себя как личность в ситуации выбора, в процессе постижения  самого себя в своих аутентичных решениях, который   может действительно свободно располагать собой.    Самоопределиться — найти свое место в жизни, в обществе, в своей деятельности. В этой дефиниции  представлены три типа самоопределения:

  • самоопределение человека к цели и смыслу своей жизни,
  • самоопределение человека к нормам общественного поведения и к своему вкладу в жизнь общества,
  • самоопределение человека к нормам своей профессиональной деятельности.

Слагаемые самоопределения: самоограничение,  самопредъявление, самоопреодоление,  самоорганизация, самоуправление.

Свободным человеком, освобожденным от созависимости, можно считать того, кто в своём выборе отстраняется от собственных суждений, точки зрения и ищет истинное и верное с объективной точки зрения, он не подвержен определенным побуждениям, но он сам прилагает усилия. [1]

Каждый раз, попадая в новую ситуацию, молодой человек должен проделывать очень большой труд (интеллектуальный и психологический) по своему самоопределению в новой  ситуации и по определению  этой ситуации как соответствующей культуре и заложенным в ней принципам.          Быть принципиальным – это значит соотносить каждую ситуацию своей жизни с определенными  культурными нормами, делать ее культурно значимой.

Литература

  1. Шорохова О.А.  Жизненные ловушки зависимости и созависимости. — СПб.,  2002.
  2.  Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. / Пер. с англ. А.Д. Ковалева. М., 2000.
  3. Воскобойников А. Э. Монолог о Диалоге и Понимании // Знание. Понимание. Умение,  2006. № 1.

[1] Шульц П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию: Пер. с нем. — Новосибирск: НГУ, 1996.

ЦОЙ Л.Н. СТАТЬИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ