Яндекс.Метрика

Технологическое управление межнациональными отношениями: от конфликта до гармонии

Технологическое управление межнациональными отношениями: от конфликта до гармонии

межнациональные конфликты

Технологическое управление межнациональными отношениями: от конфликта до гармонии

Галиев Г. Т., Уфа

Аннотация.

 В комплексе исследовании: современная теория социальных технологий в межнациональных отношениях. Особое внимание уделяется переводу теоретических положений на конкретный язык практики гармонизации межнациональных отношений.

Ключевые слова: межнациональные отношения,  социальные технологии, межнациональные конфликты,  национальное пространство.

Разработка  и  использование социальных технологий  в  межнациональных отношениях (МНО) позволяет решить  следующие задачи:

  • создать логически  завершенный механизм регулирования МНО;
  • обеспечить оперативное внедрение управленческих нововведений; формировать культуру МНО;
  • рационализировать приемы и методы управления  МНО, создать
  • систему  информационного обеспечения управления МНО;
  • разработать прогноз их состояния;
  • повысить социологическую ориентированность у руководителей в территориальных образованиях.

Основной задачей технологического управления является обеспечение системы  воспроизводства МНО в объеме, качестве,  позволяющих обеспечить их гармоничное состояние и развитие.

Разработка  и внедрение социальных технологии  (СТ) включает в себя  ряд элементов, отражающих процесс  технологизации  МНО:

1. Определение  цели, задач.

2. Основные  направления, качественные ориентиры МНО, определенных национальной политикой.

3. Диагностика  состояния МНО.

4. Анализ  состояния МНО.

5. Комплексный  анализ объективных условий и субъективных факторов,  выявление соотношения динамики и статики, меры перемен и стабильности  объектов технологизации.

6. Выявление и анализ  проблемной ситуации.

7. Разработка  возможных вариантов достижения цели,  ее  воспроизводство.

8. Анализ  альтернативных программ, методов технологического управления.

9. Выбор  решения (на основе результатов социологического  исследования, диагностики анализа статистической и оперативной  информации, моделирования  и  прогнозирования).

10. Подготовка к  выполнению выбранного решения, разработка процесса  технологизации.

11. Подготовка  обоснования технологий, экспертная оценка  проекта, сценария действия.

12. Определение степени  новизны управленческого воздействия относительно  ранее сформированной культуры МНО.

13. Выбор и обоснование  методов регулирования МНО.

14. Определение  уровня готовности объективных и субъективных условий  реализации технологии гармонизации МНО.

15. Определение  потребности в правовом, политическом, теоретическом обеспечении каждого из этапов  разработки и освоения социальной технологии.

16. Организация  информационного обеспечения.

17. Организация  контроля за ходом реализации  программы  технологизации  (формы и методы диагностики  на  промежуточных этапах ее освоения  и воспроизводства).

18. Определение  сметы затрат (экономических, социальных, технических и др.) На использовании е конкретных социальных технологий.

19. Оценка  эффективности реализации конкретных социальных технологий.

20. Оценка  эффективности взаимодействия комплекса социальных технологий,  используемых в системе технологического  управления МНО.

Рассмотрим  некоторые особенности технологического управления, конкретные  социальные технологии и специфику их  проявления.

Сложным  и дискуссионным в науке  является вопрос о классификации социальных технологий, их типизации.  По характеру  решаемых задач они могут быть  частными и универсальными ( Галиев Г.Т., Галимов Р.А., Иванов В.Н., Патрушев В.И. Региональный социум: проблемы социальной технологии. М., 1993. С.73.)

Разрабатываемые  технологии разрешения межнациональных конфликтов по отношению к универсальным  технологиям МНО в целом  носят частный  характер, но являются универсальными для своего уровня.

Познание сущности явления, создание универсальной  технологии во многом  невозможно без исторического исследования,  которое преследует цель не только выявить  социальные закономерности в контексте

исторического  времени, но разложить действующие, выявить  их последовательность, определить приоритеты, таким образом, исторический опыт, осмысленный по законам социальной технологизации,  сам является универсальной технологией. Поэтому  определенный уровень научной обоснованности политики государства, ее предсказуемость невозможны без социальной  технологизации  исторических знаний, что  является необходимым условием политического прогнозирования межнациональных конфликтов в национально-территориальных образованиях.

Сегодня возникла необходимость разработки и реализации технологий по следующим направлениям:

• обучение, воспитание и развитие личности на ценностях и традициях национальной культуры;

• формирование культуры национальных и межнациональных отношений, выбор форм и методов их воспроизводства на длительную историческую перспективу;

• формирование в МНО благоприятного социально-психологического климата, позитивно-ориентированных групп, сообществ, общественных движений, партий;

• мотивации межнациональных взаимодействий;

• тендерные технологии с целью проверки ценностей, смыслы жизни при преодолении возрастных кризисов, социоадаптации пожилых возрастных групп среди беженцев из национально-территориальных образований к реальностям сегодняшнего состояния и качества МНО.

Особую значимость приобретает технология формирования и использования национального пространства. Феномен национального пространства до сих пор остается не исследован, хотя именно эти проблемы становятся первоочередными.

Национальное пространство является одним из видов социального пространства.

Понятие “национальное пространство” предполагает несколько значений:

1. Территориальные границы (государства, региона), образованные нацией (этносом) на базе этнической территории и воплощающее ее суверенитет.

2. Функциональные границы, в пределах которых решаются кон кретные проблемы жизнедеятельности этноса, например,, права личности на обучение и пользование национальным культурным наследием, соблюдение национальных традиций, обычаев и др.

Национальное пространство отражает, во-первых, пределы (территориальные, правовые, организационно-административные, информационно-коммуникативные и др.), необходимые для реализации конкретных процессов национальных и межнациональных отношений; во-вторых, качественное состояние среды и технологический настрой отдельных ее элементов (экономических, социальных, технологических нравственных и др.) для воспроизводства установленных норм национальной политики государства.

Понятие ≪пространство≫ имеет глубоко человеческий аспект, позволяет более точно прояснить качественные аспекты связи личности и общества, национальное чувство, национальную честь, национальное достоинство, национальный характер и национальное самосознание. Элементами

национального пространства выступают: гражданское общество, государство, регионы, межнациональное государство, национальные и национально-этнические объекты и субъекты управления ими (в частности, личности – представители конкретных национальностей и др.).

Одна из функций национального пространства – обустройство национально-территориальных образований, социальное обустройство граждан данного субъекта, удовлетворение их социальных потребностей.

Качество национального пространства во многом определяет развитие национального самосознания личности и конституционные перспективы федерализма.

Центр тяжести решения проблемы сегодня переносится в плоскость: как сбалансировать, добиться гармонизации МНО, как преодолеть межнациональные конфликты? К сожалению, разбалансированность национального пространства, нарастание кризисов и межнациональные конфликты –черта современной цивилизации.

Каковы же главные, определяющие причины разбалансированности национального пространства? Их несколько:

• неразвитость экономических структур;

• нарушение социальных приоритетов;

• национальный эгоизм;

• низкий духовный потенциал, недостаточная управленческая куль тура субъектов федерации и др.

События последних десятилетий дают основания утверждать: состояние, направленность развития национального пространства России зависят в первую очередь от государственной национальной политики.

Объективности ради, следует различать два состояния государственной национальной политики – декларируемую, зафиксированную в нормативных актах РФ, и реальную, отражающую фактическое участие государства в исполнении провозглашенных обязательств по формированию, развитию и регулированию МНО в своей стране.

Литература

1. Галиев Г.Т., Галимов Р.А., Иванов В.Н., Патрушев В.И. Региональный

социум: проблемы социальной технологии. М., 1993. С. 73

2. Галиев Г.Т. Основы теории социальной технологии. Уфа, 2005.

3. Иванов В.Н., Патрушев В.И., Галиев Г.Т. Инновационные социальные технологии устойчивого развития. Уфа, 2005.

_______________

Материалы исследовательского комитета РОС «Социология конфликта»

 

Конфликтология и конфликты