Точка опоры
Дмитрий Куликов — методолог, политолог, политический консультант
«У нас есть своя философия» — такую фразу могут произнести далеко не все представители народов и наций Земли. Более того, таких народов и наций считанные единицы. В том, что у представителей нашей страны есть своя национальная философская школа, огромная заслуга человека, которому в этом году исполнилось бы 90 лет. [1]
В начале ХХ века русская философия, или русское мировоззрение, оказывается, с одной стороны, под сильным влиянием импортированного в Россию марксизма и, с другой — собственно русская религиозно-философская мысль начала оформляться в самостоятельную мировоззренческую школу, преодолев к этому времени «детские болезни» в виде замены философии литературой (пусть и великой) и бессмысленной и беспощадной псевдофилософской (на самом деле — идеологической) дискуссией между так называемыми западниками и так называемыми славянофилами.
Однако Октябрьская революция и «философский пароход» лишили Россию второй из двух указанных мыслительных практик. Оставшийся в стране в качестве единственно верного мировоззрения марксизм к началу 30-х годов был догматизирован и вульгаризирован. По словам самого же Зиновьева, идеологизация советского народа путем вульгаризации марксизма — одно из высочайших достижений советской власти и лично Иосифа Сталина на пути строительства нового общества и новых общественных отношений. И если в таком виде (сильно вульгаризированный и догматизированный) с идеологической функцией марксизм к концу 30-х еще неплохо справлялся, то развитие общественных процессов и структур он, конечно, уже не обеспечивал и обеспечить не мог. То есть вульгарный марксизм перестал быть философией, оставшись лишь идеологией. Это означало, что, опираясь только на идеологию, находясь внутри этой идеологии, нельзя спроектировать нечто новое, нельзя сделать следующий шаг развития социального целого, страны и народа.
Поразительно, как тонко и остро это почувствовал студент МИФЛИ Александр Зиновьев. Именно став студентом в 1939 году, он начинает свою борьбу за «подлинный социализм и коммунизм». За выступления на студенческих собраниях был исключен из института и даже арестован. Спасся благодаря тому, что вступил ряды Красной армии. Прошел всю войну, был неоднократно награжден, вернулся в Москву в звании капитана и в 1946 году поступил уже на философский факультет МГУ.
После войны ощущение того, что советская философия больше не обеспечивает возможностей развития для страны, становится общим для многих студентов и аспирантов этого факультета. Все члены — основатели созданного в 1952 году на философском факультете МГУ Московского логического кружка (Александр Зиновьев, Георгий Щедровицкий, Мераб Мамардашвили, Борис Грушин) понимают, что переход непосредственно к новому этапу социального проектирования равносилен смертному приговору. Ставший окончательно «окаменевшим» в качестве общенациональной идеологии вульгарный марксизм остановился в своем развитии, а любая попытка сделать что-либо реальное в этой сфере была чревата известно чем. Поэтому и Зиновьев, и трое других «философских мушкетеров» проходят на факультете по кафедре логики.
Это было первое «гениальное» изобретение, позволявшее реально что-то делать в области исследования мышления, уменьшая при этом риск быть уничтоженным. Поскольку в логике практически никто ничего не понимал (из числа марксистских идеологов) и прямого отношения к социально-политическим вопросам логика как бы и не имела, то и спрос с этих логиков был гораздо меньше, чем с тех, кто занимался историческим материализмом или, не приведи господи, научным коммунизмом, — вот где не забалуешь. А вокруг кафедры логики царила атмосфера почти свободомыслия, и в установлении этой атмосферы большая заслуга самого Зиновьева и его друзей — коллег по Московскому логическому кружку.
И второе изобретение (не менее гениальное, чем специализация по кафедре логики) самого Зиновьева заключалось в том, что если невозможно развивать непосредственно советское общество и марксизм как управляющую идеологию, то надо развивать метод, с помощью которого был создан марксизм. Вот этот прием (по технике чисто философский, кстати) позволил Зиновьеву и другим членам МЛК далеко продвинуться в области исследования человеческого мышления уже на уровне своих диссертаций и дипломных работ.
Но для того чтобы развивать метод мышления (исследования), которым пользовался Маркс при написании «Капитала», сначала нужно его (этот метод) вычленить (как говорят философы, отрефлексировать) в качестве такового, исследовать и объективировать. Никогда до Зиновьева (и насколько мне известно, и после него) такая «наглая» и невероятно амбициозная задача в сфере философии не ставилась.
Кандидатская диссертация Зиновьева «Восхождение от абстрактного к конкретному» (на примере «Капитала» Маркса), защищенная в 1954 году, — блестящая философская работа, которая содержит в себе целую эпоху в развитии русской философии, определяет ее развитие на годы и десятилетия. Например, вся сорокалетняя деятельность Московского методологического кружка, организованного Щедровицким на базе уже упомянутого Московского логического кружка, одним из своих фундаментальных содержательных оснований рассматривала именно диссертацию Зиновьева.
Вообще эпоха сталинизма сослужила отечественной философии прекрасную службу, себе такой задачи не ставя. Поскольку любые попытки социального проектирования были запрещены, то единственное, что оставалось российским философам в ХХ веке, — разрабатывать средства и методы такого проектирования. Как бы работая на будущее. Как бы создавая впрок большой мыслительный ресурсный потенциал, которым можно будет воспользоваться, когда действительно придет время осуществлять новое социальное проектирование.
Иными словами, советская русская философия второй половины ХХ века за границей советской официальной и академической науки интенсивно разрабатывала средства и методы организации и осуществления человеческого мышления. Вклад Александра Александровича Зиновьева в эту философскую работу невозможно переоценить.
Основной объем исследований в области логики как науки о мышлении Зиновьев, по его же собственному мнению, проводит в период 1951–1975 годов, и эти его труды имеют признанное мировое значение. Параллельно с этой работой Зиновьева ведется деятельность Московского методологического кружка под руководством Щедровицкого, в котором в период с 1954 по 1984 год разработаны основные категории, понятия и схемы, способные организовывать современные человеческие мышление и деятельность.
В это же время Мамардашвили становится признанным мастером утонченного философского дискурса, а Грушин — основателем российской практической социологии (исследований общественного мнения). У истоков всего этого интеллектуального разнообразия и подлинного философского богатства находится Московский логический кружок, общепризнанным лидером которого был Зиновьев.
Поставив перед собой задачу развития методов и средств человеческого мышления, основываясь на рефлексии марксизма, русская философская школа Московского логического кружка смогла разработать средства для адекватного «схватывания» и описания социальной реальности. В последних своих работах Зиновьев дает жесткую и очень четкую картину современного человеческого мира. В этом смысле впервые после Маркса Зиновьев предлагает нам действительную социологию (описание общественно-политического и общественно-экономического устройства) современного мира. Труды Зиновьева по способности ухватить суть исторического процесса, действительную сегодняшнюю его проблематику сильно превосходят все работы современных западных гуманитариев. Таким образом, опираясь на разработанные Зиновьевым средства организации мышления, мы можем иметь действительную картину «того, что есть». Для того чтобы двигаться вперед, нам необходимо получить еще картину «того, что должно быть». Подлинная философия обязана обеспечивать ответ на этот вопрос.
Действительный запрос на новое социальное проектирование пока не сформирован. Европейской цивилизации еще нужно пройти через системный кризис, на пороге которого мы сейчас стоим. Именно
этот системный кризис потребует от европейской цивилизации (а значит, и от России как от ее части) нового масштабного социального проектирования. Русская философская школа, основанная Зиновьевым и его коллегами на философском факультете МГУ в 1952 году, обладает всем необходимым для того, чтобы на основе ее работ была сформирована новая русская постмарксистская философия. Без интеллектуального вклада Зиновьева такая философия была бы просто невозможна. Это то единственное мыслительное наследие, на которое мы можем рассчитывать и на которое можем опереться, оказавшись перед вызовами XXI века.