В 1948 г. Петр Георгиевич Щедровицкий (отец Георгия Петровича Щедровицкого) выступил с проектом реорганизации авиастроения, но понимания у руководства не нашел, стал настаивать на своем («доказывать»), был уволен, и за строптивость подвергнут т.н. «суду чести». Эта ситуация, как говорил Г.П. Щедровицкий, врезалась ему – тогда студенту второго курса физического факультета МГУ – в память на всю жизнь. Из нее он извлек для себя три принципа.
Первый принцип – нельзя быть частичным производителем, надо искать такую область деятельности, где возможно быть целостным и все, что необходимо для работы, для творчества, для деятельного существования, всегда может быть унесено с собой… Чтобы быть личностью, надо быть свободным.
Второй принцип — вступая в борьбу, надо всегда четко и до конца рассчитывать все возможные альтернативы. Всякого рода непоследовательность сохраняет человеку жизнь, но лишает его самодостаточности и разрушает его личность.
Третий принцип — не обращаться к властям по своей ситуации, а только в случае, если буду представлять определенную социальную или политическую силу. Что бы и когда бы со мной не происходило, я никогда не буду обращаться к людям вышестоящим – за исключением тех случаев, кода их решение будет зависеть от политического расклада, т.е. за исключением тех случаев, когда я буду представлять определенную действующую группу, определенную социальную или политическую силу».
Этот мир нравственного самоусовершенствования, самооценок, моральной критики существовал, но он был вынут из системы социальных, коммунальных отношений, он был канонизирован сам по себе.
«…обсуждения были невероятно жестокими и, так сказать, совершенно открытыми – можно было говорить друг другу все, вплоть до самых резких вещей, осуществлялась предельно резкая критика и самокритика в отношении экзистенциальных ситуаций, где совершались поступки, действия».
«Погружение мира в субстанцию мышления, влечет за собой другую концепцию мира. Мир есть то, что мы мыслим, а не то, что реально. Мир нам дан только через знания».
Щедровицкий Г.П. «Я всегда был идеалистом…». М., 2001.
(Конфликтология)