В ХХ веке вузы были монополистом в получении знаний. Однако, к концу прошлого века сфера образования начала резко дифференцироваться и уже к концу ХХ века и вначале ХХI века, вузы потеряли свою монополию и перестали быть единственной сферой, в которой человек получает знания. В современных развитых обществах появляются образовательные бизнес-технологии, тренинги, игры, интерактивные вебинары, активные методы обучения, интернет — то есть появляются иные источники получения знания, что способствует формированию системы дополнительного образования, по объему превышающую устоявшуюся систему образования. Происходит переход от массового образования к элитарному образованию.
Существенные изменения в образовании сформированы в Концепции модернизации российского образования, в которой продвижение компетентностного и проектного подходов, начали занимать центрально место. Проектный подход индивидуального образования вынуждает преподавателей и учителей перестраивать, привычное для них, построение учебных курсов и уроков, перейти в область компетенций, конструкторских работ и игровых технологий, в целях построения индивидуальных планов, своеобразных карт образовательного процесса.
В этой ситуации в образовательной сфере возможны две ориентации, построенные на двух разных базовых принципах: ориентация на индивидуализацию и ориентация на целостность.
Ориентация на индивидуализацию будет способствовать формированию уникальности, самоопределенности, обособленности и неповторимости личности, единственной в своём роде, а не ещё одним человеком среди множества других людей. Под индивидуализацией понимается процесс формирования индивидуальности, понимаемой как целостность. Индивидуальность — это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколько его выделенность из этих отношений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей (функций, позиций, персоны, совокупности связей и отношений с другими) выделяет свое, собственное, делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного «Я».
Ориентация на системную целостность поставит в центр внимания социальную систему, деятельность и общество, задачам которой должен будет подчинить себя человек, «подгоняя» себя под ту или иную функцию, роль. Системная целостность указывает на включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как функционально значимых и равноправных всех отношений, в контексте деятельности. Это ориентация вынуждает «Я» подчиниться «Мы», так как социальные роли или функции сами по себе безличны.
Вопросы, которые ранее (в ХХ веке) задавал себе человек на более поздних этапах своей жизни, молодой человек в ХХI веке задает их уже на ранних этапах своей жизни, то есть в процессе образования. «Кто я?», «Что я собой представляю?», «Что есть мое в этом мире?», «Кто я есть сам по себе, а не только в глазах других?» «Что мне важно в образовании?», «Какой путь я выберу сам?» и пр.
В сверх избыточной образовательной среде появляется и новая функция (тьютор), которая порождает пространство новых действий, а потому ей необходимо обозначать границы соприкосновения с теми функциями, которые уже имеются в сфере образования. Относительно новое понимание тьюторства в Российском образовании, новое содержание деятельности тьютора, профессиональный образ тьютора, являются не понятными для большинства управленцев, преподавателей, учителей, методистов, школьных психологов, социальных работников, исследователей, ученых, студентов, учеников и родителей.
Очевидно появление новых проблем и потенциальных конфликтов:
1) Все субъекты образовательной сферы оказываются в центре противоречий, носящих системный характер и не зависят от конкретного субъекта.
2) Учителям и преподавателям необходимо будет учиться сами гораздо быстрей и больше, чем они учат других с тем, чтобы успевать, «быть в зазоре» между новыми знаниями и обучаемыми.
3) Переход от процесса передачи знаний в коммуникацию между разными субъектами образовательной деятельности/сферы, по поводу дополнительных и развернутых формулировок как понимания предметной области, так и коммуникации, станет важнейшей точкой проблематизации и конфликтов.
4) Актуализируется конфликт между приверженцами ориентации на индивидуализацию или системную целостность.
Процесс перехода от массового к элитарному образованию формирует благодатную почву для проявления разного рода конфликтов, что потребует согласования различных потребностей, а иногда антагонистических по своим основаниям позиций, с обязательной ориентацией на сотрудничество концептуальных установок «старой» и «новой» идеологий.
Тьюторскому сообществу (тьюторам) потребуется такое искусство интерпретации событий, которое сможет открывать пространства для осмысленного движения, в поисках новых ресурсов и возможностей в разрешении конфликтов и сохранении разнообразия человеческих самоопределений.
Хотелось бы пожелать, чтобы журнал стал помощником всем субъектам образовательной деятельности в продуцировании и совершенствование идеи тьюторства в России, в исследовании процесса становления эффективности тьюторства, в выявлении системных противоречий, разрешении конфликтов, с которыми будут сталкиваться все субъекты образовательной сферы. Вот тогда, на мой взгляд, журнал будет привлекательным, интересным и содержательным, в том числе и для конфликтологии.
Предложения.
1.В журнале « Тьюторское сопровождение» можно открыть рубрику по анализу и осмыслению конфликтных ситуаций в образовательной сфере.
2. В конце каждого номера журнала, необходимо рубрика – «Тезаурус тьютора». Если авторы статьи будут раскрывать значение употребляемого термина, то через год или два, тьютора будут иметь словарь терминов и свой профессиональный язык, что очень важно для институализации профессии ТЬЮТОР и для всех, кто входит в образовательную деятельность.
Успехов Вам!
Статья подготовлена для первого номера журнала « Тьюторское сопровождение». Москва, 28 сентября 2011 г.
________