Яндекс.Метрика

Социальная организация и самоорганизация в контексте конфликтологии

Социальная организация и самоорганизация в контексте конфликтологии

самоорганизация

Цой Л.Н.

(Фрагмент из статьи)

 Социальная система, в которой человек и его отношения (с миром людей, миром вещей и с миром природы) являются центральными элементами, представляет собой типичную диссипативную систему, которая может существовать как физически, так и духовно только при условии постоянного обмена человека со средой, веществом, энергией и информацией (питание, дыхание, теплообмен, выделение, размножение, познание, производство утилитарных и духовных ценностей, общение и т.п.). Дридзе Т.М. выделяет пять уровней социокультурной организации общества, каждому из которых, соответствует как бы свой тип «субъектности», включенный в конкретную деятельность сознания субъектов социального действия и самоорганизации:

  • общесоциальный («социетальный») уровень субъектности: сознание крупного социально-культурного сообщества («Мы-москвичи»; «Мы-американцы»; «Мы-буддисты»; «Мы-рабочие» и т.п.);
  • институциональный уровень субъектности: институционально-профессиональное сознание («Мы-специалисты»; «Мы-правоведы»; «Мы-музыканты»; «Мы-семья» и т.п.);
  • организационно-управленческий уровень субъектности: должностное, представительское сознание («Мы-руководство»; «Мы-представители интересов…»);
  • групповой уровень субъектности: групповое (коллективное) сознание, включая сознание условных социально-психологических и социокультурных грфупп («Мы-артель»; «Мы-демократы»; «Мы-молодежь» и т.п.);
  • личностный уровень субъектности: индивидуальное (личностное) сознание («Я-человек»; «Я-личность»).

Отречение от «человека живущего» («homo vivens») в пользу общественного целого, структурные элементы которого пригнаны друг к другу неизвестно кем (как отмечает Т.М. Дридзе), сведение индивида к некой абстракции, а управление социальной реальностью — к прерогативе «естественных законов», привело к тому, что был проигнорирован основной источник социальной динамики — ключевая фигура повседневных социальных драм, определяющая направленность и особенности развития земной цивилизации – человек.

Выделяя уровни самоорганизации, можно учитывать самые различные связи и отношения, в которые люди могут вступать в процессе жизнедеятельности. Социальный аспект социальной самоорганизации представляет собой конгломерат как конфликтных, так и неконфликтных отношений, выражаясь в терминологии синергетики, как чередование хаоса и порядка. Хаос проявляется в конфликтах, в нарушении существующего порядка – в самоорганизации, порядок проявляется в организации, согласованности, согласия и бесконфликтности. Каждый непосредственный, «случающийся» конфликт, представляет собой ситуативно складывающуюся, открытую динамическую систему, развитие которой и эмпирическая «судьба» (продолжительность, напряженность, исход) может быть любой, так как изначальные взаимосвязи присущие уровням организации, при доминировании процессов самоорганизации оборачиваются взаимозависимостью.

Существенные различия и взаимосвязь организации и самоорганизации. 

Обыденное сознание под словом «организация» подразумевает мероприятие (проведение праздника, День учителя и т.д.), или предприятие (школа, завод, больница и пр.). Термин «организация» употребляется в нескольких значениях: как свойство, процесс и организационная система. Свойство раскрывает внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных частей целого, обусловленную его строением. Процесс показывает действия, ведущие к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Организационная система — это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель, действующих на основе процедур и правил.

В контексте статьи, под организацией имеется в виду устойчивое объединение людей, реализующих какую-либо программу (цель), действующих на основе четких правил, норм и процедур. Каждый человек, как социальное существо, включен в какую-либо организацию. Всякая организация возникает для реализации той или иной цели и рассматривает людей как материал, ресурс и средство достижения цели. В ситуации нарушения норм и правил, как уже имеющихся, так и внесения новых норм и правил (инноваций) возникает консервативная и протестная реакция людей на изменения. Эта реакция порождает процессы самоорганизации и объединяет людей на основе новых правил и норм. Самоорганизация возникает стихийно и направлена не только на восстановление нарушенных норм, обычаев и нравов, но и на протест ПРОТИВ использования людей как средства достижения целей организации. Самоорганизация, с одной стороны, как бы отталкивается от организации, придает людям энергетику и силу для выдвижения новых лидеров, формирования новых норм, с другой – она зарождается в организации и является как бы ее продолжением, но в другой жизненной форме. На макроуровне, примером самоорганизации являются объединения больших групп людей, «сметающих» на своем пути старую власть в процессе революций, бунтов, государственных переворотов.

В кризисных ситуациях, когда государство и институты не в состоянии обеспечить порядок или решить возникающие проблемы, граждане сами вовлекаются в общественные дела (самоорганизуются) без указания сверху, без мотивации извне. Примеров тому множество. Например, появление спонтанной и динамичной самоорганизации, гражданской инициативы, которая объединила людей на борьбу с пожарами (лето 2010 г.) в Подмосковье. В этом случае можно говорить о социально-ориентированной самоорганизации, творческий потенциал которой еще не полностью изучен. (На микроуровне формируются определенные небольшие группы людей по интересам – любители домино, рыболовы и т.д.).

Самоорганизация отлична от организации и предстает в большей степени, как иррациональная согласованность людей, их творческая (и не только творческая) направленность на «эффективные» совместные действия.

Организация Самоорганизация
Цель Имеет четкие цели Не имеет четкой цели
Нормы и правила Прописаны и формализованы Протест против существующих норм и правил
Средства Контроль над финансовыми, человеческими, материальными, активами. Самоконтроль
Методы стимулирования «Кнут и пряник» Новые идеи
Возникновение По проекту и программе Стихийно
Функциональные связи Иерархические Горизонтальные, сетевые
Цели управления Устойчивость и развитие Изменение
Образование Искусственно/оестествленное Естественное
Доминирующий процесс Порядок и контроль Хаос, бифуркация
Продукт и результат Запланирован. Не известен

 Самоорганизация это сильнейшая форма сопротивляемости системы, способной эволюционировать,  а потому могущей выжить почти при любых переменах – для этого она изменяет саму себя, разворачивая конфликтные действия между «порядком» и «хаосом».    Чем

Рисунок Джин Шин (Jean Shin)
«Порядок хаоса». Рисунок Джин Шин (Jean Shin)

выше уровень организации, тем выше уровень контроля и тем больше человек ощущает ограничении его свободы и стремится к ней в форме самоорганизации. Рассогласованность, столкновение (конфликт) процессов самоорганизации (спонтанных и хаотичных на первый взгляд) и процессов организации (порядка и согласованности) — создает возможность для формирования новых норм и правил, которые в последствие могут закрепиться в общественном сознании. В случае если опыт самоорганизации нормируется и превращается в предмет правила, уважения и социальной солидарности, тогда самоорганизация становится организацией нового качества. В случае, если опыт самоорганизации останется за пределами организации, то может создаться другая организация, возможно, будущий конкурент

Самоорганизация и организация являются подсистемами естественно/искусственной системы высшего порядка,  в которой процессы перехода из одного состояния в другое чередуются конфликтными и неконфликтными процессами и могут способствовать как появлению новых заданных свойств (качеств), так и разрушению уже имеющейся организации, освободив место для новой организации, с новыми свойствами. В любом случае конфликт выполняет как конструктивную, так и деструктивную функцию. В контексте статьи — под конфликтом имеется в виду столкновение сторон, по отношению к которому субъекты выстраивают различные (технические, смысловые и социальные) образования и действуют в логике борьбы за свои интересы, потребности, ресурсы, ценности.

Эмпирические наблюдения показывают, что большинство людей воспринимают ситуацию как конфликтную, в случае, если они при существующем порядке не достигают своих целей или теряют свои позиции в социальных и функциональных отношениях. И тогда появляется НЕКТО (враг, конкурент, оппонент, недоброжелатель и пр.) против которого начинаются разворачиваться противодействия, приводящие к конфликту в разных формах его проявления: осознание противоречий, недовольство, разногласие, размолвка, раздор, перебранка, стычка, ссора, скандал, вражда, агрессия.   В общественном сознании доминирует традиционное представление о конфликте, как о нежелательном и негативном явлении, и тому есть три основные причины:

  • конфликт отождествляется с насилием и разрушительной агрессией;
  • конфликт нагружен отрицательными смыслами, поскольку для большинства людей результаты конфликта — это потеря здоровья, стрессы, распад семьи, творческих коллективов, уход самых лучших специалистов из организации и множество других негативных последствий;
  • отношение к конфликту формируется исходя только из личных интересов и потребностей.

Несмотря на общественные стереотипы (в которых, конфликт всегда ассоциируется с насилием, агрессией и с уничтожением одной из сторон), социологи, педагоги и психологи выявили конструктивную функцию конфликтов в обществе. Как показывает практика, и подтверждают исследования, конфликт не всегда дисфункционален (разрушителен) для отношений внутри социальной системы, в которой он происходит.

В социальной жизни существует множество разных регулятивных механизмов, снижающих острые формы конфликтного взаимодействия, что приводит к согласию в обществе, но не позволяет перевести «конфликт» в область мышления и помыслить его.

Конфликт может быть рассмотрен как конструктивный механизм социальной жизни в том случае, если процессы организации и самоорганизации как подсистемы составляют единое целое. Но это возможно лишь при условии признания того, что конфликты — это нормальное явление в жизни каждого человека, группы, организации и общества в целом и что каждый человек имеет конституционное право защищать свои интересы.

Мы отверждаем, что самоорганизация есть сущностный процесс самоосознания человеком самого себя и преодоления самого себя. Процессы самоорганизации личности необходимо рассматривать системно и во взаимосвязи со всеми структурными элементами развития личности: самоопределения, самопреодоления, самопредъявления, самосознания и самоуправления, самоосуществления.

Таким образом, раскрывая социальный аспект самоорганизации,   можно сформулировать несколько тезисов:

  • Первый тезис  —  социальная самоорганизация это сильнейшая форма сопротивляемости системы, способной эволюционировать, а потому могущей выжить почти при любых переменах – для этого она изменяет саму себя, разворачивая конфликтные действия между «порядком» и «хаосом», «организацией» и «самоорганизацией».
  • Второй тезис  — социальная самоорганизация является результатом конфликтного взаимодействия, в котором субъект (коллективный или индивидуальный) стремится изменить существующий порядок, взять на себя ответственность за последствия конфликта, за формирование новых норм, необходимых для повышения своего качества жизни и деятельности.
  • Третий тезис — становление и развитие личности возможно в процессе осознания организации и самоорганизации, как взаимообусловленных процессов, в которые включен каждый человек.
  • Четвертый  тезис (функциональная утопия) – самоорганизация выполняет конструктивную социальную функцию в обществе в случае, если она (самоорганизация) направлена на увеличение степени свободы личности, формирования воли субъектов самоорганизации, самоосознания, самоопределения, самопреодоления, самопредъявления и самоуправления — во имя высших общечеловеческих ценностей.

(Цой Л.Н.   Социальная организация и самоорганизация: конфликты и развитие личности // Мир психологии. Научно-методический журнал. № 2 (66) – Москва-Воронеж, 2011. С. 96-108).

_____________

Библиотека

Конфликтология и конфликты