Яндекс.Метрика

Внутриличностный конфликт. Проблема самоопределения

Внутриличностный конфликт. Проблема самоопределения

45

Студент группы № 623 Г. В. Ф.

(Текст магистранта сохранен в авторском изложении.В качестве материала для ЭССЕ магистрант «взял» свою конфликтную ситуацию, которую он хотел бы разрешить с помощью предложеных знаний/методов/ подходов и технологий, освоенных на курсе)

Оглавление:

Введение
1 фаза
2 фаза
3 фаза
Самоопределение
Вместо заключения
Список использованной литературы

Введение

внутриличностныйТема моего эссе «Внутриличностный конфликт». Хотя конечно, первоначальной темой была “как противостоять провокациям”. В  процессе написания работы (это будет отражено чуть далее), я просто осознал, что  это первая выбранная тема глубиннее отражает смысл моих проблем. Центральным вопросом данной работы является – самоопределение и позиционирование себя в обществе. По сути, это ответ на вопрос “кто я?” и “кто я для других?”. Честно хочу написать, что основной моей литературой в написании были лекционные материалы курса, а так же работы отдельных психологов, ссылки на которых я обозначил в самом эссе.

Параллельно  с написанием работы, я старался выполнять упражнения и ставить эксперименты, дабы подтверждать эмпирически свои гипотезы, догмы и допущения. Часть из них подтвердилась, часть нет.

Все, что написано далее, было результатом нескольких ночей, когда меня посещало вдохновение и неделями практической работы и реализации разработанных упражнений. Работа разбита на 3 фазы. Каждая из фаз- степень моей вовлеченности в анализ, степень понимания проблем и степень глубины изучения. Разделение было сделано для того, чтобы отследить трансформацию темы и моего понимания проблемы.

В данном эссе мною будут использованы различные психологические термины. Ниже приведены основные понятия, определения которым я попытался дать своими силами исходя из подтекста моей темы:

Внутриличностный конфликт — внутреннее ощущение человека, при котором происходит нарушение паритета в равенстве ожидания от себя = действия, а также неким противоречием между действительным и воображаемым.

Самоопределение — это свобода. Представляет собой некий процесс выбора пути и конечного результата, к которому придешь.

Ценности и принципы — это то, что важно для меня и то, чем я руководствуюсь при принятии решений в различных ситуациях. Думаю, что именно ценности и принципы формируют личность.

1 фаза

Мои друзья знают, что во мне есть одна склонность, которая периодически, в разные периоды моей жизни очень мешает мне. Именно она является причинной моих ссор и перепалок с окружающими меня людьми.

На самом деле, я очень легко(по крайней мере внутренне) поддаюсь на провакации и всевозможный стеб. Вернее, если говорить языком фактов, то это провокацией может быть и вполне обоснованная критика, или любое замечание, ставящее под сомнение мою “картину сознания”. Причем тут довольно трудно вспомнить какой-то опредленный случай, потому что они случаются практически каждый день и обычно вовлечены в это бывают различные люди.

Проблема не в том, что я ведусь на конфликт, а в том, что я не могу им управлять. То есть гнев от того, что человек посмел что-либо сказать по поводу моих принципов, внешности, умственных способностей и т.д. настолько сильно мною овладевает, что разум отключается, глаза наливаются кровью и все, сказанное мною, уже не проходит сквозь призму разумных доводов в защиту моей точки зрения. Причем под категорию провакации я подвожу, как невольно отпущенную шутку, так и категорическое несогласие с моей точкой зрения на тот или иной вопрос.

Например, недавно в рамках выполнения большого семестрового учебного проекта, мой товарищ по команде высказал диаметрально противоположное мнение, относительно всей концепции проекта (там были варианты бизнес-моделей и видения всей картины бизнеса в будущем). Я выступал за то, что генерация денежного потока будет осуществляться 1 способом, а товарищ сказал, что такое невозможно и генерация должна осуществляться вторым способом.  В конфликт окзались вовлечены все остальные члены команды, однако они не вмешивались, позволяя нам приводить друг другу различные аргументы (к слову мои состояли из одних эмоций, хотя и до и после конфликта я знал несколько весомых контраргументов, доказывающих мою правоту).

При этом особенных, присущих именно нашей команде, норм не было нарушенно, постольку поскольку единственной нормой, ставшей благодаря ранним прецендентам были периодические споры между мной и данным человеком. В итоге, я уступил, но при оценке проекта отсутствие пунктов, на которые я указывал снизили нашу итоговую оценку. Морально я чувствовал удовлетворение и думал, что человек признает свою неправоту, однако по факту он лишь поддверг сомнению решение преподавателя.

По сути, конфликт продолжается в потушенной, тлеющей форме(по крайней мере у меня), потому что после этого случая, любое утверждение данного человека вызывает у меня гнев и желание доказать его неправоту.

2 фаза

То, что было написано выше про пример с выполнением проекта и моими соображениями по этому поводу — больше мотивировано выполнением задания, а не желанием разобраться в себе. С этого момента, всё, о чем пойдет речь далее, будет обусловлено глубинным анализом себя, появившимися новыми обстоятельствами и более детальной проработкой.

Когда я начал рисовать схему рефлексии и смотреть на ситуацию со стороны, то понял, что в вышеизложенная ситуация и многие подобные, действие окружающих я расцениваю как прямой вызов себе. Когда я шел на этот курс, я думал, что все-таки у меня нет проблем в области конфликтологии…возможно есть какие-то комплексы. Но в процессе изучения материала, я как-то понял что комплексы это ведь тоже конфликты-возможно со своим прошлым, возможно со своим настоящим. „К счастью”( смысл именно в кавычках),   последние два месяца, я начал чувствовать себя очень одиноко и очень ужасно. Одиночество обусловлено отдалением от друзей, которых я приобрел за первые полгода жизни в Москве (я здесь с конца лета 2010 г.) и полным отсутствием единомышленников. У меня уже был подобный период в жизни в 10 классе. Тогда у меня так же был некий переходный период, когда мои старые  друзья ушли после 9 класса и мы как-то перестали общаться, пришли же на их место новые люди, отношения с которыми у меня не то, чтобы не заладились,но как-то не хотелось дружить…или мне казалось, что им не особо хочется.В добавок ко всему мой на тот момент лучший друг в классе стал как-то отдаляться и в какой-то момент мы вообще перестали общаться..Это было в феврале-марте 2004…Сейчас я чувствую то же самое-ощущение, что меня все бросили. Причем не просто так получилось, а сознательно и я постоянно пытаюсь анализировать, а почему так вышло…Что стало причиной?

И строю кучу гипотез, предположений.

Я связываю первый случай описанный мной выше и вторую ситуацию между собой, потому что в обоих случая то, каким образом поступали люди мною расценивается, как их сознательное действие -прямой вызов мне…Т.е. это не я отдалился, а именно “меня бросили”. Такие микро вызовы случаются постоянно и внутренне я часто чувствую в них проигравшим. И я стал задумываться- может быть нет никакого вызова? Да и даже если есть, почему я «парюсь» по этому поводу? И проблема как раз-таки во мне, потому что «поединок» происходит в моей голове и проигрыш так же происходит в моей голове..Сегодня произошел очень ярко характеризующий данную гипотезу, случай. Мы готовили проект для выступления на одном из семинаров в паре с девушкой. Увидя работы наших конкурентов, не обсуждая, мы оба пришли к выводу, что наши соперники сделали гораздо более сильный анализ проекта. Далее следовала фраза от девушки»Только пожалуйста не извиняйся перед аудиторией и не говори, что у нас убогая презентация»… В этой фразе проскальзывает мысль, что заранее я признал себя проигравшим и сразу об этом декламирую всем…причем это уже видно окружающим.

Сейчас почти 4 утра и все мои рассуждения, что написаны выше наверно не отличаются последовательностью, но они отражают видение проблемы именно то, как я ее сейчас вижу.. она так же не  является для меня логически разложенной…она сумбурна…и ее проявления я вижу во многих вещах, что со мной происходит.Собственно, я и хочу разложить проблему на понятные мне составляющие, и разработать инструменты по трансформации  этих составляющих в то состояние, которое я бы хотел, а это приведет к трансформации уже проблемы к состоянию, которое я хочу, а именно к отсутствию или неявному проявлению.

Психология неудачника

Кто-то из нашей группы, при определении своей проблемы говорил, что у него конфликт с родным человеком из-за несовпадений ожиданий. У меня примерно то же самое, только усложненное тем, что происходит несовпадение ожиданий к самому себе с реальными действиями и результатами действий и конечного выполненного «плана ожиданий». Т.е. я ставлю видимо настолько высокую планку, что не веря в ее достижение(или по любым другим причинам), даже иногда не предпринимаю никаких действий для реализации программы, в итоге получаю результат, который вообще никак не устраивает мои ожидания. Причем это происходит во всех сферах жизни — от профессиональной до личной. Вот, например, как это устроено в области личной жизни:

Я уже месяца 4 хочу взяться за свою личную жизнь-если не отношения, то хотя бы увеличить количество знакомств и свиданий (видение, ожидание).

Однако видя симпатичную девушку и думаю подойти к ней или нет c целью знакомства, все чаще (а если честно, то последнее время почти всегда) не решаюсь это сделать( проявляется бездействие).

И каждый раз, видя какие-то пары на улице, держащиеся за руки или просто в минуты свободных мыслей, мое сознание напоминает мне об этом, как о «невыполненном плане»( проявляется неудовлетворение результатом).

Получается, что я уже заранее проигрываю..даже не начав ничего не делать и предпринимать, а самое главное — такие минипроигрыши случаются каждый день.

Когда я разбирал себя с точки зрения манипулирования, то понял, что я пассивный манипулятор, который ноет, но самое интересное, что ною я не наружу, а внутрь..выгрызая остатки уверенности. И я точно понимаю, что если дальше так же продолжится, то в какой-то момент я буду уже относится к «нераскрывашимся потенциалам- неудачникам».

3 фаза

Вспоминая мой пример с конфликтом и критикой идеи в группе, я не могу припомнить ни одного случая, когда я получал бы удовлетворение от выигрыша конечного проекта при победе моего оппонента в этом словесном поединке. Наоборот, неудача всего проекта приносила мне удовлетворение и возможность напомнить товарищам «ну я же говорил» (именно то, о чем я упомянул в конце описания примера, в самом начале эссе). А главное тут то, что для меня первоочередным выступало всеобщее признание факта моей правоты. Мне не хватает этого знать лишь внутри…     Продолжая размышления в данную сторону, я начал вспоминать различные случаи внутреннего дискомфорта, сквозь призму важности для меня внешнего влияния. И это принесло свои плоды — в очень многих своих начинаниях я отходил от того «а что скажут люди на это?». При общественном одобрении я чувствовал себя на “7 небе от счастья”, а при всеобщем порицании был готов “провалиться сквозь землю”. А критика отдельного элемента общества для меня- есть посягательство на мою возможность насладиться «всеобщим признанием», поэтому никакая критика для меня, сказанная на глазах общества НЕ МОЖЕТ БЫТЬ КОНСТРУКТИВНОЙ. Итак, одна гипотеза доказана — общество для меня есть почитаемая и обоготворяемая сила и оценка общества (а так же отдельных его представителей) для меня является критерием счастья. Причем именно из-за этого довольно часто ценности общества заменяют мне свои собственные. Т.е. зная отношение общества к различным ситуациям и, не желая общественного порицания, я подменяю свои ценности тем, что угодно моему окружению (раньше такое было гораздо чаще, теперь- реже). Причем после этого, я сам корю себя за такой конформизм. Это как после пьянки, когда на утро просыпаешься с ужасным состоянием, головной болью и самое ужасное — душевными муками, вспоминая, что творил ночью…так же и у меня- по прошествии какого-то времени, я корю себя за свое действие или бездействие, которое противоречило моим желанием и ценностям (причем внутреннего конфликта желаний и ценностей у меня нет).

Сделав схему конфликта, можно понять, что происходит:

 Зеленый круг-это мое,  внутреннее я, мои ценности, принципы, фильтры реальности и т.д. Внешние круги – это всевозможные референтные группы, а так же отдельные “сильные” представители общества. Стрелки — это их направленное влияние на меня. По сути, при соприкосновении с границами “моего круга” и происходит скрытый конфликт, в котором я заранее оказываюсь в проигрышном положении и все становится, как на следующем рисунке — их принципы и ценности становятся “вдруг” моими.

Конечно же, так происходит не всегда и на моей памяти есть примеры, когда я мог противостоять, но если говорить  систематически, то вышеописанная картина проявляется часто.

Чего бы я хотел?

В моем идеальном представлении схема конфликта выглядит следующим образом:

А именно, чтобы при попытке оказать на меня вредное влияние, включались мои внутренние механизмы борьбы с этим влиянием и, в конечном счете,  я оставался бы со своей системой ценностей.

Эта трансформация не предполагает, что я хочу стать закрытым и огородиться от общества, дабы не вступать в конфликт с ценностями общества. Наоборот, я хочу больше общаться, быть открытым к новому, принимать и понимать чужую точки зрения, уважать позицию, но ни в коем случае не подменять чужим мнением свое.  Видимо бурная внутренняя реакция на критику, есть следствие вышесказанного, т.к. подсознательное “Я” чувствует, что общество (или отдельный представитель этого общества) хочет навязать мне свою точку зрения, подменить мои ценности, и от этого я закрываюсь и перехожу в “оборону”, не видя  и не слыша ничего вокруг.

Позиционирование-характер-личность

Я не зря решил связать эти слова, потому что считаю, что это вещи, которые определяют друг друга, причем влияние — взаимное. Позиционирование невозможно без соответствующего ему характеру. Но что такое характер.…Говоря простым языком — это набор ценностей и принципов.

Я решил провести небольшой эксперимент. Понятно, что довольно часто первоначальное мнение о человеке хоть и формирует некое представление о нем, однако оно не окончательно и после какого-то периода общения (до того, как мы стали близкими друзьями) у нас это мнение может поменяться. Мне было интересно, что про меня думают люди, с которыми я общаюсь не настолько долго, чтобы мы были близкими друзьями, но и не настолько мало, чтобы не знать, что я из себя представляю.

В откровенной беседе я попросил каждого из них описать меня и ответить на вопрос ”доверился/ась, ли бы ты мне в тяжелой ситуации”.  Итог этого эксперимента оказался довольно противоречивым – общее мнение таково, что у меня нет четкого позиционирования и, несмотря на какие-то положительные качества, никто не знал, как меня четко охарактеризовать. Эпитеты были следующие: “какой-то мутный”, ”прозрачный”, ”не твердый”. Никто бы мне не доверился. Все присущие мужчинам качества, практически отсутствуют. К слову сказать, для меня это было открытием, потому что я всегда считал, что я “такой клевый, успеваю везде и вся, всем нравлюсь и все от меня в восторге”. Как оказалось, именно желание успеть везде поучаствовать, со всеми подружить, понять всех (или перенять их точку зрения) и т.д. привело к тому, что меня вообще никак не воспринимают окружающие.

Изучая теоретический материал на данную тематику, я натолкнулся на концепцию личности Петровского А.В. [2]  в которой он утверждает, что выбор человека во многом определяется группой. Собственно и личность формируется под воздействием наиболее важной референтной группы. На протяжении всей жизни, я всегда старался дружить и быть в хороших отношениях со всеми (семья, близкие друзья, одногруппники, одноклассники, друзья по театральной труппе, друзья по секции самообороны, друзья с работы и т.д.) Поэтому, довольно часто меня в шутку наиболее близкие друзья называли ”Фигаро”.  Следуя логике, предложенной  Петровским, получается, что и характер человека определяется под влиянием наиболее значимой референтной группы. В моем случае, из-за обилия различных по духу, ценностям и принципам групп, формирование отдельных ярко-выраженных черт характера не произошло из-за явного распыления моего внимания. Отсутствие ярких черт привело к тому, что у меня нет четкого позиционирования по отношению к внешнему миру.

Копнув еще глубже, я  вывел такую пирамиду причинно-следственных связей, в которой восприятие меня окружающими — это лишь вершина айсберга: 

Одна из гипотез, выдвинутых мной, в процессе создания данной пирамиды, заключается в том, что в процессе развития и становления меня как личности, часть базовых ценностей не была сформирована. Проблема в том, что я чувствую потребность в этой части и подсознательно стараюсь заполнить эту пустоту с помощью отдельных референтных групп.

 Самоопределение

Если представить схематично, то все ценности человека-это некий фундамент, на котором принципы, как следующий уровень, привычки, желания и т.д., до последнего уровня, который выражается в конкретных действиях человека в той или иной ситуации. Однако, на мой взгляд, этот процесс обоюдный. Т.е. выполняя определенные действия несколько раз с определенным мотивом и объяснением для себя, можно добиться того, что  через какое-то время на основе этих объяснений сформируются принципы того, как поступать в аналогичных ситуациях, а затем и выразится ценность.

Первый этап-это выбор методологии решения проблемы. За основу я взял концептуальную схему самоопределения. Если представить ее схематично, то выглядеть она должна, примерна так:

Самоопределение= самопредъявление+самопреодоление.

В данном случае под самопредъявлением — я понимаю ограничения и условия, в которые я сам себя ставлю (красные линии), а под самопреодолением — некие сдерживающие силы, мешающие этому (страх вступить в конфликт с чужими ценностями, желание принять внешнее мнение и т.д.) .

Недовольная мина – это то, что я представляю сейчас и это исходная точка в моем самоопределении.

Улыбающееся лицо-это целевое внутреннее состояние удовлетворения (мои ценности = мои ожидания = мои действия) и целевое внешнее состояние восприятия окружающими меня как личности.

Преодоление каждой из сдерживающих сил будет требовать от меня максимальной вовлеченности, желания и упорства, и я прекрасно понимаю, что на первоначальном этапе будет очень трудно, поэтому “линия развития”  имеет изогнутую форму. На данном этапе главное не выходить за рамки ограничений.

На каждом этапе тренда я буду вступать в конфликт — первоначально это будет конфликт с собой и своим страхом, а в некоторых случаях за этим последует конфликты с представителями внешнего окружения.

Следующий этап после формирования общей концепции самоопределения- это описание каждого из элементов схемы, а именно:

  1. Ограничений.
  2. Тренда.
  3. Барьеров и сдерживающих сил.
  4. Исходного и конечного состояния.

За ограничения я возьму набор неких принципов, которыми я буду руководствоваться при принятии решений в различных ситуациях. Принципы эти взяты не случайно – в процессе анализа истории общения с различными людьми за прошедшие годы (благо средств коммуникации современный компьютерный мир дает достаточно и история сохраняется), я понял, что у меня был период наиболее ярко выраженного позиционирования.  Тогда, в глазах окружающих я представлял собой целеустремленного, открытого, креативного, приятного в общении молодого человека, готового прийти на помощь, умеющего удивлять и знающего точно, что он хочет.

Всего я составил 20 принципов. Думаю, что часть из них я отсею и оставлю не больше 8. Примеры:

  • Постоянное расширение восприятия
  • Вера в себя и собственного “бога”
  • Отказ от time- killer процессов
  • Игра наступает лишь, когда нарушаешь правила
  • Креатив для окружающих, но мнение независимо от них
  • Знакомства и путешествия — часть жизни
  • Понимание чужой позиции
  • Вызов обществу
  • “Правда дороже золота”
  • Жить сейчас

Все эти принципы отвечают на два главных вопроса, а именно “кто я такой?” и “как снизить важность общества”.

Под трендом я понимаю совокупность инструментов и упражнений, которые будут отвечать принципам и помогать мне в достижении моей цели. Конечно, выполнение этих упражнений будет сопряжено с внутренним и внешним сопротивлением (с конфликтами), барьерами и сдерживающими силами. Однако, я придаю конечному результату феноменальную важность, потому что  он должен определить мою дальнейшую жизнь.

Исходное состояние-это то, что я представляю сейчас в совокупности моих внутренних переживаний, действий (бездействий), а так же последующее за этим внешнее восприятие меня окружающими, которое выражается такими характеристиками, как “прозрачный, бесхребетный”.

Конечное состояние — это внутренне удовлетворение от своей жизни, соответствие ожиданий, требований и действий. Желаемое внешнее состояние, это восприятие  меня окружающими, как целеустремленного, открытого, креативного, волевого, обаятельного, знающего точно, что он хочет молодого человека.

3 этап – создание самих инструментов, т.е. наборов каких-то упражнений и действий, которые помогут мне преодолеть разрыв в том, что я хочу и тем, что я сейчас представляю собой. К каждому из принципов я сделаю несколько упражнений, расставлю по ним нормативы и сделаю небольшое описание и предпосылки данного принципа. Возьмем, к примеру, принцип “Жить сейчас”. Он влияет на оба вопроса, т.к. зачастую, когда мне предлагается опция  что-либо сделать, я очень много времени трачу на обдумывание каждого из вариантов. Это проявляется как на бытовом операционном горизонте (при выборе чая или кофе), так и на тактическом и стратегическом (я очень долго не решался на прыжок с парашютом и не знал, как поступить). Такая нерешительность формирует в глазах окружающих представлением меня, как человека, который точно не знает, что ему нужно от жизни.

Суть упражнения состоит в том, чтобы делать секундный выбор в пользу того, о чем подумалось сразу.

Принцип “Игра наступает лишь тогда, когда нарушаешь правила”. Я посчитал, что буду выполнять упражнение следующим образом: каждый день в течение первой недели я буду делать по 1 поступку, который является неким вызовом себе, т.е. то, что я обычно не делаю. Следующую неделю таких действий будет по 2 на каждый день, далее 3 и т.д.

Частично мною выполняется это упражнение. Например, я никогда раньше не ходил в метро “против толпы” в час пик. Сейчас, каждое утро последние 3 недели я делаю так всегда. По ощущениям — первые несколько раз было страшновато, но интересно, через неделю внутренне не хотелось идти, т.к. знал, что там будут толкаться, кто-то будет ругаться и придется быть в тесноте, последнюю неделю я против течения уже без эмоций, т.е. это стало для меня обыденным. Так же данным таким же проявлением данного принципа были мои попытки обращаться на “ты” к преподавателю. Несмотря на то, что это была некая рекомендация, в том обществе, где я находился, а именно в нашей группе, обращаться к старшим людям на “вы” считалось нормой. Я ее нарушил 2 раза и в те моменты чувствовал неимоверное смущение, но и одновременное удовлетворение от того, что сделал это.

Естественно я понимаю, что волевой человек-это не тот, который идет всегда против толпы. Однако именно готовность в нужный момент идти наперекор всем и отличает таких людей.

Таким же образом мною будут расписаны каждый из последующих принципов, но отдельные упражнения я начал выполнять.

Вместо заключения

Уважаемая Любовь Николаевна, за эти несколько месяцев по отношению к Вам и к предмету в целом я испытал различные диаметрально противоположные чувства. Моим мотивом записаться на курс было предположение, что там будет “жесть” (ну раз конфликтменеджмент), а какого-то ярко выраженного конфликта в моей жизни не было — я просто “плыл по течению” избегая воронок и встречных поток. Первые несколько занятий мне не особо нравилось, наверно потому что тема, которую я определил, была очень поверхностной (как я позже понял) и совсем не отражала то, что я хотел бы в реальности получить.

Однако правильно люди говорят, что “никогда ничего просто так не случается” и в моей жизни произошли события, о которых я писал в первой половине моего эссе. Благодаря такому негативному вдохновению, я стал углубляться в свою тему и понял, что это совсем не корень проблемы.

Конечно же, 12 страничное эссе и небольшой анализ не принесут такие изменения в жизни, которые я себе наметил, однако они дали необходимый толчок и понимание проблемы. И вот за это огромное Вам спасибо!

Список использованной литературы:

Ассаджиоли Роберто «ПСИХОСИНТЕЗ»(c) Русский перевод Владимира Данченко, 1990

  1. Введение в психологию.  Под ред. Петровского А.В. М.: Академия, 1996
  2. Цой Л.Н «Практическая конфликтология. Книга первая» Москва: «Глобус», ООО ИЦП, 2001.
  3. Цой Л.Н. «Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов 111 ответов». — М.: Книжный мир, 2007
  4. Юнг Карл Гюстав «Психологические типы» М: Мидгард,2006

Как возможно мыслить КОНФЛИКТ и какие есть ресурсы для его разрешения

Конфликтология и конфликты