Яндекс.Метрика

Встреча с Г.П.Щедровицким

Встреча с Г.П.Щедровицким

Цой Л.Н.

 ММК                                                                                    Впервые я услышала о методологическом движении и о Г.П.Щедровицком  от В.С. Дудченко, который в 86-м году проводил семинары на философском факультете МГУ, начала выезжать на его игры, через некоторое время стала главным конфликтогеном в его команде. И в одной из доверительных бесед после очередного конфликта на игре Вячеслав Сергеевич отметил мою интеллектуальную ущербность и ограниченность.
Настроение – хуже некуда: конфликт с командой игротехников, конфликт с собой, конфликт с Дудченко В.С.   После нескольких игр я уволилась с работы, потеряла всех подруг, некоторые друзья стали меня избегать. Во мне начало формироваться чувство никчемности и неполноценности.
11 июня 1991 года еду в метро из МГУ. Смотрю, напротив сидит Г.П. Щедровицкий. Мы не были лично знакомы, но я его как-то видела в Институте философии РАН.

Подхожу и говорю: здравствуйте, Георгий Петрович. Он здоровается и спрашивает: а вас как зовут?.. Так очень просто мы и познакомились.
Оказалось, что он едет на семинар, и я могу присутствовать на нем. До семинара оставалось часа два, у нас было время беседовать на разные темы. Мы ходили вокруг бассейна у станции метро «Кропоткинская» и разговаривали, в основном   о конфликтах, которые обострились в моей жизни после того, как я стала принимать активное  участие в инновационных и орг.деятельностных играх.

Я ему рассказала о конфликтах  на играх, о конфликте с   Дудченко В.С., сказала, что хочу серьезно, как социолог, разобраться в вопросе – почему на играх обостряются конфликты, что происходит с человеком и что с конфликтами можно делать.
Георгий Петрович говорил о конфликтах, как о чем-то обыденном, его просто интересовала тема, которая мне казалась, чуть ли не патологической.
Но еще интересней было то, что когда мы пришли на семинар, обсуждались на нем наметившиеся конфликты между «стариками и молодежью», и сквозь призму конфликтов рассматривалась проблема развития СМД движения. Звучали неизвестные мне имена и фамилии (Кукушкин, Сиротский, Исаев, Садовенко). Запомнилась чья-то фраза «Старики сплотились, образовали каре и выставили пики». Кто-то рассматривал конфликт между Исаевым и Сиротским как ситуацию конкуренции и борьбы за то, кто будет объявлен после смерти Г. П. Щедровицкого его учеником (было сказано: «после вашей кончины»…).
У меня мелькнула мысль: как же так можно при живом человеке говорить о его кончине?.. А Георгий Петрович сидел спокойно и задавал разные вопросы, обсуждал ситуацию, словно это его вовсе не касалось.
Насколько я поняла, вопрос вхождения новых участников в СМД движение был главным. Если «старики» держат рамку движения, то молодые приходят и разваливают ее, это показывает, что движение – организм живой.
Запомнились следующие тезисы Георгия Петровича:

— нет коммунальных проблем, есть коммунальная форма обсуждения;
— есть обсуждение конфликта рефлексивное и нерефлексивное»
— содержание лежит в культуре. Культура функциональна. Культура в процессе трансляции, культура в истории, культура задействована в производстве деятельности;
— содержание лежит в деятельности. Но его еще надо увидеть. Понять!;
— традиции и память могут иссякнуть. Их сохранить можно в мыследеятельности (в мышлении).

И так случилось, что именно после той встрече и на  том семинаре я осознала свое профессиональное и экзистенциальное самоопределение. Ушла с него  с  главным выводом: конфликты – норма в ситуации развития, и я буду их исследовать, изучая социальные конфликты одновременно с процессами собственного развития.
Я защитила кандидатскую диссертацию, написала более 80 научных работ по проблематике конфликтов, преподаю в вузах, консультирую, провожу инновационные семинары-тренинги. Главное, чего я не делаю – я не учу уходить от содержательных конфликтов.
Вряд ли где еще мы обнаружим такое же интеллектуальное пространство, какое было создано Георгием Петровичем, где сотни, если не тысячи людей смогли вдохнуть глоток свежего воздуха и нарастить степень интеллектуальной свободы. А кроме того СМД движение и ОД игры формировали среду, в которой актуализировался конфликтный потенциал их участников. Я уверена, что такой потенциал каждого человека – это национальное богатство общества. У России он есть, именно поэтому появляются личности, которые оставили и еще оставят глубокий след в отечественной культуре.
Проводя семинары по аналитике конфликтов, читая лекции в вузах, я рассказываю студентам о жизни и деятельности Г.П. Щедровицкого.

Щедровицкий Георгий Петрович — философ и методолог, общественный и культурный деятель; кандидат философских наук, профессор. Родился в Москве. Окончил философский факультет МГУ (1953). Создатель научной школы, лидер основанного и руководимого им на протяжении 40 лет Московского Методологического Кружка (ММК) и развернувшегося на его основе методологического движения. Отстаивал деятельностный подход в оппозиции к натуралистическому, рассматривая мир как деятельность. Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности…  («Из книги «Философы России XIX-XX столетий»»).

ММК в лицах.  Проект – М.С.Хромченко. — 2007.

Памяти Г.П.Щедровицкого

XX Чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого

 

Конфликтология и конфликты