Яндекс.Метрика

Вызовы современного мира: конфликты и развитие

Вызовы современного мира: конфликты и развитие

 Вызовы современного мира: конфликты и развитие

Цой Л.Н.

Аннотация.  В статье  обращается внимание на вызовы глобального  мира, с которыми сталкивается молодежь, показана специфика вызовов ХХI века, раскрывается место и  роль конфликта в развитии личности.

Ключевые слова: конфликт, глобальный вызов, конфликт, референтная группа, индивидуальность, коллективность,  развитие личности.

Введение.

Молодежь в силу специфики своего социального положения, находится на пике социальных противоречий и конфликтов в любом современном обществе. Во-первых, как становящийся субъект общественных отношений, она осуществляет поиск собственной социальной ниши, находится в процессе достижения собственного статуса, далеко не одновременно достигая устойчивого» положения в разных сферах общественной жизни. Обретение самостоятельности, становление социальной зрелости для молодого поколения в условиях префигуративной культуры неизбежно происходит через конфликт.  (Префигуративная культура (ПК)- тип культуры, в которой взрослые учатся также у своих детей. ПК  отражает то время, в котором мы живем, это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Образование должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации.[1])   Прежде всего, это конфликт по поводу статусного продвижения, по поводу повторения опыта и творчества, преемственности и новаторства, простого воспроизводства и создания нового социального качества.

Социальные факты современного мира

          ХХI век – век  развития информационных технологий, перевернул многие представления о современном мире.   

  1. Образование перестало быть прерогативой только государства. Дипломы вузов  и реальные компетенции, навыки и практические знания, полученные за пределами государственного образования —  конкурируют друг с другом.
  2. Нет того, что можно скрыть (нет тайн), все становится явным. (Wikileaks, разоблачения  Э.Сноудена). В этом плане публичные люди находятся в зоне риска быть разоблаченными в своем прошлом.
  3. Доступность  каждого к любому лицу   информационно – техническими  средствами.  Президенты, политики, знаковые лица  – стали доступны в коммуникации каждому человеку.
  4. Каждый человек имеет средства визуализации любой реальности. Может создать любую вещь средствами визуализации.
  5.  Каждый человек может творить  свой виртуальный/внутренний мир, картину мира, выбирать своих Богов и покровителей.
  6. Информация распространяется быстро, а потому  посеять панику или спровоцировать конфликт/войну, для  этого уже не требуется много времени.
  7.  Финансовый и промышленный капиталы приобрели глобальный характер и сформировали  сверхобщество,  в котором малая часть   владеет  большей частью всех благ и ресурсов мира. Пропасть между богатыми и бедными увеличивается.

Эти факты  не только указывают на наличие сверхизбыточной информации,  усиление хаоса и  конкуренции, но и  усиливают  борьбу между теми, кто выживает и теми, кто  борется за господство над ними

Глобальный мир находится в состоянии гибридных войн    и   бросает  вызов  каждому современному человеку, деятельность и жизнь которого должна быть  уже  не только познавательной или исследовательской, а  скорее инженерной, конструктивной, преобразовательной. Не вызывает сомнения тот факт, что современный человек живет в агрессивной среде, выжить в которой сможет только тот, кто будет  оснащен ресурсами: интеллектуальными, физическими, экономическими, психологическими и  пр.

Глобальные вызовы

Молодежь столкнулась  с  глобальными  вызовами и  вынуждена искать средства не просто выживания, а принятия на себя ответственности за свое развитие, за  будущее, за качество жизни в этом мире.

Первый – это вызов других людей.

Отвечая на этот вызов, молодой   человек учится у тех, кто для него является образцом, чтобы стать как другие  (успешные, умные, предприимчивые, богатые, конкурентоспособные, привлекательные  и пр.)  или выиграть у них.   Конкуренция, ум, творчество, талант, новации  и риски – привлекают молодого человека, которому предстоит процесс освоения чужого и накопление собственного опыта (как побед, так и поражений).

Второй вызов «бросает» культура.

Этот вызов    для тех, кто принимает его и осознает, что для него лично  задача усложняется.   В культуре собран опыт предыдущих поколений, а средством его обобщения,   упаковки,  копирования и трансляции являются тексты.   Тексты стали доступны любому грамотному человеку,   передача опыта  стала массовым явлением

Третий вызов —  это вызов миру информации. 

Это вызов всему, что тотально  захватывает сознание человека и превращает его в  исполнителя машины.              Интернет переполнен разного рода информацией, в которой пользователь  теряет ориентиры, а потому есть большой риск  стать  материалом разного рода интеллектуальных инструментов и машин, информации, придуманных  и добытых до нас.

Вроде бы ответ  на эти вызовы состоит в том, чтобы перестать быть  материалом  для машин, информационных вирусов и рефлексивно осознавать свой выбор,  применяя знания, технологии и средства целевым образом в деятельности, соблюдая принцип экологии по отношению  к себе и окружающему миру.

Индивидуальность и коллективность: объективное противоречие

Специфика молодого человека, в отличие от других возрастов, заключается в том, что  он, в  первую очередь,  ориентирован на свою уникальность   и  индивидуализацию, ему хочется изменений и развития  в большей степени, чем приспособления, и в этом плане он находится в противоречивой ситуации. С  одной стороны ему предстоит  «включиться»/скооперироваться   в систему общественных отношений, интегрировать  их как личностно значимых, а с другой стороны — сохранить свою индивидуальность и не раствориться в общественном/коллективном, которую представляет референтная группа. Референтная группа – это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. Но с какой бы референтной группой не встретился молодой человек, источником развития его личности, выступает противоречие между потребностью  в персонализации (быть уникальной личностью) и объективной заинтересованностью референтной группы подчинить себе личность, использовать ее потенциал в интересах стабильности и развития группы. С одной стороны, референтная группа  максимально сглаживает  индивидуальные устремления, с целью минимизации разрушительных тенденций для группы. С другой стороны, личность формирует индивидуальные установки, направленные на достижение индивидуальных (частных) целей и интересов, которые могут идти в разрез с интересами референтной группы. Молодому человеку придется в первую очередь научиться разрешать внутриличностные и межличностные конфликты, ибо любой разработанный им проект, инновационный и привлекательный,  прибыльный и экономически выверенный, любая идея, без организации эффективно действующей группы специалистов и коллектива, без культуры  разрешения конфликтов и согласования интересов, обречены на провал. Необходимо зафиксировать, что в общественном сознании отсутствует  рациональное-конструктивное отношение к конфликту.

Общественные стереотипы о конфликте, препятствующие развитию личности

             В общественном сознании укоренилось отрицательное отношение к конфликту, потому, что  мало кто сомневается  в том, что:

  • Конфликт вреден и опасен для человека, организации, государства и общества.
  • Конфликт показатель плохой работы руководителя (менеджера).
  • Конфликтный человек опасен.
  • В организации не должно быть конфликтов.
  • От конфликта надо уходить и не обсуждать его в коллективе.
  • Конфликт — это состязание, в котором  победа будет за сильнейшим.
  • В конфликте надо обязательно победить.
  • Конфликт разъединяет людей.
  • Конфликт — это стресс, в конфликте человек теряет здоровье и приобретает  психосоматические заболевания.
  • Конфликт показатель болезни организации.
  • Основной причиной конфликта в организации является плохое управление.
  • Причиной конфликтов являются личностные характеристики людей.
  • Конфликтный человек — это агрессивный человек.
  • Конфликт не бывает  без насилия и агрессии.
  • Гармонические отношения не совместимы с конфликтными отношениями.

Негативное отношение к  конфликту, как к ситуации столкновения (конфликт)  интересов, ценностей, мнений целей — вполне устраивало советское общество, в котором для разрушительных конфликтов не было почвы.  Советское общество «развивалось»  по бесконфликтной модели,  парткомы и профкомы знали,  как разрешать  конфликты  в организациях или в семьях.   Разрушение СССР и признание ценности демократии и рынка в российской конституции —  вынуждает признать столкновение (конфликты) разных интересов и  борьбу за рынки, а также борьбу за власть и  влияние на нее — как НОРМУ. Поэтому разрушение сложившихся в советское время общественных стереотипов — это одна из задач  конфликтологии.

В общественном сознании доминируют три  образа, при упоминании слова «конфликт».

1 .   «Пауки в банке», «Кипяток», «Ураган», «Цунами», «Неуправляемая стихия», «Серпентарий»).  Такой образ конфликта ассоциируется  с опасностью, разрушением, риском. Отношение к нему (конфликту) отрицательное, так как в нем нет в ничего хорошего, теряется здоровье, отношения с самыми близкими людьми, потеря  работы и т. п.

2. Конфликт как  средство, инструмент  — «Артподготовка» перед боем», «Экстрим»). Конфликт как   рациональный способ диагностики ситуации. В этом плане, отношение к конфликту положительное, т. к. он позволяет увидеть то, что невидимо вне его, испытать коллектив на прочность, ясно увидеть своих и чужих.

3. Конфликт – это стихия, которая  разрушает («Вулкан»). При выбросе вулканической смеси можно обнаружить крупицы драгоценных металлов и  пустую породу.   Но на месте разрушения возможна и новая жизнь. Часто, такой образ формирует отношение к конфликту, которое зависит  от личных потерь или приобретений: если потеряю, то плохое отношение, если приобрету, то отношение хорошее.

Отрицательное отношение к конфликту является следствием тотального  отождествления конфликта:

  • с насилием,
  • враждебностью,
  • с агрессией,
  • с негативными  эмоциями,
  • с разрушением.

Непрофессиональный взгляд на конфликт заключается в искажении его сути, страхе перед ним, неспособности справиться с последствиями стрессов и нежелании (или неспособности) видеть в конфликте конструктивный потенциал  людей и организации.

Место конфликта в развитии личности.

О важной функции конфликта в развитии личности  писали многие философы и исследователи.

Э. Эриксон  выделил восемь стадий развития личности и показал, что каждая из этих стадий  сопровождается кризисом, который рассматривается им как поворотный момент, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и предъявляемых к индивиду социальных требований.   Конфликты играют важнейшую роль, но они означают не угрозу катастрофы, а поворотный пункт и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации.  Каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий, а знание того, как человек справляется со значимыми жизненными проблемами, составляет «единственный ключ к   пониманию его жизни».[2]

Выготский Л.С. считал, что движущей силой   развития является  образование и обучение, он отводил особую роль игре и преодолению кризисов в процессе развития ребенка. [3,с.26]   Процесс развития имеет внутренние законы самодвижения. [4]   Обучение создает зону ближайшего развития, т.е. вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывают весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.[4]  Развитие — есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях. Уровень актуального развития ребенка показывает успехи развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное  развитие на завтрашний день. Зона ближайшего развития может быть рассмотрена нами, как  зона самоорганизации, в которой ребенок пробует собственные силы и возможности, а педагог помогает ему в осознании процесса самоорганизации. При переходе к подростковому возрасту возникает кризис как результат качественной перестройки личности подростка, когда появляется потребность во взрослости.

Леонтьев А.Н. пишет, что в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности.[6]   Каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.  Переход от одного периода развития к другому может протекать литически (спокойно) и критически (с кризисом). Кризис может возникать на различных этапах развития. Наиболее ярко проявляются кризис  в  самый первый кризис в развитии, резкое изменение ситуации развития, переход с биологического типа развития к социальному и кризис при переходе к подростковому возрасту. Потребность в утверждении своей самостоятельности может приводить ребенка к целому ряду конфликтов. Иногда конфликт возникает потому, что ребенок хочет получить в своем утверждении помощь от взрослых, а иногда, наоборот, старается противопоставить себя им.  Конечно, при учете взрослыми людьми новых потребностей ребенка и соответствующей помощи по формированию возможностей их удовлетворения кризисов можно избежать, обеспечив бескризисное   развитие личности. Однако в любом случае процесс самоорганизации является необходимым моментом при переходе ребенка к самостоятельности.

Элькони Д.Б. отмечает, что основным механизмом психического развития являются противоречия двух типов: между потребностями и возможностями ребенка и между уровнем развития ребенка и его неадекватной социальной позицией. Обострение противоречий порождает кризисы развития — переломные моменты развития.[7]  Сформулированный им закон чередования и периодичности разных типов деятельности (ориентация в системе отношений и ориентация в способах употребления предметов), показывает, что каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия, которые  становятся причиной развития. Необходимо специально подчеркнуть, что на каждой стадии развития всегда есть две линии одна — явная, другая — латентная. Та линия, которая на одной стадии развития была латентной, на другой стадии развития становится явной. По словам Д.Б. Эльконина, раскрыть психологическую сущность кризиса — значит, понять внутреннюю динамику развития в этот период.

Развитие личности есть процесс  ее интеграция в различных социальных группах, а источником развития личности, согласно исследованиям А.В. Петровского, выступает противоречие между потребностью индивидуума в персонализации и объективной заинтересованностью референтной группы.  Выделяется три фазы вхождения  в референтную группу: адаптация, индивидуализация и интеграция, в  которых происходят развитие и перестройка  структуры личности.[7]  Однако, с какой бы референтной группой не встретился индивид, ему предстоит разрешить противоречие между  потребностью   в персонализации (быть личностью) и объективной заинтересованностью референтной группы подчинить его себе, использовать его потенциал в интересах  стабильности и развития группы.  То есть индивиду придется самоопределяться и осуществлять свой выбор между интересами группы и своими интересами.

Личность — это субъект деятельности, производящий новый материальный или духовный продукт, а потому не все люди становятся личностями, считал Давыдов В.В., а только те, кто добиваются общественно значимых творческих результатов. Производство подобного продукта и есть творчество, а потому если последнее не осуществляется человеческим индивидом, то он еще не стал личностью, т. е. творчески действующим человеком.[9]   Давыдов В.В.   опровергал аргументы своих оппонентов, которые  полагали, что любой человек уже в детстве и юности становится личностью. В процессе формирования личностного начала, человек вступает в конфликт с существующими нормами, контролем,  технологизацией управления из вне, и вынужден  сам  себя организовывать. В этом смысле он становится мономоральным,[10]  проектируя себя в будущее, самоопределяясь  в новых условиях, вырабатывая свое отношение к  нормам и правилам совместного сосуществования с миром идей и людей, с миром вещей и природы и  со своим внутренним миром. В работах исследователей в области социологии, педагогики и психологии  утверждается, что  становление и развитие  личности (группового или индивидуального субъекта)  возможно только на пути преодоления кризисов и  разрешения конфликтов. Речь идет о конфликтах, которые испытывает человек   как амбивалентный процесс,[11]   и который  необходим для достижения связей внутри социальной системы.[12]     Осознание перехода от  организации (порядка и контроля)  к самоорганизации (самоконтролю и самоопределению)  и осознание себя в этом процессе,  является важнейшим условием развития личности. Самоорганизация проверяет на прочность  вновь сформированные качества личности на каждом этапе ее развития.

Резюме.

Таким образом, исходя из глобальных вызовов и проблем, которые придется решать молодому человеку, способность к проектированию собственной жизни может быть рассмотрена как антипод к способности приспособления, к адаптации, к определяющим факторам внешнего мира. Молодой человек должен быть готовы к защите и реализации своих проектов в ситуации современной конкуренции, как в стране, так и за возможности рубежом. Молодые люди  должны научиться распознать потенциальные конфликты, предвидеть их последствия, в контексте  развития собственной личности, своего поведения и принимаемых  решений.  В ситуации глобальных изменений, молодому человеку необходимо ответить на вопросы локального уровня:

  • Как научиться разрешать конфликты в своей  жизни и деятельности?
  • Как стать инновационно-ориентированным и конкурентоспособным?
  • Как обустроить зоны доверия в обществе тотального недоверия и в агрессивной среде?
  • Как  стать источником развития собственной личности и развития деятельности.

Литература

  1. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения: пер. с англ. / М.Мид. — М.,1988
  2. Эриксон Э.   Детство и общество. Пер. с англ. – СПб, 1996.
  3. Выготский Л.С. Стенограмма лекции «Проблема обучения и развития», 15 мая 1933 г. // Семейный архив Л. С. Выготского.
  4. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1983.; Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.;  Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. М., 1984.
  5. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1983.
  6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
  7. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избр. психолог, тр. / Под ред. Д.  И . Фельдштейна. М., 1997; Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  8. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.;  Петровский А.В., Ярошевский М.Г. «Основы теоретической психологии» М.?1998. Глава 14 «Принцип развития», «Развитие личности и проблема ведущей деятельности».
  9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.;Давыдов В.В.   Теория развивающего обучения. М.? 1996.

10. Термин раскрывается Литвиновым А.Е. «Мономоральный     человек приобретает в себе необходимый для свободы универсум и становится неуправляемым, он становится одиноким и самодостаточным». Доступ —   Проверено: 18.01.2015 г.

11. Амбивалентность (от латинского ambo – оба и valentia – сила) -двойственность чувственного переживания.

12. Козер Л. Функции социального конфликта //Социальный конфликт: современные исследования. М., 1991.

(Статья написана для сайта Московской школы конфликтологии)

март. 2015 год

___________

ЦОЙ Л.Н. СТАТЬИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ