Яндекс.Метрика

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФСОЮЗОВ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ХОДЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФСОЮЗОВ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ХОДЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ

Е. Н. Калинкин,

заместитель председателя Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (Москва)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФСОЮЗОВ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ХОДЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ (На материалах автотранспортных предприятий)

В настоящее время наиболее остро воспринимается ситуация, связанная с условиями функционирования предприятий автотранспорта и особенно предприятий муниципального городского наземного пассажирского транспорта. Во многих странах общественный пассажирский транспорт нуждается в государственной поддержке (проезд льготных категорий граждан, развитие инфраструктуры), особенно в части обновления подвижного состава.  Российская Федерация находится в тех же условиях. Многие из предприятий городского пассажирского транспорта работают вне рыночных механизмов, они не имеют возможности за счет инициативы, повышения производительности труда улучшить финансовое положение предприятия. В складывающихся условиях на многих предприятиях не соблюдаются нормы и гарантии, установленные Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому пассажирскому наземному транспорту на 2014–2016 годы, хотя их уровень не является высоким — тарифная ставка 1 разряда в сентябре 2014 года составляла 5554 руб. в месяц.

Низкая заработная плата работников отраслевых организаций вызывает большую текучесть кадров. Дефицит водительских кадров ведет к постоянным переработкам, повышению угрозы дорожно-транспортных происшествий. В результате низкой зарплаты и плохих условий труда, доля приезжих и мигрантов среди работников городского пассажирского транспорта достигает на многих предприятиях 60% и более. В отраслевых организациях ухудшается психологический климат, усиливается социальная напряженность. Только в 2014 году протестные акции прошли в Республике Марий Эл, городах Екатеринбурге, Мурманске и других. Например, в Йошкар-Оле основной причиной акций на ООО «Пассажирские перевозки» оказалась неплатежеспособность предприятия. Задолженность по зарплате не ликвидирована более того, коллектив расформирован по двум частным предприятиям. Ликвидировано предприятие в городе Северодвинске Архангельской области. Реорганизовано предприятие в Мурманске. Объявлено банкротом предприятие МУП «Пассажирские перевозки» города Пензы. Такая же судьба ожидает сотни пассажирских предприятий в разных субъектах Российской Федерации.

Неуверенность работников в будущем предприятия и своем будущем как специалистов заставляет их вновь и вновь оценивать свое положение, ставить вопросы о стабилизации ситуации, прибегать к организации и проведению массовых акций протеста. В последнее время протестная активность работников отраслевых предприятий приобретает особые черты и требует принятия соответствующего решения в рамках социального партнерства. Во-первых, число акций протеста в последние два года резко возросло. Согласно исследованию, проведенному профсоюзным Центром мониторинга и анализа «Трудовые конфликты», пассажирский транспорт вошел в число наиболее конфликтных отраслей. Это говорит о том, что складывается ситуация, когда люди уже не могут мириться с сложившейся в отрасли обстановкой, настаёт предел их терпению. Акции протеста прошли в различных городах и регионах России. Причем недовольство высказывают работники не только мелких предприятий, но и таких компаний, которые можно назвать системообразующими, работающих на 80–90 % маршрутной городской сети.

Другая особенность протестных действий состоит в том, что требования работников разных предприятий, в разных регионах, с разными подходами к организации перевозок зачастую идентичны. Поводом для открытого противостояния людей становятся задержки выплаты заработной платы, низкий уровень заработной платы работников предприятий пассажирского транспорта, во многих регионах она ниже среднего уровня по экономике региона. Органы исполнительной власти субъектов федерации, муниципальных образований ликвидируют автопредприятия и предприятия городского наземного электротранспорта, перекладывая объемы перевозок на мелких частных перевозчиков, которые зачастую работают вне единой системы обеспечения транспортной потребности населения, вне правового поля, регламентирующего транспортную деятельность и транспортную безопасность. Такие операторы не производят платежи в бюджет, многими из них не соблюдаются требования действующего законодательства в отношении режима труда и отдыха работников. Работа без соблюдения утвержденных расписаний довершает картину хаоса в городских перевозках. Продолжающиеся негативные процессы уже не ослабляют, а разваливают создававшуюся десятилетиями систему пассажирского транспорта.

Главные причины неудовлетворительного финансового состояния предприятий наземного городского пассажирского транспорта (по мнению профсоюза) следующие: несоответствие тарифов на перевозку пассажиров их экономически обоснованному уровню; недостаточная компенсация расходов по перевозке льготников; неполная оплата транспортной работы заказчиками перевозок, то есть муниципалитетами; избыточная и недобросовестная конкуренция на рынке транспортных услуг; отсутствие равных условий допуска на рынок транспортных услуг; отсутствие добросовестной конкуренции на рынке транспортных услуг; разные условия налогообложения. Ни одно предприятие не получает дохода достаточного для воспроизводства своей деятельности. Закупки подвижного состава также связаны с проблемами: государственные муниципальные предприятия покупают по контракту на основе конкурса не то, что хотят купить, а то, что выиграют по результатам конкурса с наименьшей ценой. Создается избыточная численность подвижного состава разных марок, что влечёт повышение гаммы и лимитов запчастей, а это увеличивает расходы. Недобросовестная конкуренция на пассажирском транспорте приводит к недополучению доходов перевозчиками, снижению производительности труда, сдерживанию технического развития предприятий, повышению бюджетных расходов. Вышеуказанные причины требуют внесения изменений в действующие нормативные акты, регулирующие деятельность в транспортной отрасли как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В условиях обострения конфликта интересов пассажиров, предприятий городского пассажирского транспорта и муниципальных органов власти необходимо определить пути решения накопившихся проблем, обусловленных периодом перехода к рыночной экономике. Профсоюз считает, что в государстве должны быть утверждены если не единые для всех перевозчиков правила, то, по крайней мере, законодательные основы транспортного обслуживания населения. В рамках социального партнерства профсоюз неоднократно ставил вопрос о критическом состоянии городского пассажирского транспорта перед Министерством транспорта, Правительством Российской Федерации. Профсоюзные органы также обращались к губернаторам, главам администраций субъектов Российской Федерации с просьбой обеспечить стабильную работу транспорта, оказать содействие в реализации на предприятиях в полном объеме положений Федерального отраслевого соглашения.

Надо признать, что подвижки в решении указанных проблем наметились. На федеральном уровне профсоюзом осуществляется взаимодействие с отраслевыми органами исполнительной власти, объединениями работодателей — Российским автотранспортным союзом, Общероссийским отраслевым объединением работодателей городского электрического транспорта. Совместная работа социальных партнеров проходит в трёхсторонних комиссиях по урегулированию социально-трудовых отношений в субъектах Российской Федерации, общественных советах при министерствах и ведомствах, в региональных комиссиях по безопасности дорожного движения. Профсоюз и работодатели имеют возможность и реально влияют на принимаемые органами власти и местного самоуправления организационные решения, участвуют в подготовке нормативно-правовых актов. Благодаря настойчивости профессионального сообщества Минтрансом России утверждены Методические рекомендации по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования. Планируется утверждение Социальных стандартов транспортного обслуживания населения. По согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Рострудом России, Российским автотранспортным союзом, Общероссийским объединением работодателей «Городской электрический транспорт» профсоюзом создана отраслевая группа по учету конфликтных ситуаций на предприятиях городского пассажирского транспорта, анализу причин их возникновения и принятию рекомендаций по разрешению конфликтов. В состав рабочей группы вошли представители всех указанных ведомств и организаций. Также при Министерстве транспорта создана рабочая группа по усилению контроля за хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозку пассажиров и багажа по заказу автомобильным транспортом, в которую включены представители нашего профсоюза.

Рабочей группой подготовлены предложения, которые позволят улучшить ситуацию в области междугородных автомобильных пассажирских перевозок. В канун нашего праздника — Дня работника автомобильного и городского пассажирского транспорта — мы обнародовали вопросы, которые мы ставим перед Министерством транспорта, информацию об этом можно увидеть на сайте Минтранса. И они с нами согласились, то есть работа уже началась. Подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Министерством транспорта Российской Федерации и Общероссийским профессиональным союзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Необходимо отметить, что без заинтересованного и деятельного участия органов государственной власти эти вопросы решить невозможно, иначе мы по-прежнему вынуждены будем искать пути выхода из конфликтных ситуаций, не ликвидируя порождающие их причины.

Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства занимает конструктивную и социально ответственную позицию в решении проблемных вопросов в транспортно-дорожном комплексе и призывает все заинтересованные стороны к повышению социальной ответственности, соблюдая и развивая внутреннее законодательство, а также используя международный опыт решения имеющихся проблем. Необходимо, чтобы экономическая и социальная политики взаимно усиливали друг друга, создавая условия для устойчивого развития предприятий, отраслей, регионов и государства в целом. Профсоюз поднимает острые вопросы, вставшие перед предприятиями отрасли в условиях рыночной экономики, излагает свое видение и предлагает пути их совместного решения. Мы считаем, что органы государственной власти всех уровней должны знать об углублении кризиса в системе городских пассажирских перевозок, о причинах, породивших его. Надеемся, что будут приняты все возможные меры для решения имеющихся проблем и голос транспортного сообщества, и голос профсоюза будут услышаны.

Во-первых, после слов «прочной законодательной базы» мы рекомендуем добавить «на федеральном или региональном уровнях, обеспечивающей равные условия конкуренции на рынках услуг и товаров». Во-вторых, считаем, что надо поставить вопрос о привлечении к социальному партнерству четвертую сторону — законодательную власть, потому что без ответственности законодательной власти за принятие соответствующих законов решение конфликтов невозможно, по крайней мере в том, что касается пассажирских перевозок. Это сложный вопрос, но надо хотя бы его сформулировать, чтобы затем включить в повестку дня. Необходимо также поставить вопрос о создании экспертной группы при Президенте РФ или Совете безопасности России, подумать о том, кто будет в ней работать. Такая группа должна быть создана, потому что в Госдуме принимают законы, в которых не учитываются должным образом позиции всех сторон.

_______

Доклады участников международной научно-практической конференции «Социально-трудовые конфликты в Российской Федерации: выявление, урегулирование, предотвращение».

Конфликтология и конфликты