Можно выделить пять потенциальных заказчиков/позиций, в разной степени заинтересованных в развитии городской инфраструктуры и территории г. Москвы:
1. Самым главным заказчиком изменений города Москвы на сегодня является государство. Здесь есть проблема. Государство – это абстрактная сущность, и в силу этого, представители государственной власти — чаще всего могут ошибаться. Хотя по ИДЕЕ, граждане должны верить, что на государственных постах работают самые умные, самые дальновидные и самые честные профессионалы, обладающие государственным мышлением.
2. Инвесторы и бизнес. Любой бизнес инвестирует в ту область, где есть потенциал развития его бизнеса, понятен результат и прибыль, возможен контроль. Решение инфраструктурных и социальных проблем в городе и стремление получить прибыль — это системное противоречие, которое вынуждает власть, жителей и бизнес — договариваться.
3. Профессиональные сообщества. Профессиональные сообщества, то есть некие держатели стандартов города (архитекторы, градостроители, дизайнеры городского пространства, проектировщики). Эти же сообщества обычно выступают активными заказчиками изменений или защиты имеющегося (исторические и культурные памятники). Если говорить о Москве, то наблюдается низкий уровень доверия к профессиональным сообществам, как следствие в первую очередь доверия к работе другого человека. А если нет доверия, то нет сильных сообществ, нет субъекта, способного брать на себя ответственность.
4. Муниципальная власть и городская власть – по ИДЕЕ, должны занимать позицию стейкхолдеров, который формирует взаимозависимую систему, своеобразную «паутину», подобную социальным сетям, которая собирает всех субъектов градостроительной деятельности вместе, поддерживая каждого (и в том числе инвесторов) в трудную минуту, а иногда, напротив, ограничивая агрессивные и противоправные действия субъектов (индивидуальных/ коллективных) , не давая им возможности действовать вне правового поля.
5. Жители. Эта группа меньше всего желает кардинальных перемен вокруг своего жилья, за исключением собственного интереса к собственному благополучию. Жителю проще быть пассивным наблюдателем и протестующим, чем активным агентом изменений и развития территории Хотя, когда стройка нарушает экологию или комфорт жителей, или условия отдыха и безопасности детей, то они активизируются и объединяются. Однако, это временные всплески, за исключением политизации градостроительных конфликтов.
Однако, по ИДЕЕ, именно жители должны стать по-настоящему бенефициариями, (лат. benе-ficiarius, от bonum —благо и face-re —делать, совершать) – объектом благодеяния, группой лиц, в пользу которых совершается определенное положительное нравственное действие в градостроительстве, улучшается их жизненная среда и качество жизни, результатами которых они могут воспользоваться в настоящем, а их дети и внуки — в будущем.
Примеры разрешения градостроительных конфликтов при развитии европейских городов
Заказчики на развитие города и изменений городской среды
Градостроительный конфликт: опыт работы междисциплинарной группы МШК при строительстве Первой развязки (м.Кутузовская) Третьего транспортного кольца (1998г.)
Команда социологов в зоне городского конфликта (Психосоциологический аспект)
Роль методолога в разрешении градостроительного конфликта
Конфликтологическая экспертиза: методология и терминология
Градостроительный форсайт: от жителя к горожанину
Интервью с Цой Л.Н. на тематику городских конфликтов