Яндекс.Метрика

Женщины на войне

Мартин ван Кревельд
Мартин ван Кревельд

Автор  раскрывает истинную природу и причину войн, которые являются прерогативой действия мужчин.

«Лучшими вооруженными силами   всегда были те, в которых солдаты, даже глядя смерти в лицо, знали, как стереть грань между «ты» и «я» пользу «мы».

 

     

                                    Женщины на войне.

Отличной иллюстрацией может    служить «Пальмах»   — элитные части,     состоявшие из молодых добровольцев, которые       впоследствии сформировали ядро Армии обороны Израиля. Возникший как полуподпольная организация во время британского правления, «Пальмах»был подчинен принципам гендерной интеграции в такой степени, какая вряд  ли была достигнута какими-либо вооруженными силами как до, так и после него.   Мужчины и женщины работали вместе, обучались вместе, жили вместе в расположенных рядом палатках и даже делили душевые кабинеты, где их разделяла только перегородка из оцинкованной жести. Для женщин не было ни чего необычного в том, чтобы сопровождать мужчин при выполнении заданий, особенно секретных, таких как сбор разведданных,Траснформация войны передача сообщений, контрабанда оружия и т.д.

После того как британцы покинули страну, и разразилась Война за независимость Израиля, организация вышла из подполья и начала действовать в открытую. Как только была официально сформирована Армия обороны Израиля, начался процесс отсева женщин, и почти все оставшиеся бойцы-женщины существовали лишь в воображении арабских солдат.

После окончания войны (1948) израильские женщины, хотя и остались военнообязанными, стали получать в армии лишь традиционные должности: секретарь, оператор тел.связи, соц.работник (приготовление чая).           Считалось, что пределом их мечтаний, было получить разрешение носить красные береты, складывать парашюты  и в качестве благодарности принимать поцелуи парашютистов-десантников. женщины ИзраиляКрасивые девушки на плакатах, чистящих оружие — вводят в заблуждение публику. Обучение обращению с оружием, которое проходят израильские девушки, носит почти исключительно символический характер. Более того исторический анализ того оружия, которое они действительно изучали, покажет, что оно либо уже не применяется мужчинами, либо его так много, что хватает даже на женщин.        После арабо-израильской войны октября 1973 г. произошло значительное  увеличение численности улучшение технической оснащенности вооруженных сил Израиля, что повлекло за собой дефицит личного состава и, в частности, создало спрос на квалифицированных специалистов, умеющих обращаться с военной техникой. На этом фоне возобновились попытки задействовать женщин в дополнительных сферах.  Сначала некоторые женщины командовали мужчинами во время основной подготовки, или же давали им инструкции по управлению тяжелыми  самоходными гаубицами; позже стало понятно, что  их лучше всего использовать   как сержантов технических войск, связисток и операторов сложной техники, начиная от компьютеров и заканчивая радарами. Они блестяще проявили себя, в результате чего, начиная приблизительно с 1980 г.стало очевидным увеличение числа женщин во всех  званиях, вплоть до бригадных генералов.

женщины в армииОднако эксперимент не обошелся без социальных издержек. Женщинам представляли не только самые худшие виды работ, но и сами работы стали считаться непривлекательными из-за того, что их выполняли женщины. Т.е. ущерб армии был нанесен и он связан с увеличением числа женщин в армии. Истории известны случаи, когда женщины переодевались в мужские одежды и  участвовали в      военных компаниях иногда долгое время.   Они проявляли такую же храбрость, как   и мужчины; однако разоблачение всегда вело к увольнению их с военной службы, инициированному командирами-мужчинами, которые вне зависимости от достигнутых женщиной результатов испытывали неловкость в их присутствии. Помимо этих случаев, по-видимому, единственной формой, где женщины хоть в какой-то степени,  открыто принимали участие в боевых действиях,  т.е. в сражениях, а не в восстаниях, были мифы.

 Против чего направлены все Уставы Армий.  

Устав АрмииВсе Уставы Армии направлены на то, чтобы стереть различия между полами и обуздать половой инстинкт мужчин. Современные женщины, находящиеся на военной службе, обязаны носить ботинки  со шнурками на низком каблуке и коротко стричь волосы. Ювелирные украшения, яркий макияж, мини-       юбки и глубокие декольте запрещены, так как они могут вызвать чувство неловкости у военнослужащих-мужчин.

В уставах Армий содержится перечень допустимых и недопустимых действий в отношении сослуживцев женского пола. Например, в Армии обороны Израиля теоретически наказуемо, если солдат-мужчина и солдат-женщина провели вместе ночь. Командиру запрещается подвергать своих подчиненных женского  пола  сексуальным домогательствам и, это в строгом смысле слова, означает, что от него ожидается,  что он не будет обращать внимания на их женскую сущность. Женщинам предоставляют отдельные помещения, которые находятся вне пределов досягаемости мужчин. Военному врачу не разрешается осматривать солдат женского пола, а военному полицейскому запрещено прикасаться к ним, за исключением, когда предварительно были приняты мер, исключающие возможность сексуального домогательства.        Армии других стран пытались решить эту проблему аналогичными способами: например, запрещая рядовым военнослужащим мужского пола встречаться с женщинами-офицерами (для того, чтобы избежать обвинений в сексуальной дискриминации, все неформальные контакты между офицерами и другими военнослужащими пришлось запретить). Когда в армии были созданы  «смешанные» роты, ходили даже разговоры о том, чтобы обеспечить женщин одноразовыми картонными пенисами, для того, чтобы они могли мочиться в них стоя. Лучшими вооруженными силами   всегда были те, в которых солдаты, даже глядя смерти в лицо, знали, как стереть грань между «ты» и «я» пользу «мы». Обязательное требование, что радость и боль  должны делиться поровну между всеми бойцами, совершенно не принимает во внимание  отношения между мужчиной и женщиной —  отношения, которые в силу биологических или социальных причин всегда носят личный характер.

Противоречия между социальными требованиями и личными привязанностями настолько существенны, что армии нередко  стремились превратить своих солдат в полуевнухов, запрещая им жениться и заставляя брить усы и бороды, т.е. наиболее характерные внешние признаки мужчины.

Потребность во всех этих мерах предосторожности возникает из-за того, что вооруженные силы             являются социальными организациями. Подобно тому, как это  происходит в других организациях, только в гораздо большей степени, их способность функционировать зависит от сплоченности.

Фидель Кастро
Фидель Кастро

Кстати, Ф.Кастро дал обет не бриться, пока  на Кубе не будет построен социализм. То есть оставаться мужичиной в армии. И наоборот, присутствие женщин в армии терпят только в той степени, в которой они дефеминизированы.  Либо они становятся общественной собственностью, т.е проститутками, либо к ним следует относиться как к мужчине в женском обличье. Многие женщины считают эту альтернативу унизительной, и неудивительно.

При чтении Уставов Армий, создается впечатление, что изнасилование — это единственное, о чем думает каждый мужчина, находясь в Армии.  (Прим. Цой Л.Н. —  Можно сказать, что  помимо защитной функции,  главная задача Армии заключается в   ограничении   инстинктов  мужчин.  То есть,  Армия, как  социальная организация,  защищает мужчин от самих себя).

Война, как оправдание мужчин в  изнасиловании женщин.

Когда Чингис хана спросили, какая самая приятная вещь в жизни, он ответил: — «Прижимать к груди женжена Монгола и дочерей поверженного врага». При этом у него была любимая жена и, конечно же, он не испытывал недостаток в женщинах для постельных утех.

На протяжении почти всей истории возможность поучаствовать в массовых изнасилованиях не просто одна из наград за успешную войну, но , с точки зрения солдат, одна из основных целей, ради которой они сражались. Например, Гомер в Илиаде говорит, что одной из причин, почему ахейцы отступились от своей цели и не вернулись домой, была перспектива лечь в постель с одной из женщин, принадлежавших троянским мужчинам. Уже во время античности тот факт, что Александр Македонский не подверг изнасилованию плененных женщин Дария, заставил людей подозревать, что он имеет сексуальные отклонения.вликодушие Когда Сципион Африканский  отказался взять прекрасную пленницу, оставленную нетронутой  специально для него, поступок его посчитали достойным похвалы, но немного эксцентричным и совершенно необычным. Большинство же воинов не были столь разборчивы.При падении Магдебурга (1631г.) захваченный город оглашался «пронзительными криками» , что было нечто само собой разумеющимся, и не имело значения, принимала ли женщина участие в самом сражении или нет.

Единственным способом избежать такой незавидной участи была своевременная капитуляция, однако даже в этом случае неприкосновенность женщин была никоим образом не гарантирована.            Желание избавить женщин от участия быть изнасилованными врагом не было препятствием на пути их участия в различного рода бунтах и восстаниях.

 Женщина, как перспектива заката войн.

  То, как к женщине всегда относились в армии, достаточный  аргумент, опровергающий восходящее  к  Карлу  Клаузевицу представление о войне  как о средстве для достижения цели. С другой стороны, тот факт, что начиная со второй половины ХХ века, женщины получили возможность поступать на службу в армию многих западных стран, не должен рассматриваться как признак изменения отношений между полами.

ИзраильТолько в Израиле, маленькой стране, народ которой в течение многих лет сражался с многочисленными врагами, вооруженные силы приветствовали широкое привлечение женской рабочей силы, но даже  в этом случае участие женщин во многих отношениях  было сопряжено с проблемами.  Во всех остальных случаях не соображения национальной безопасности, а феминистическое политическое давление способствовало созданию законодательной базы и проложило женщинам дорогу в ряды вооруженных сил.

Т.о., сами армии едва ли отдают себе отчет в том, что они теряют свою роль реальной боевой машины. В период, когда их полезность подрывается ядерным оружием, с одной стороны, и конфликтами низкой интенсивности — с другой, ведение войны — это последнее, что может входить в планы большинства армий, находящихся в распоряжении государств современного типа.   В этой ситуации факт, что армии смогли  или были вынуждены найти нишу для женщин, может рассматриваться в качестве как причины (хотя и не  основной), так и признака их заката. Это закат может означать для мужчин — потерю состояния экстаза от войны.

возвращение с войны

 

«Один из действенных способов обрести радость, свободу, насладиться счастьем и даже испытать исступление и экстаз заключается  в том,  чтобы не сидеть дома с женой  детьми: часто бывает именно так, что люди ощущают себя в высшей степени счастливыми, оставив самых близких и любимых ради нее – войны».

 

 

Еще одна закономерность. История показывает, что деятельность, в которой женщины начинали доминировать, вытесняла мужчин из нее и становилась менее престижной и менее оплачиваемой в обществе.

(Фрагмент из книги Мартина Ван Кревельда «Трансформация войны». Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. Глава 6).

_________

Статьи  и фрагменты из книг: конфликтология и конфликты

 Конфликтология и конфликты