Яндекс.Метрика

Зиновьев А.А. как личностный Проект

Зиновьев А.А. как личностный Проект

Зиновьев А.А. как личностный Проект.

(Цой Л.Н. – канд. Соц. Наук).

Меня до сих пор  поражает  жизненная позиция  Зиновьева   А.А.,  он был   жестким критиком советской системы/государства и беспредельно любил родину/отчизну, защищая МЫСЛЬЮ и СЛОВОМ русскую державу  от разрушения извне — от вечных  противников.

Зиновьев Александр Александрович (1922- 2006)
Зиновьев Александр Александрович
(1922- 2006)

До сих пор разгадываю, как тайну,    высказывание Зиновьева А.А.  «Я – сам себе государство!».     Я полагаю, что так может сказать тот, кто   понимает, как мыслит    каждый    человек: чиновник, ученый, рабочий, солдат, домохозяйка, общественный/политический деятель, специалист, кто имеет  глубокие знания государственного устройства,  отношений и связей между государством и обществом, культурой и наукой, кто обладает мыслимым видением   исторических процессов развития человечества.

Жизнь Зиновьева А.А. —  это тайна экзистенциального самоопределения Человека с большой буквы, который смог  подчинить  свое  тело и дух, мысли и чувства  высшему служению.   И эта тайна притягивает, манит и завораживает силой, на мой взгляд,   русского ДУХА, в котором заложен «геном»   основы самоорганизации Личности, в ее  жизненной философии,   чувство долга, нравственности и способности им  следовать.

  Это тайна не простого человека, это тайна  гениального Ученого с большой буквы,  который оставался  таковым,   независимо от жизненной ситуации и страны  проживания, к которой он применял  методологию социального познания, как к СССР,  так и к западному государству, а затем и  к России.

Зиновьев А.А. не строил прогнозов естественного изменения мира, он сам был личным Проектом. Он  мыслил  будущее, как  актуализацию возможности «здесь и сейчас»,  по принципу «зерно, посеянное сегодня, может взойти завтра». «Будущее  человечества создается, делается. Делается в огромных масштабах. Оно, конечно,  и изучается. Но изучение его стало делом второстепенным и производным. Главная роль теперь принадлежи  делателям будущего, а не изучателям. …..Они вовлекают в свою деятельность огромные массы людей и огромные ресурсы, вовлекают огромные интеллектуальные силы».[1]

  Именно, поэтому социальные невзгоды, выезд из  СССР и  возвращение в Россию –  ничто не  оказало влияние на его жизненные принципы. 

Только после  многочисленных работ Зиновьева А.А, общественному сознанию России   и всему Миру стала понятна историческая  значимость   советского Проекта, ценность российского государства в мире, а также опасность для России и русского мира   —  исчезнуть с лица земли.  

Основные положения логики и методологии социального познания А.А. Зиновьева.  

В конце XIX – начале XX веков   философы и ученые обратили особое внимание   на специфику исследования природы и общества. То, что их предметы существенно различны, не вызывало сомнений.   Сомнения возникли по поводу  существенных различий в самих инструментах познания, используемыми как естественниками, так и гуманитариями.[2]  В поисках ответов на эти вопросы в международном научном сообществе произошёл раскол.   Стало ясно, что   науки о  природе и науки о культуре, обществе  имеют существенно различную логико-методологическую основу и дают существенно различное с точки зрения всеобщности — знание. В  последние десятилетия наметилось преобладание тенденции к признанию методологического единства естественных и социальных наук, плодотворности использования в социальном познании теоретического подхода, в том числе в дедуктивно-номологическом или номотетическом вариантах.  Ю. Солодухин считает, что показать несостоятельность логико-методологического дуализма, смог  выдающийся логик и социолог А. А. Зиновьев, который синтезировал в том числе,   концепцию социальной эстафеты М. А. Розова и идеи Г.П.  Щедровицкого. Это методология, но не логика. 3.Зиновьев трактует логику как науку о языке. Специфику логики по сравнению с другими науками о языке он видит в том, что она исследует язык «не во всём многообразии его признаков и функций, а лишь в качестве знакового аппарата познания реальности людьми и средства фиксирования и сохранения результатов познания» [3]

Согласно Зиновьеву, логика выделяет (абстрагирует) в языковых явлениях определённые структурные компоненты, а именно такие, которые образуют структуру знаний, – термины, высказывания (суждения), терминообразующие и высказывающие операторы  и другие производные от них. Но не ограничивается этим. Логика осуществляет особую обработку логических структур языка, которая заключается в их усовершенствовании и изобретении новых,  а также в установлении точных правил оперирования ими – правил или законов логики. Эти правила не открываются людьми в окружающем их мире, а изобретаются вместе с появлением и совершенствованием навыков конструирования терминов, высказываний, действий с ними. Правила логики универсальны, они не зависят от особенностей предметных областей, изучаемых конкретными науками.  Нет логики специально для математиков, физиков, историков, ибо логика находит в науке именно то, что она ищет: правила, которые не зависят от сферы науки, от особенностей той или иной предметной области. 

Методология социального познания Зиновьева опирается на вполне определённые онтологические предпосылки, касающиеся природы объектов, с которыми имеет дело социальное познание. Зиновьев называет их социальными объектами. Это объединения людей и люди как члены таких объединений. Социальные объекты – объекты эмпирические, то есть видимые, наблюдаемые, данные в опыте. Они  возникают, исчезают, меняются и т.д.

Объекты, изучаемые логикой, являются результатом деятельности человека в том смысле, что они не даны в готовом виде ни в природе, ни в языке, люди создают их. 

Так, например, процесс  глобализации происходит естественно,  а создание сверхобщества конструируется     западными политтехнологами и политиками, создается искусственно.   Зиновьев А.А.  содержательно раскрыл процесс глобализации и  выделил  в ней две составляющие.

  • объективный процесс расширения и углубления связей между государствами, странами, народами, различными сферами жизни общества.   Устанавливается мировой порядок, когда в каждой точке, в каждом регионе планеты отражаются общемировые процессы. Сами объективные законы организации больших масс людей детерминируют движение стран, народов навстречу друг другу. В этом смысле глобализация – закономерное явление, противиться ей бессмысленно.
  • инструмент экспансии Запада и США, понимаемого как определённая система устройства общества (западнизм) на весь мир.  Глобализация выступает как мировая война нового типа, как экспансия политическая, экономическая, социальная, культурная, обеспечивающая Западу и США господствующие позиции в мире.

Формирующееся в ходе глобализации сверхобщество будет представлять собой не горизонтальную сетевую структуру, о которых так любят писать и говорить, а вертикаль с отношениями господства и подчинения, лидерства, управляемых и управляющих. Вполне естественно, что равенства, справедливости, благоденствия для всех стран и народов глобализация с собой не несёт. События   мирового развития  и факты подтверждает этот логически обоснованный тезис.  Глобализация протекает как управляемый процесс, обеспечивающий сохранение доминирования – политического, экономического, социального – для  США и стран Запада, в ее рамках  рождаются, формируются новые центры силы.

В связи с тем, что концепция глобализации Зиновьева А.А. подтверждается практикой мирового развития, то, следовательно, она  сохраняет всё своё теоретическое и методологическое значение, потому, что ничего более эффективного в интеллектуальном арсенале современного мира нет.  Реальные  события во всем мире  свидетельствуют о высоком уровне прогностической значимости этой методологии. 

Изучая конфликты, как процессы столкновения интересов разных субъектов жизнедеятельности, российским конфликтологам не обойтись без разработанной А. Зиновьевым методологии социального анализа, так как именно в конфликтах и войнах идет жестокая  борьба за будущее.  Вот что пишет об этом он сам: «Проблема будущего, интересующего нас, есть не просто проблема физического хода времени. Это — проблема социального статуса будущего, отношения к нему людей, их поведения в социальном пространстве. И в этом смысле будущее человечества не валяется, как попало. Оно уже прибрано, в основном захвачено, поделено, упорядочено. Оно уже приготовлено для определенного способа использования».[4]  Ключевым в становлении того или иного типа будущего является фактор понимания.

Исследование конфликтов внутри общества, невозможно, в принципе, без понимания того, в каком мире мы живет и  каковы перспективы сохранения Российской  государственности и   русской культуры в  процессе глобализации. 

[1] Зиновьев А.А. Фактор понимания. – М.: Агентство  «Социальный проект», 2011.  с. 517.

[2]   Солодухин Ю. Лекция  «Методология социального познания А.А.Зиновьева» Международный научно-образовательный центр имени А.А. Зиновьева ФГП МГУ. 14.12.2014

[3]  Зиновьев А.А. Фактор понимания. – М.: Агентство  «Социальный проект», 2011.  С.. 19.

[4] Зиновьев А.А. Фактор понимания. – М.: Агентство  «Социальный проект», 2011.   С. 512. Зиновьев А.А. Идеология партии будущего.  М.: Алгоритм, 2003 г.

(Тезисы подготовлены для участия в  Летней Школе «Истоки русской философии» 17 августа — 23 августа, 2015 г. Калининград)

__________

 ЦОЙ Л.Н. СТАТЬИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ

Конфликтология и конфликты