Зиновьев А.А. как личностный Проект.
(Цой Л.Н. – канд. Соц. Наук).
Меня до сих пор поражает жизненная позиция Зиновьева А.А., он был жестким критиком советской системы/государства и беспредельно любил родину/отчизну, защищая МЫСЛЬЮ и СЛОВОМ русскую державу от разрушения извне — от вечных противников.
До сих пор разгадываю, как тайну, высказывание Зиновьева А.А. «Я – сам себе государство!». Я полагаю, что так может сказать тот, кто понимает, как мыслит каждый человек: чиновник, ученый, рабочий, солдат, домохозяйка, общественный/политический деятель, специалист, кто имеет глубокие знания государственного устройства, отношений и связей между государством и обществом, культурой и наукой, кто обладает мыслимым видением исторических процессов развития человечества.
Жизнь Зиновьева А.А. — это тайна экзистенциального самоопределения Человека с большой буквы, который смог подчинить свое тело и дух, мысли и чувства высшему служению. И эта тайна притягивает, манит и завораживает силой, на мой взгляд, русского ДУХА, в котором заложен «геном» основы самоорганизации Личности, в ее жизненной философии, чувство долга, нравственности и способности им следовать.
Это тайна не простого человека, это тайна гениального Ученого с большой буквы, который оставался таковым, независимо от жизненной ситуации и страны проживания, к которой он применял методологию социального познания, как к СССР, так и к западному государству, а затем и к России.
Зиновьев А.А. не строил прогнозов естественного изменения мира, он сам был личным Проектом. Он мыслил будущее, как актуализацию возможности «здесь и сейчас», по принципу «зерно, посеянное сегодня, может взойти завтра». «Будущее человечества создается, делается. Делается в огромных масштабах. Оно, конечно, и изучается. Но изучение его стало делом второстепенным и производным. Главная роль теперь принадлежи делателям будущего, а не изучателям. …..Они вовлекают в свою деятельность огромные массы людей и огромные ресурсы, вовлекают огромные интеллектуальные силы».[1]
Именно, поэтому социальные невзгоды, выезд из СССР и возвращение в Россию – ничто не оказало влияние на его жизненные принципы.
Только после многочисленных работ Зиновьева А.А, общественному сознанию России и всему Миру стала понятна историческая значимость советского Проекта, ценность российского государства в мире, а также опасность для России и русского мира — исчезнуть с лица земли.
Основные положения логики и методологии социального познания А.А. Зиновьева.
В конце XIX – начале XX веков философы и ученые обратили особое внимание на специфику исследования природы и общества. То, что их предметы существенно различны, не вызывало сомнений. Сомнения возникли по поводу существенных различий в самих инструментах познания, используемыми как естественниками, так и гуманитариями.[2] В поисках ответов на эти вопросы в международном научном сообществе произошёл раскол. Стало ясно, что науки о природе и науки о культуре, обществе имеют существенно различную логико-методологическую основу и дают существенно различное с точки зрения всеобщности — знание. В последние десятилетия наметилось преобладание тенденции к признанию методологического единства естественных и социальных наук, плодотворности использования в социальном познании теоретического подхода, в том числе в дедуктивно-номологическом или номотетическом вариантах. Ю. Солодухин считает, что показать несостоятельность логико-методологического дуализма, смог выдающийся логик и социолог А. А. Зиновьев, который синтезировал в том числе, концепцию социальной эстафеты М. А. Розова и идеи Г.П. Щедровицкого. Это методология, но не логика. 3.Зиновьев трактует логику как науку о языке. Специфику логики по сравнению с другими науками о языке он видит в том, что она исследует язык «не во всём многообразии его признаков и функций, а лишь в качестве знакового аппарата познания реальности людьми и средства фиксирования и сохранения результатов познания» [3]
Согласно Зиновьеву, логика выделяет (абстрагирует) в языковых явлениях определённые структурные компоненты, а именно такие, которые образуют структуру знаний, – термины, высказывания (суждения), терминообразующие и высказывающие операторы и другие производные от них. Но не ограничивается этим. Логика осуществляет особую обработку логических структур языка, которая заключается в их усовершенствовании и изобретении новых, а также в установлении точных правил оперирования ими – правил или законов логики. Эти правила не открываются людьми в окружающем их мире, а изобретаются вместе с появлением и совершенствованием навыков конструирования терминов, высказываний, действий с ними. Правила логики универсальны, они не зависят от особенностей предметных областей, изучаемых конкретными науками. Нет логики специально для математиков, физиков, историков, ибо логика находит в науке именно то, что она ищет: правила, которые не зависят от сферы науки, от особенностей той или иной предметной области.
Методология социального познания Зиновьева опирается на вполне определённые онтологические предпосылки, касающиеся природы объектов, с которыми имеет дело социальное познание. Зиновьев называет их социальными объектами. Это объединения людей и люди как члены таких объединений. Социальные объекты – объекты эмпирические, то есть видимые, наблюдаемые, данные в опыте. Они возникают, исчезают, меняются и т.д.
Объекты, изучаемые логикой, являются результатом деятельности человека в том смысле, что они не даны в готовом виде ни в природе, ни в языке, люди создают их.
Так, например, процесс глобализации происходит естественно, а создание сверхобщества конструируется западными политтехнологами и политиками, создается искусственно. Зиновьев А.А. содержательно раскрыл процесс глобализации и выделил в ней две составляющие.
- объективный процесс расширения и углубления связей между государствами, странами, народами, различными сферами жизни общества. Устанавливается мировой порядок, когда в каждой точке, в каждом регионе планеты отражаются общемировые процессы. Сами объективные законы организации больших масс людей детерминируют движение стран, народов навстречу друг другу. В этом смысле глобализация – закономерное явление, противиться ей бессмысленно.
- инструмент экспансии Запада и США, понимаемого как определённая система устройства общества (западнизм) на весь мир. Глобализация выступает как мировая война нового типа, как экспансия политическая, экономическая, социальная, культурная, обеспечивающая Западу и США господствующие позиции в мире.
Формирующееся в ходе глобализации сверхобщество будет представлять собой не горизонтальную сетевую структуру, о которых так любят писать и говорить, а вертикаль с отношениями господства и подчинения, лидерства, управляемых и управляющих. Вполне естественно, что равенства, справедливости, благоденствия для всех стран и народов глобализация с собой не несёт. События мирового развития и факты подтверждает этот логически обоснованный тезис. Глобализация протекает как управляемый процесс, обеспечивающий сохранение доминирования – политического, экономического, социального – для США и стран Запада, в ее рамках рождаются, формируются новые центры силы.
В связи с тем, что концепция глобализации Зиновьева А.А. подтверждается практикой мирового развития, то, следовательно, она сохраняет всё своё теоретическое и методологическое значение, потому, что ничего более эффективного в интеллектуальном арсенале современного мира нет. Реальные события во всем мире свидетельствуют о высоком уровне прогностической значимости этой методологии.
Изучая конфликты, как процессы столкновения интересов разных субъектов жизнедеятельности, российским конфликтологам не обойтись без разработанной А. Зиновьевым методологии социального анализа, так как именно в конфликтах и войнах идет жестокая борьба за будущее. Вот что пишет об этом он сам: «Проблема будущего, интересующего нас, есть не просто проблема физического хода времени. Это — проблема социального статуса будущего, отношения к нему людей, их поведения в социальном пространстве. И в этом смысле будущее человечества не валяется, как попало. Оно уже прибрано, в основном захвачено, поделено, упорядочено. Оно уже приготовлено для определенного способа использования».[4] Ключевым в становлении того или иного типа будущего является фактор понимания.
Исследование конфликтов внутри общества, невозможно, в принципе, без понимания того, в каком мире мы живет и каковы перспективы сохранения Российской государственности и русской культуры в процессе глобализации.
[1] Зиновьев А.А. Фактор понимания. – М.: Агентство «Социальный проект», 2011. с. 517.
[2] Солодухин Ю. Лекция «Методология социального познания А.А.Зиновьева» Международный научно-образовательный центр имени А.А. Зиновьева ФГП МГУ. 14.12.2014
[3] Зиновьев А.А. Фактор понимания. – М.: Агентство «Социальный проект», 2011. С.. 19.
[4] Зиновьев А.А. Фактор понимания. – М.: Агентство «Социальный проект», 2011. С. 512. Зиновьев А.А. Идеология партии будущего. М.: Алгоритм, 2003 г.
__________
ЦОЙ Л.Н. СТАТЬИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ
Конфликтология и конфликты