Яндекс.Метрика

Личность формируется в конфликте

Обзор о встрече студентов МГГУ  с Цой Л.Н.

(Валерия Половова, студентка 3 курса Специальности Организация работы с молодежью, Институт политики, права и социального развития, МГГУ им. М.А. Шолохова).

18 апреля 2013 года в МГГУ им. М.А. Шолохова в рамках студенческого научно-исследовательского клуба «Малая академия» при поддержке кафедры социологии и организации работы с молодежью и Федерального координационного центра развития кадрового потенциала молодежной политики РФ состоялась встреча с  Генеральным директором «Московской школы конфликтологии» — Любовью Николаевной Цой.

Члены клуба, будущие специалисты по организации работы с молодежью и юные исследователи, пришли на встречу с целью укрепить теоретические знания, полученные на общем курсе «Конфликтология» и познакомиться с практической стороной ведения конфликтологической деятельности. Приглашенный специалист поддержала данное намерение, говоря о том, что конфликтология — практическая дисциплина, и умение управлять конфликтами — ценный навык, без которого очень трудно быть эффективным в наше динамичное время.

Можно смело утверждать, что Любовь Николаевна, профессиональный конфликтменеджер, с первых минут встречи сумела овладеть вниманием слушателей. «Мы не обязаны друг другу нравиться, но у каждого из нас должен быть профессиональный интерес друг к другу и цель, ради которой мы общаемся», — заявила она. Сразу был установлен формат встречи вопросы, обсуждения, обмен мнениями и включенность каждого. «Те люди, которые молчат, отвлекаются или вовсе изображают присутствие –  балласт на этом мероприятии»,— говорит Л. Цой. Можно сказать, что данное заявление оживило ту часть аудитории, которая по каким — то причинам не была полностью включена в общий процесс.

Работа началась с анализа оценки того, как слушатели воспринимают слово «конфликт». Студенты попытались выделить и сформулировать положительные и отрицательные стороны явления конфликтов. Как выяснилось, отрицательных сторон, в восприятии студентов, все же оказалось больше. «Главный стереотип, который тормозит развитие, состоит в том, что любой конфликт отождествляется с насилием и агрессией. Мы не умеем входить в конфликты и управлять ими», — объяснила Л.Н. Цой.

Пожалуй, самое большое удивление у студентов вызвала фраза Л.Н.Цой «Личность формируется в конфликте». И ведь, действительно, любое несогласие и противоречие — это двигатель, который заставляет нас работать, расти над собой. Грамотное разрешение конфликтов может способствовать развитию самого человека, межличностных взаимоотношений, отношений в группе. Другое дело, что совсем не эффективно спускаться до так называемых «коммунальных» конфликтов, переходя на личности и обсуждая не предмет противоречия, а качества конкретного человека.

Интерес и любопытство у будущих специалистов по работе   с молодежью вызвал следующий тезис «Мы можем управлять только тем, что конструируем сами». Данное утверждение раскрывает суть технологии, которая позволяет проектировать развитие   конфликта, создавать условия равности участников, для выявления истинного  намерения  сторон,  разобраться в определенной проблеме, а также создать условия для цивилизованного разрешения противоречий. Демонстрация этой технологии наглядно показала, что, интерпретируя конфликтную ситуацию и распространяя информацию о ней, люди, как правило, руководствуются эмоциями и часто не могут отличить факты от так называемых «рассказов», которые мешают понять содержательную часть конфликта.

Еще один урок, который усвоили студенты — нужно учиться вербализировать свои чувства и ощущения, переводить их в язык, освобождая от чрезмерной эмоциональной нагрузки. По словам Любовь Николаевны, управляет ситуацией только тот, кто в кризисных обстоятельствах не теряет способности мыслить здраво.

В завершении, студенты резюмировали ту линию опыта, которую получили в рамках мероприятия. Было отмечено, что эта встреча усилила в сознании значимость конфликтологии как дисциплины и роль конфликтменеджера в современном мире. Но самое главное, сформировалась основа для того, чтобы учиться относиться к явлению конфликта не как к отрицательной и энергозатратной практике, а как к инструменту для внутриличностного, межличностного и группового роста и развития.