Яндекс.Метрика

Образование: риски гонки за лидерами

Асмолов А.:«Для вхождения в число ведущих стран мира с лучшими образовательными системами мы ориентируемся либо на ключевые экономические тренды, либо на технологические. Тем самым мы оказываемся попавшими в так называемые эффект колеи и эффект трендов… «

Оказаться в десятке нам может помешать «гипноз спины»

Мы не видим других вариантов развития. Отсюда, ставя амбициозные цели, мы оказываемся зажаты в адаптивные программы развития, которые базируются на тех или иных уже состоявшихся сценариях. Это приводит к тому, что в конструировании образования мы становимся заложниками так называемого гипноза спины.
Эффект «гипноза спины» заключается в том, что когда ты пытаешься догнать бегущего впереди конкурента, то видишь только его спину, всю энергию тратишь на то, чтобы его догнать и перегнать, как это у нас бывало уже не раз, и не видишь других вариативных и альтернативных возможностей развития. Именно в этой ситуации сегодня оказалась образовательная политика России.

Мы спешим сделать огромное количество «Кванториумов», спешим быстро наработать целый ряд программ, связанных со стратегией развития образования, но вместе с тем в этих программах при всех их отличиях мы по-прежнему работаем в русле установок на технологии и так или иначе озираемся на экономический дефицит, являемся заложниками наличных у нас ресурсов. Мне могут сказать, что забвение этого есть маниловщина, но я говорю: если мы хотим ставить амбициозные цели, мы не должны быть прикованы, как Антей, к экономической, технологической реальности. Мы должны делать иные ходы.

Текст