Яндекс.Метрика

Социальные сети: управление сложностью.

Десять самых интересных  тезисов, прозвучавших в среду (22 июля 2020 г.) в  Экспертной дискуссии «Сети 4.0: управление сложностью» в РИА:

  1. Самый страшный сценарий будущего — это если нынешнее устройство соцсетей преобразит по своему подобию оффлайнов социальную реальность: все эти лайки, дизлайки, соцрейтинги, сетевые вожди, племена, их враги, информационные волны и т.д. Это будет опасной примитивизацией и деградацией нашей разнообразной и сложно устроенной жизни.
  2. Развитие соцсетей может пойти как по восходящей, так и по нисходящей линии. Вряд ли сети останутся завтра тем, чем они являются сегодня (вожди, последователи, их враги — все как в каменном веке человечества). Общество, сформировавшееся в соцсетях — это не «умная толпа» из известной книжки, а человечество в пещерах — агрессивное, разделённое и примитивное. Нужно наполнять сети культурой — вслед за ней туда придёт и де-факто отсутствующая сегодня этика сетевого поведения.
  3. Интернет создавался энтузиастами-альтруистами, но затем им завладели холодные и циничные дельцы. Исследователи не должны молчать об этом, на нас лежит ответственность за вскрытие этой страшной эволюции и её предъявление миру.
  4. Войны и конфликты в сетях рано или поздно утихают, но после них остаётся устойчивая — процентов на 75 — структура сообществ, сформировавшиеся благодаря конфликтам, и эти сообщества быстро реанимируются при возникновении новых конфликтов уже по другим темам и поводам.
  5. Модераторы и фасилитаторы соцсетей сегодня (а это в основном гигантские и практически не контролируемые никем платформы) не исповедуют никаких этических принципов, для них этично только то, что приносит прибыль. Соцсети — это фактически шоу-бизнес, цель которого — не истина или красота, а хайп и ажиотаж. .
  6. Как распознать фейк? У него есть ряд легко отличимых признаков: он обязательно имеет вирусный характер; апеллирует не к разуму, а к эмоциям; он заранее рассчитан на ажиотаж; он действует методом социального заражения; он отключает критическое мышление людей.
  7. Для решения разных задач нужно использовать разные исследовательские методы. Чем люди реально пользуются, что они делают — лучше всего изучать на bigdata. Чего им не хватает, чего они хотят или боятся — покажет социологический опрос. Что затевается, заваривается, готовится, но ещё не приобрело большого размаха — идеально покажет анализ соцсетей. И в то же время нет ничего глупее и чудовищнее, чем замерять общественное мнение через соцсети. Они принципиально не могут отражать общественное мнение в силу собственного устройства, но могут его генерировать и влиять на него.
  8. В соцсетях всё — не то, чем кажется и чем себя объявляет. Они декларируют свободу мнения и высказывания, а на самом деле являются пространством массовой манипуляции. Они объявляют себя защитниками индивидуальности её и права на самовыражение — но живут по законам стаи, легко конструируют группы и мобилизуют их на агрессию и буллинг. Сеть — это ловушка, и мы в неё попадаем сплошь и рядом, причём чем дальше, тем больше эту ловушку создают не люди, а программные роботы.
  9. Соцсети формируют — уже сформировали! — новых людей, но это не СВЕРХлюди, а «НЕДОлюди», это «цифровые Маугли», которые лишены важнейших навыков и умений нормальных людей, они с трудом общаются с живыми людьми, их восприятие фрагментарно, их сознание клипировано. И это — в основном — наши дети!
  10. Сети — это эффективный инструмент не просто коммуникации, а управляющего воздействия на людей, и прежде всего на детей и подростков — на тех, кто не знает жизни без сетей. Сегодня именно сеть — это пространство политической социализации молодежи. Она находит в сетях то, что ей недодают взрослые: общения, помощи, совета, эмоции.  ___________________