Яндекс.Метрика

«Свобода, ведущая народ» — о символическом воспроизводстве идеи свободы в новых медиа условиях.

О символическом воспроизводстве  идеи свободы в новых медиа условиях.

 «Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием до некоторой духовности, а дух, в свою очередь поднялся  до состояния культуры, в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры.

 … Скрытый смысл упомянутой эволюции заключается в том, что жизненная стихия, беспокойная в своем вечном движении, ведет постоянную борьбу с продуктами собственной деятельности, отверделыми ее остатками, противящимися ее напору. Но так как ее внешнее бытие может осуществиться лишь в определенных формах, то весь этот процесс представляется нашему сознанию как процесс зримого вытеснения старых форм новыми. Непрерывная изменчивость содержания отдельных культурных явлений и даже целых культурных стилей есть осязаемый результат бесконечной плодовитости жизни, но одновременно и манифестация того противоречия, в каком неизменно находится вечное становление с объективной значимостью и самоутверждением форм. Жизнь движется от смерти к бытию и от бытия к смерти». (Г.Зиммель )

_______

Статья П. Родькина «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа и проблема символической воспроизводимости: от Эрика Булатова до Паскаля Бояра (Pboy)

Цой Л.Н. :  меня в статье заинтересовал скрытый/потенциальный конфликт между идеей свободы и  ее воплощением, а точнее между формами воспроизводства и трансляции представлений о прошлом и будущем в медиапространстве, как в  пространстве  и времени, в  месте столкновения сил за эволюционную линию развития.
Борьба за будущее происходит в символическом пространстве живописных форм с опорой на аффективные состояния (аффекты) и на формы, стимулирующие социальное воображение. А если  живописная форма фиксации неожиданно становится огромным преимуществом по сравнению с динамическими формами медиаискусства, то вполне логично, что традиционные виды живописи и графики, которые фиксируют динамическую картину действительности в моменте его напряжения и концентрации —  необходимо будет защищать.
Вроде по логике развития искусства, должен проявиться содержательный конфликт между динамической и живописной формами в медиаиндустрии.

Родькин П.:- «В современном мире свобода воспринимается как идея, политический лозунг, наконец, как социальный, экономический, политический и культурный феномен. Это понятие всегда было одним из самых значимых, востребованных и вместе с тем травматических в человеческой истории. В основе восприятия свободы лежит не только надежда и оптимистическое ожидание перемен к лучшему («освобождения»), но и тревога и страх, связанные с разрушением старого мира. Идея свободы мотивирует к действию самые разные исторические силы, становится идеологическим ядром политических систем и нередко дискредитируется ими. Свобода является источником вдохновения для мыслителей, художников, поэтов и общественных деятелей и воспринимается как опасный и зловещий путь к вседозволенности и анархии политическим классом, превращается в предмет спекуляций, популизма и т.п. Понятие свободы отличается противоречивостью, оно вызывает постоянные дискуссии в обществе, границы между свободой в ее позитивной и негативной версиях находятся в постоянном движении».

______

Цитаты их статьи: 

«В мире, пропитанном идеологией, нейтральность перестает быть возможной, и художник не может выйти из роли демиурга, открывающего или закрывающего реальность: жизненное пространство оказывается идеологическим знаком. И, по существу, решения принимаются вне его… Не желая быть демиургом и идеологом, он тем не менее сознает, что является им, и потому, не отказываясь от этой навязанной ему роли, изнутри анализирует ее, демонстрируя переходы от визуального образа к идеологическому манипулированию им — и обратно».

«Политизация искусства, политическое прочтение созданных в нем образов и символов, происходит даже не через содержание и не через форму (технику, визуально-графические и пластические приемы и стиль и т.д.), которые представляют собой первичный уровень такой политизации, но прежде всего через захват и монополизацию человеческого воображения».

«При соприкосновении с произведением искусства воображение пробуждается мгновенно, идет ли речь о пасторальном пейзаже, исторической картине, изображении повседневности в самых разных ее проявлениях, абстракции и т.д. Нейтрализовать его крайне сложно».

«Современное искусство и медиа не расколдовывают мир действительности, как это делает классическое искусство, но и не объясняет его.»

«Перестав быть инструментом пропаганды (сегодня это место заняли новые медиа), искусство перешло на аналитические позиции работы с воображением. Живописная форма фиксации неожиданно становится огромным преимуществом по сравнению с динамическими формами медиаискусства».

Статья П.Родькин  «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа и проблема символической воспроизводимости: от Эрика Булатова до Паскаля Бояра (Pboy) // Вестник культурологии. 2024. № 3(110).

______________________

Русская философия — новый взгляд на конфликтологию в России